Урок литературы «Искусство, культура и поэзия Японии». 7-й классе

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

Метапредметные:

- развивать умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- развивать способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

- развивать понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

- развивать стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; развивать умение задавать вопросы.

- развивать умение работать в группе.

Предметные:

- познакомить учащихся с японскими трехстишиями – хокку (хайку), традициями и искусством Японии.

- развивать умение проверять написанное; умение находить, сравнивать.

Личностные:

- воспитывать толерантное отношение к культуре, языку Японии;

- развивать умение осознавать и определять свои эмоции; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- развивать умение чувствовать красоту и выразительность речи;

- развивать интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- развивать творческий потенциал учащихся.

Оборудование:

  • проектор
  • творческие работы учащихся “Современная Япония”
  • материалы для создания икебаны

Ход урока

Звучит японская музыка

Япония... Страна восходящего солнца... Незнакомый, таинственный, не всегда понятный нам мир Востока.

Япония, официальное название “Нихон коку”, “Ниппон коку” — островное государство в Восточной Азии. Расположено в Тихом океане, к востоку от Японского моря, Китая, Северной и Южной Кореи, России, занимает территорию от Охотского моря на севере до Восточно-Китайского моря и Тайваня на юге страны.

Япония расположена на Японском архипелаге, состоящем из 6852 островов. Четыре крупнейших острова — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку — составляют 97 % общей площади архипелага. Большинство островов горные, многие вулканические. Высшая точка Японии — вулкан Фудзияма (3776 м). С населением более 127 миллионов человек Япония занимает десятое место в мире.

Столица Японии – Токио. Япония – современная страна, имеющая многовековые культурные традиции.

Но прежде, чем говорить об искусстве Японии, расскажите, что вы знаете о современной Японии (ответы учащихся – рефераты)

Действительно, Япония – это удивительный мир. Посмотрите, как наряду с небоскребами, мы можем увидеть древние японские замки. (Презентация “Современная Япония”)

Посмотрите на слайд презентации. Перед вами хокку – японское нерифмованное трехстишие, состоящее из 17 слогов (5-7-5).

Прочитайте и скажите, что вы видите, как вы можете объяснить эти строчки?

В гостях у вишневых цветов
Я пробыл ни много ни мало -
Двадцать счастливых дней.

Под сенью вишневых цветов
Я, словно старинной драмы герой,
Ночью прилег уснуть.

(ответы учащихся)

Эти прекрасные стихи, которые отличаются простотой поэтического языка, свободой изложения, написал известный японский поэт Мацуо Басе.

Жанр хокку появился в Японии в XVII веке. Создателями его были люди разных профессий: врачи, учителя, художники, ремесленники и даже самураи. Но среди них были и профессиональные сочинители. Наиболее известными были Мацуо Басе (1644-1694), Яса Бусон (1716-1783), Кобаяси Исса (1769-1827), Масаока Сики (1867-1902). (Презентация “Портреты”)

Работа по учебнику (стр 231-232)

Давайте рассмотрим несколько хокку:

 О этот долгий путь!
Сгущается сумрак осенний,
И – ни души кругом

Что вы представили?

В Японии, как вы знаете, есть гора Фудзияма, которая считается священной. Многие верующие люди для исцеления от болезней, бед дают обет и от подножия до вершины на коленях проходят этот трудный путь.

Из сердцевины пиона
Медленно выползает пчела...
О, с какой неохотой!

А о чем, по вашему мнению, Басе хотел сказать этим хокку? Это стихотворение написано о том, что человек, побывавший в гостеприимном доме, не хочет его покидать.

Но не только литературным искусством знаменита Япония. В японском языке существует выражение “цивилизация сосновой иглы”.

Как вы думаете, что оно обозначает?

Конечно, это способность наслаждаться красотой одной хвоинки, цветка, ветки. Надо только быть очень внимательным.

Как вы знаете, в Японии уже много столетий существует икебана – особый вид искусства. Каждый дом имеет специальную нишу, где на низкой подставке стоит ваза с живыми цветами.

Искусство составления икебаны – это не просто составление букета, а часть духовной жизни японского народа, своеобразная модель мира. Икебана имеет свои законы: любой букет должен состоять из растений разной высоты. Высокие цветы – небо, средние – человек, низкие – земля.

Каждому времени года соответствуют определенные цветы. В Японии есть цветы весенние – тюльпаны и зимние – хризантемы. И ни в коем случае их нельзя соединять в одном букете.

Новогодний букет в Японии особенный: в нем обязательно должна быть ветка сосны (символ долголетия), бамбука (жизнерадостность, изобилие) и цветущая ветка сливы (надежда и вечное обновление).(Презентация “Икебана”)

Поэзия, живопись, архитектура Японии многогранна. Мы познакомились лишь с маленькой частичкой культуры страны восходящего солнца, лишь прикоснулись к прекрасному искусству.

Давайте попробуем на практике показать, что вы усвоили из сегодняшнего урока.

Работа по группам (ребята сочиняют свои хокку, флористы составляют икебану)

Подведение итогов.

Увидеть прекрасное в обыденном, не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас искусство Японии. Давайте будем внимательными к мелочам, и тогда мир откроется нам во всем своем великолепии.

(Звучит японская музыка)

Использованный материал:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%DF%EF%EE%ED%E8%FF

20.05.2015