Урок литературы «Сонет Серебряного века». 11-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели и задачи:

  • Дополнить знания учащихся о поэзии Серебряного века, познакомив их с сонетами В.Брюсова, К.Бальмонта, О.Мандельштама, И.Северянина и И.Бунина.
  • Дать представление о жанре сонета, показать преемственность его развития, выявить пушкинскую традицию и особенности ее поэтической трансформации в сонете Серебряного века.
  • Развить умения и навыки анализа поэтического текста.
  • Воспитывать художественно-эстетические чувства учащихся.

К уроку было дано индивидуальное задание: подготовить сообщение “Родословная сонета”. Опережающее задание для всего класса: выписать определения понятий “сонет”, “катрен”, “терцет”, “лейтмотив”.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Одной из заслуг символизма было то, что он сформировал высокую культуру стиха и научил поэтов пользоваться не только рифмами и звуками, но и с уверенностью использовать старые, классические формы поэзии. Одним из таких классических жанров, встречающимся в поэзии модернистов, был сонет. Тема нашего урока – сонет серебряного века (слайд 1). В ходе занятия мы с вами должны (слайд 2) познакомиться с сонетами таких поэтов начала 20 века, как Брюсов, Бальмонт, Мандельштам, мы обратимся к поэтическому творчеству Ивана Бунина. Также вы узнаете о происхождении сонета, его развитии в русской литературе.

(слайд 3) По мнению французского поэта 17 века Николая Буало, своим рождением сонет обязан богу Апполону: “ В тот день, когда он был на стихотворцев зол, законы строгие сонета изобрел. Вначале, молвил он, должны быть два катрена; двумя терцетами кончается сонет. Он указал размер и сосчитал все слоги, в нем повторять слова поэтам запретил и бледный вялый стих сурово осудил”

Индивидуальное сообщение учащегося (отредактировано заранее учителем).

Родиной сонета считается Италия. (слайд 4). Он появился в 13 веке, когда заканчивалось Средневековье и наступала эпоха Возрождения. В дальнейшем канонизировалось три основных типа европейского сонета6 итальянский, французский, английский.

Однако именно в Италии выходит первая книга сонетов “Новая жизнь”, автором которой был Данте Алигьери – великий западноевропейский поэт эпохи Средневековья. (слайд 5). Этак книга представляла собой лирическую исповедь поэта, состоящую из 26 сонетов, которые он посвятил своей возлюбленной – Беатриче.

Первым человеком новой эпохи Возрождения, принято считать Франческо Петрарку. Он довел жанр сонета до совершенства. Его поэтический сборник – “Книга песен” был завершен в 1322 году, он включает в себя 336 стихотворений, из которых 317 – сонеты. Все они посвящены прекрасной Лауре.

Сонет является первой со времен античности формой поэзии, которая родилась как письменный жанр, минуя музыкальное исполнение. В сонете говорилось о любви, давался анализ испытываемым чувствам, описывались переживания и надежды. Поэт в сонете признавался в любви к земной женщине и в земном находил высшую красоту и благо. Сонет – это один из литературных жанров, который создавался не на латыни, а на национальных языках. С него начинается своеобразное рождение национальных европейских литератур.

В Европе сонет сложился только в 16 веке. Новое нетрадиционное содержание сонету придал английский поэт и драматург Уильям Шекспир. Он расширил круг тем этого жанра: размышлял не только о любви, но и об изменчивости мира, времени.

История русского сонета насчитывает два с половиной столетия, особый интерес к этому жанру возникал в золотой и серебряный века русской поэзии.

Слово учителя

Существуя со времен Средневековья, сонет, безусловно, накопил определенные признаки, отличающие его от других жанров. Однако иногда представление о жанре, его границах, способности воплотить то или иное содержание носит весьма нечеткий, размытый характер. И тогда жанр становится как бы пластичным, он соединяется с другими жанрами, а значит его возможности становятся шире. “Пластичные” жанры постоянно меняются на протяжении своего развития. К таким жанрам и относится сонет.

- Почему же жанр сонета на протяжении столетий не утратил, а только приумножил своеобразие и красоту?

(слайд 6)

Начнем разговор с выделения и характеристики устойчивых признаков сонета. Набор подобных признаков можно определить таким понятием, как “память жанра”.

Итак, сонет состоит из 14 строк, образующих два четверостишия – катрена и два четверостишия терцета.

Однако, комбинация катренов и терцетов не единственный признак сонета.

- Какие темы характерны для сонета? (любовь, размышление о поэзии) Для сонета специфичны благородные и возвышенные любовные и поэтические чувства.

Задание учащимся: прочитайте сонет А.С. Пушкина “Мадонна”, определите основные тематические пласты и выразительные средства (тексты у учащихся на партах – приложение 1).

Комментарий для учителя: В этом произведении поэтический мир одухотворён искусством и святыми образами Мадонны и Спасителя, взоры которых обращены на поэта, и этот труд закономерно переходит в высокое и чистое чувство любви. Сонет появился в переломный момент жизни автора – в преддверии женитьбы на Наталии Николаевне Гончаровой. В произведении мы находим устремление к святости, чистоте жизненного бытия, при этом поэтическая мысль оказывается перед неизбежным вопросом о совместимости чистоты и прелести, благодати и страсти. Пушкинская лексика в поэтическом контексте передаёт чувство благоговения перед святостью вечного образа, волеизъявлением творца, но одновременно – и перед красотой женщины. В сонете две героини, образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины, которую поэт назвал “моя Мадонна”.

Вывод (учитель или учащиеся после обсуждения сонета): типичными выразительными средствами для сонета являются восклицания и риторические вопросы, обращения и черты посланий, разнообразные сравнения, ритмические повторы.

Задание учащимся: прочитать сонет А.С. Пушкина “Поэту”, определить лейтмотив. (тексты у учащихся на партах – приложение 2)

Вывод: лейтмотив сонета - поэт и толпа, и он находится в достаточно энергичном развитии. Ещё одним жанровым признаком сонета, выражающим его специфическую сущность, является динамика лейтмотива.

С этим связан еще один устойчивый признак сонета – принцип воздействия на читателя. Его смысл в обмане ожиданий, в своеобразной игре с читателем. Именно эта игра особенно привлекала поэтов-модернистов.

(Слайд 7)

Итак, заслуга Пушкина состоит в том, что он активизировал память жанра в его основных признаках, создав эталоны русского сонета: любовного, философско-исторического и “сонета о сонете”, но при этом он привил классическому сонету иронию и сарказм. Его преемниками в процессе преобразования сонета стали поэты-модернисты.

Задание: учащиеся делятся на 5 групп, каждая группа получает материал для работы и общее задание - подготовить выразительное чтение своего сонета, определить тему (темы), проследить динамику лейтмотива, назвать основные выразительные средства, определить в чём заключается новизна сонета. (приложение 3)

  • 1 группа: “Сонет о поэте” Валерия Брюсова
  • 2 группа: “Хвала сонету” Константина Бальмонта
  • 3 группа: “Казино” Осипа Мандельштама
  • 4 группа: “Блок” Игоря Северянина
  • 5 группа: “Вечер” Ивана Бунина

Учащиеся выступают последовательно, начиная с первой группы, их выступления сопровождаются слайдами (1 группа – 8 слайд, 2 группа – 8 слайд, 3 группа – 9 слайд, 4 группа – 10 слайд, 5 группа – 11 слайд)

Комментарий для учителя:

Традиционная тема о назначении поэта и поэзии поднимается поэтом-символистом Валерием Брюсовым. В своем сонете поэт продолжает размышления Пушкина на эту тему, прозвучавшие в сонете “Поэту”. Но в отличие от Пушкина, брюсовский поэт – поэт особой судьбы, он одинок, он старается постигнуть истину, его ждет особая судьба. Поэт-символист использует сравнение, антитезу (“Хотя б никто не знал, не слышал про меня, / Я знаю, я поэт!” “жизнь и гибель”, “зачатие и смерть”, “горести и смех” ), прибегает к различным символам. Брюсов сравнивает дух поэта с силой огня, другим символом является образ бездны. Сонет Брюсова – это сонет-размышление, поэтому в нем есть и риторические вопросы, и восклицания. Произведение написано в традиционной форме. В первом катрене много эпитетов, во втором преобладаю глаголы в настоящем времени, они несут жизнеутверждающие эмоции, однако затем идет сомнение, выраженное в антитезе “но что во мне поёт”.

Больше всего сонетов среди символистов написал Константин Бальмонт, его книга “Сонеты солнца, меда и луны” состоит из более 200 сонетов. Тема сонета “Хвала сонету” - творец и его творчество. В нем проводится неожиданное сравнение поэзии с красивой девушкой. Признание в любви и восторженное настроение поэта неожиданно сменяется словами о возможной мстительности сонета, в последних строках сравнивает сонет с метким кинжалом, несущим смерть.

Ярким примером поэтизации серых будней стал сонет Осипа Мандельштама “Казино”. Он состоит из простых, узнаваемых предметов, каждое вызывает новый оттенок чувства. При чтении создается ощущение нескончаемой трагичности жизни, и только в самом конце появляется оттенок просветления и надежды. Мандельштам использует символы- образы мгла, дюны, казино.

Представители русского футуризма не старались сохранить классическую форму сонета, только Игорь Северянин и Бенедикт Лившиц отнеслись к этой форме поэзии бережно. В свою книгу “Медальоны” Игорь Северян помещает более 100 сонетов о деятелях литературы и искусства. Некоторые характеристики объективны и проницательны. Примером служит сонет “Блок”. Основной образ в сонете – это поэт-творец, портрет дан фрагментарно, в кубическом стиле, это рождает противоречивые эмоции (прием контраста). Северянин искусно переплетает слова высокого стиля и собственное словотворчество. Особенность произведения – сочетание торжественности и иронии. В последнем терцете Блок сравнивается со странником, символ мудрости и святости. Примером парадоксального сочетания возвышенного образа и иронии является сонет “Гурманка”.

Среди поэтов 20 века, не принадлежавших ни к одному из модернистских течений, выделяется Иван Бунин. Его сонеты гуманны и элегичны. Произведение написано в традиционной классической форме, но по содержанию является новаторским. Предметом изображения становится природа, а не человек и его чувства, кроме того каждый образ многозначен и требует от читателя сотворчества.

Заключительное слово учителя

Итак, мы с вами проследили за развитием одного из самых традиционных жанров, именно этот классический поэтический жанр привлекал поэтов Серебряного века. Сонет в их творчестве сохранил “память жанра”, не утратил свои устойчивые признаки, но при этом получил новое необычное разнообразие тем и образов, расширил возможности выразительных средств.

В конце нашего урока я бы хотела проверить, как вы усвоили то, что было сказано, поэтому предлагаю написать небольшую проверочную работу (слайд 12).

И в заключение оцените свою активность на уроке (слайд 13).