Элективный курс «Предупреждение речевых и грамматических ошибок». 10–11-е классы

Разделы: Русский язык


Элективный курс “Предупреждение речевых и грамматических ошибок в устной и письменной речи” предполагает расширение знаний учащихся о речевой и грамматической нормах языка, предостерегает от использования языковых средств, лежащих вне норм литературного языка, формирует культуру речи (владение языковой нормой).

Одной из задач школьного курса русского языка является освоение системы языка, что связано и с освоением нормированной речи. Такая работа ведется на протяжении всего курса.

В процессе обучения письменной речи на уроках русского языка недостаточно уделяется внимания вопросам редактирования письменных работ учащихся. На эту работу отводится мало времени в школьной программе. Недостаточно систематической работы над речевыми и грамматическими ошибками, допущенными учащимися в изложениях и сочинениях. Эта же проблема касается и вопросов развития и совершенствования устной речи учащихся. Данный курс помогает систематизировать работу над редактированием письменных работ учащихся.

Основной вопрос состоит не в неумении выявлять речевые и грамматические ошибки, а в отсутствии классификации подобных ошибок и, следовательно, системы работы по их анализу и редактированию.

Программа элективного курса рассчитана на 68 часов. В 10 классе (34 часа) учащиеся знакомятся с видами речевых и грамматических ошибок, учатся редактировать текст; в 11 классе (34 часа) акцент сделан на грамматической стилистике.

Данный курс направлен на развитие умений учащихся контролировать свою письменную и устную речь в соответствии с речевыми и грамматическими нормами.

Задачами данного курса является научить:

  • употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения;
  • пользоваться выразительными средствами в разных условиях общения;
  • отбирать из множества слов самое нужное, которое точно передает мысль;
  • отбирать слова, не нарушая лексической и грамматической сочетаемости;
  • отбирать слова с учетом ситуации и обстановки речи;
  • избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных конструкций;
  • соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
  • править написанное в соответствии с грамматическими нормами;
  • грамотно в речевом отношении оформлять устные и письменные высказывания;
  • пользоваться словарями и справочниками по русскому языку.

Структура курса позволяет последовательно изучить различные виды речевых и грамматических ошибок в соответствии с их классификацией.

Основными формами работы в рамках данного курса являются анализ примеров с ошибками, их редактирование.

Использованная литература:

  1. Гиллингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. М, 2001.
  2. Голуб И.Б. Литературное редактирование. М, 2004.
  3. Бирюкова Т.Г. Речь старшеклассников: толкование обобщенных высказываний, круг ассоциаций. РЯШ, 2003.

Содержание курса 10 класс

  1. Вводное занятие. Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания задания части С (при написании сочинения).
  2. Понятие о речевой ошибке (понятие о речевой норме, причины возникновения речевых ошибок, виды речевых ошибок).
  3. Ошибки, вызванные неправильным выбором слов:
    • употребление слова в несвойственном ему значении;
    • нарушение лексической сочетаемости;
    • использование паронимов.
  4. Речевая избыточность:
    • употребление лишних слов (плеоназм);
    • употребление рядом или близко стоящих однокоренных слов. Тавтология.
  5. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:
    • неправильное усвоение значения фразеологизма;
    • видоизменение фразеологизма.
  6. Морфологические ошибки:
    • ошибки в употребление имен существительных;
    • ошибки в употреблении имен прилагательных;
    • ошибки в употреблении глагола;
    • ошибки в употреблении причастия;
    • ошибки в употреблении деепричастия;
    • ошибки в употреблении местоимения;
    • ошибки в употреблении числительных.
  7. Синтаксические ошибки:
    • нарушение согласования;
    • нарушение управления;
    • нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
    • ошибки в построении предложений с однородными членами;
    • ошибки в построении предложения с деепричастным и причастным оборотами;
    • ршибки в построении сложного предложения;
    • смешение прямой и косвенной речи;
    • нарушение границ предложения;
    • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм;
    • нарушение порядка слов в предложении;
    • ошибки в выборе союзов и союзных слов;

Содержание курса 11 класс

Тема Знать Уметь Кол-во часов
1. Понятие о грамматической стилистике Знать о грамматической стилистике Уметь строить свою речь согласно грамматическим нормам 1
2. Употребление форм существительных Знать о трудных случаях употребления форм существительных Уметь работать со словарем 1
3-4. Род несклоняемых существительных Знать об особенностях несклоняемых существительных Уметь использовать несклоняемые существительные в своей речи 2
5. Родовые различия в названиях лиц по профессии Знать о родовых различиях в названиях лиц по профессии Уметь использовать в своей речи лова, называющие лица по профессии 1
6. Трудные случаи употребления имен и фамилий Знать особенности склонения имен и фамилий Трудные случаи употребления имен и фамилий 1
7-8. Варианты окончаний родительного падежа единственного числа существительных мужского рода 2 склонения Знать о вариантах окончаний родительного падежа единственного числа существительных мужского рода 2 склонения Уметь склонять существительные мужского рода 2 склонения. 2
9-10. Винительный падеж одушевленных и неодушевленных существительных Знать формы винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных Уметь правильно использовать в своей речи формы винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных 2
11. Варианты окончаний предложного падежа единственного числа существительных мужского рода 2 склонения Знать варианты окончаний предложного падежа единственного числа существительных мужского рода 2 склонения Уметь правильно использовать в своей речи варианты окончаний предложного падежа единственного числа существительных мужского рода 2 склонения 1
12. Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода 2 склонения Знать варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода 2 склонения Уметь правильно использовать в своей речи варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода 2 склонения 1
13. Варианты окончаний родительного падежа множественного числа существительных Знать особенности вариантов окончаний родительного падежа множественного числа существительных Правильно использовать в своей речи варианты окончаний родительного падежа множественного числа существительных 1
14-15. Синонимия единственного и множественного числа существительных Знать о синонимии единственного и множественного числа существительных Уметь разграничивать формы единственного и множественного числа существительных 2
16. Работа с тестом по заданной теме   Уметь строить свою речь в соответствии с грамматическими нормами. 1
17. Употребление форм прилагательных Знать о формах прилагательных Уметь употреблять формы прилагательного 1
18-19. Синонимия полных и кратких прилагательных Знать и синонимии полных и кратких прилагательных Уметь разграничивать синонимичные полные и краткие прилагательных 2
20-21. Синонимия форм степеней сравнения прилагательных Знать о синонимии форм степеней сравнения прилагательных Уметь разграничивать синонимичные формы степеней сравнения прилагательных 2
22. Употребление числительных Знать об особенностях употребления числительных   1
23-24. Варианты сочетаний числительных с существительными Знать о вариантах сочетаний числительных с существительными Уметь выбирать правильный вариант сочетаний числительных с существительными 2
25-26. Употребление собирательных числительных Знать об употреблении собирательных числительных Уметь употреблять собирательные числительные 2
27-28. Употребление личных местоимений Знать об употреблении личных местоимений Уметь употреблять личные местоимения в своей речи 2
29-30. Особенности образования некоторых личных форм глагола Знать об особенностях образования некоторых личных форм глагола Уметь образовывать некоторые личные формы глагола 2
31-32. Синонимия возвратных и невозвратных глаголов Знать о синонимии возвратных и невозвратных глаголов Уметь использовать синонимичные возвратные и невозвратные глаголы 2
33-34. Варианты видовых форм глагола Знать варианты видовых форм глагола Уметь использовать варианты видовых форм глагола 2
35. Тестовое задание по теме   Уметь выбирать правильные написания в соответствии с грамматической нормы  

4.05.2015