«Сложение числа 5 с однозначными числами». 1-й класс

Разделы: Начальная школа


1 класс УМК «Перспективная начальная школа».

Урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Вызов

1. Мотивация учебной деятельности (1-2 мин.)

Учитель: Руки?

Дети отвечают: На месте.

– Ноги? – На месте.

– Локти? – У края.

– Спина? – Прямая.

– Сегодня на уроке нам помогут Миша и Маша. (Маша и Миша Ивановы-герои УМК ПНШ) Они не боятся трудностей, любознательны. Маше очень нравится математика, а Миша как всегда задаёт много вопросов.

 

– Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности (5-6 мин.)

1) Запишите в тетради значения выражений:

  • разность чисел 5 и 3;
  • сумма чисел 3 и 1;
  • 4 увеличить на 2;
  • 9 уменьшить на 1.

– Маша просит вас определить закономерность. Назовите следующее число.

2) Что вы знаете про число 10? (круглое, самое маленькое двузначное число, десяток, к числу 10 удобно прибавлять любое однозначное число).

3) Устно найдите значение следующих выражений:

  • 10+2=
  • 10+5=
  • 10+6=
  • 10+8=
  • 10+9=

4) Миша предлагает вам вспомнить состав числа 10 полностью по линейке чисел

1 2 3 4 5 6 7 8 9

(Дети устно вспоминают состав числа десяти)

5) – Найти значение выражений письменно в тетради:

  • 1+6=
  • 2+7=
  • 3+4=
  • 5+6=

– Проверим, что у вас получилось. (Дети называют ответы, учитель фиксирует на доске; ответы могут быть разные)

3. Постановка проблемы (3 мин.)

– Что же у нас получилось? Результаты последнего выражения разные. Значит, не все справились. Это проблема? У нас возникла проблема. Миша растерялся, не знает, что делать. Давайте наполним корзину нашими идеями, как можно справиться с этой проблемой. (Дети выдвигают различные предположения. Которые фиксируются на доске.)

Корзина идей
Посчитать на калькуляторе   присчитывать по частям
   
Посчитать на пальцах   посчитать на палочках

– Посмотрите внимательно на эти выражения.

– Чем они похожи? (везде знак плюс, складываем однозначные числа)

– Однозначные числа мы умеем складывать? (да)

– Учили ли мы таблицы сложения чисел 1, 2, 3, 4? (да)

– Почему последнее выражение вызвало у вас затруднения? (Потому что мы ещё не встречались с такими выражениями, где нужно сложить число 5 с однозначными числами, и при этом значение выражения получается больше 10 , для подсчета не хватило пальцев на руках, нет линеек для счета)

– Чем это выражение отличается от первых трех? (Нужно сложить число 5 с однозначными числом и при этом значение получается больше 10)

– Значит, чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Научиться складывать число 5 с числом 6, когда значение получается больше 10).

– Если значение выражения больше 10, то говорят, что это сложение с переходом через десяток.

4. Постановка цели.

– Какая же цель сегодня перед нами? (Складывать число 5 с однозначными числами с переходом через десяток)

– Кто сформулирует тему урока? (Тема урока – «Сложение числа 5 с однозначными числами»)

II. Осмысление

1. Проектирование и фиксация нового знания (10мин.)(Самостоятельное открытие нового)

– У вас на парте лежит таблица, заполните 1 и 2 столбцы (парная работа)

Таблица ЗХУ

Что мы знаем о сложении Что хотим узнать Что узнали
  • состав чисел первого десятка
  • как прибавлять однозначные числа к 2, 3, 4
  • Правило перестановки слагаемых
  • Как прибавить к 5 однозначные числа
 
Осталось узнать
 

– Я предлагаю вам самим найти удобный способ для нахождения значения нового выражения.

– Попробуете? А я вместе с Машей и Мишей будем вам помогать.

– У нас есть число 5. Сколько единиц нам не хватает до 10? (5)

Где взять 5? (Из числа 6)

Значит, нам нужно второе слагаемое 6 разбить на удобные слагаемые.Одно мы уже знаем – это число 5. А другое слагаемое, какое? (1)

Какой суммой заменим число 6? (суммой чисел 5 и 1)

А почему именно такой суммой? (Так как 5+5=10). А к 10 удобно прибавлять любое однозначное число.

– Кто догадался, как легко и быстро решить этот пример?

5+6=5+(5+1)=(5+5)+1=10+1=11

– Давайте посмотрим, как подобное задание выполнено в учебнике (стр. 55, №1)

Чья идея оказалась верной? Возврат к корзине идей.

Физкультминутка

2. Первичное закрепление (5 мин.)

– Отдохнули, пора за работу!

Работа в тетради для самостоятельной работы (стр. 73 , № 1,1 и 2 строчки) под руководством учителя, комментируя решение в громкой речи.

3. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (3 мин.)

– Я думаю, что теперь вы самостоятельно сможете выполнить последнее задание этого номера.

– Проверьте по эталону на доске.

– Кто решил правильно, тот поставит рядом с решением знак «+». Молодцы!

– Кто допустил ошибку при решении? Определите место ошибки и причину. Над чем надо поработать? Подчеркните место ошибки.

– Проверьте полученные значения сумм по пятому столбику «Таблицы сложения».

– Посмотрите строчки в синем цвете. Почему мы не рассматривали их. (Мы умеем находить значения этих выражений).

– Каким правилом мы воспользуемся? (от перестановки слагаемых сумма не меняется)

4. Учебник с 55 №3 (4-5 мин.)

– Запишите суммы в тетрадь. Найдите значения сумм, используя правило перестановки слагаемых.

Взаимопроверка с помощью «Таблицы сложения».

– Кто допустил ошибку при решении? Над, чем надо поработать? Подчеркните место ошибки.

III. Рефлексия учебной деятельности (5 мин.).

Работа с таблицей ЗХУ. Что узнали на уроке? Заполните таблицу.(Заслушивание ответов нескольких уч-ся.)

Что мы знаем о сложении Что хотим узнать Что узнали
  • состав чисел первого десятка
  • как прибавлять однозначные числа к 2. 3,4
  • Правило перестановки слагаемых
  • Как прибавить к 5 однозначные числа
  • Если значение выражения больше 10, то говорят, что это сложение с переходом через десяток.
  • Как прибавить к 5 однозначные числа
Осталось узнать
  • Как прибавлять однозначные числа к 6, 7, 8, 9

 – Как же сложить число 5 с однозначными числами? (Надо однозначное число прибавлять по частям, раскладывая его на удобные слагаемые).

– Вы помните, какую цель мы ставили перед собой? (Научиться складывать число 5 с однозначными числами с переходом через десяток)

– Достигли ли мы этой цели?

– Вы думаете, что вы научились этому? Оцените свою работу следующими знаками:

– Кому всё было понятно, кто может помочь товарищу сложить число 5 с однозначными числами с переходом через десяток скажите: «Я молодец!».

– Кому на уроке работать было трудно, и остался вопрос, который вам хочется мне задать, скажите: «У меня обязательно всё получится».

– Урок окончен, всем спасибо за работу.

22.03.2015