Урок геометрии по теме "Прямоугольник, ромб, квадрат". 8-й класс

Разделы: Математика


Тип урока: урок обобщения и систематизации

Цели урока:

1. Обучающие:

1.1.Повторить определение, свойства, признаки четырёхугольников – параллелограмма.
1.2.Повторить определение, свойства прямоугольника, ромба и квадрата, учить применять их на практических задачах.
1.3.Учить анализировать условие задачи, вести по результатам анализа построение, проводить исследование.

2. Развивающие:

2.1.Развивать умение планировать собственную деятельность, преодолевать трудности интеллектуального труда.
2.2.Формировать навыки обобщения и систематизации знаний по теме.

3. Воспитательные:

3.1.Формировать потребность к самоконтролю; навыки партнёрской деятельности в группе, в коллективе; навыков самостоятельного обучения.
3.2.Развивать чувства долга и ответственности за результаты собственной деятельности.
3.3.Создать условия для реализации учебных потребностей каждого ученика в классе.

Технологическая карта урока

ХОД УРОКА

Деятельность учителя Деятельность учащихся Цели
ЭТАП I . Мотивация к учебной деятельности и постановка целей урока
Учитель приветствует учащихся, ставит перед учащимися цели урока, настраивает на плодотворную работу. (Приложение 1.Слайды 1, 2) 2.1
ЭТАП II . Повторение, систематизация и обобщение теоретических знаний по теме
 

Составление схемы по опорным вопросам.

1.1
1.2
Работа с группой менее подготовленных учащихся
проверяется теоретическая подготовленность по теме.  (Приложение 1. Слайды 3, 4.)
Дидактическая игра с менее подготовленными учащимися. Проводится учеником из числа более подготовленных учащихся.

Это 10 вопросов, на которые надо дать односложный ответ «да» или «нет» («да» – рука поднята ладошкой от себя; «нет» – рука поднята ладошкой к себе). Подсчет количества правильных ответов ведется в таблице. 

Вопросы

1. Ромб – параллелограмм, у которого все углы прямые? (Нет)
2. Ромб – параллелограмм, у которого все стороны равны? (Да)
3. Прямоугольник – параллелограмм, у которого все углы равны? (Да)
4. Параллелограмм – четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны?
(Да)
5. Параллелограмм – четырехугольник, у которого диагонали точкой пересечения делятся пополам? (Да)
6. Прямоугольник – параллелограмм, у которого все стороны равны? (Нет)
7. Ромб – параллелограмм, у которого все углы прямые? (Нет)
8. Квадрат – ромб, у которого все углы прямые? (Да)
9. Параллелограмм – четырехугольник, у которого две противоположные стороны попарно равны? (Нет)
10. Параллелограмм – четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно равны?
(Да)

Для 1, 2 групп более подготовленных учащихся
Повторяем и систематизируем свойства ромба и квадрата, сравниваем их со свойствами прямоугольника и параллелограмма.
Теоретическая самостоятельная работа
Заполнить таблицу, отметив знаки + (да), – (нет).
  Параллелограмм Прямоугольник Ромб Квадрат
1. Противолежащие стороны параллельны и равны.        
2. Все стороны равны.        
3. Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 1800.        
4. Все углы прямые.        
5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.        
6. Диагонали равны.        
7. Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов.        

Проверка правильности заполнения таблицы со всем классом. Записи в тетради.
Правильные ответы:

  параллелограмм прямоугольник ромб квадрат
1. + + + +
2. + +
3. + + + +
4. + +
5. + + + +
6. + +
7. + +
2.2
1.1
1.2
ЭТАП III. Решение задач
Решение простейших задач по готовым чертежам. (Приложение 1. Слайды 5-10) Решение задач по готовым чертежам в группах более подготовленных учащихся
Задачи  для 1, 2 группы. Дается время на предварительное обдумывание. (Рисунок 1)

1.3
2.2
3.1
3.2
3.3
Совместное письменное решение задач по готовым чертежам. Решение предлагают учащиеся 1 и 2 групп.  
  Систематизируя рассмотренные свойства данных фигур, цифрами отметить на рисунке количество известных свойств каждой фигуры (рисунок 2).

Все фигуры имеют 4 свойства , параллелограмма, ромбы имеют дополнительно еще 3 свойства, прямоугольники – дополнительно 2 свойства, а квадраты имеют все свойства параллелограмма (4), дополнительно свойства ромба, прямоугольника – всего 9 свойств.

2.2
ЭТАП IV. Рефлексия деятельности (соотнесение результатов с поставленными целями урока)
Учитель предлагает учащимся определить  характер своей работы на уроке, выбрав одно из трех высказываний:

1)Я выполнял тяжелую для меня работу.
2)Я добросовестно трудился.
3)Я возводил храм науки

(Приложение 1.Слайд 11)

Домашнее задание. п. 45,46, № 412, 433

3.1

Литература.

10.06.2015