Урок по теме «Системно-деятельностный подход на уроке окружающего мира. Свойства воды»

Разделы: Начальная школа


Содержание

1. Введение.

2. Урок окружающего мира.

3. Заключение.

4. Список литературы.

Введение

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формированию целей образования планируемых результатов деятельности (предметных, метапредметных и личностных), к структуре образовательной программы, к условиям реализации стандартов.

Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся УУД.

При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системнообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика.

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Цели:

- познакомить детей со свойствами воды, дать представление о применении воды в жизни человека;

- развитие познавательного интереса средствами предмета окружающий мир;

- воспитание бережного отношения к воде.

Результаты обучения.

Предметные УУД:

- овладение первоначальными знаниями о свойствах воды.

Личностные УУД:

- определять личностный смысл полученных знаний.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группе;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- понимать и удерживать учебную задачу.

Познавательные УУД:

- находить информацию в тексте учебника, анализировать, делать выводы.

Ход урока

1. Орг. момент - проверка готовности к уроку.

2. Актуализация. Мотивация.

Девиз урока "Знаешь - говори, не знаешь - слушай!".

Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

Разгадай кроссворд, и ответьте на вопрос: "Без чего невозможна жизнь на Земле?"

1) Кто он сказочный герой,
Жизнь свою связал с водой? (Водяной)

2) Речка бежала, упала с горы.
Это явление ты назови. (Водопад)

3) В огне не горит и в воде не тонет. (Лед)

4) Без крыльев летит, без ног бежит, без паруса плывет. (Облако)

- Исходя из этого, сформулируйте тему.

- Вы все знаете о воде? Какие цели поставим?

(Узнать все о воде. Научиться бережно относиться к ней)

- А что вы о ней знаете?

- Оцените свои знания.

(Капельки:

красная - знаю все,

желтая - не все знаю,

зеленая - ничего не знаю)

- Эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке.

- Составьте слово. (Исследователь)

- Кто такой исследователь?

Работа со словарем (толковый).

Человек, который изучает разные предметы и вещества.

- Сегодня мы проведем исследование воды и ее свойств.

3. Познавательная деятельность

3.1. Работа в группах

Инструкция каждой группе:

1 группа - работает над первым свойством - прозрачность (стакан с водой, молоком, ложка);

2 группа - свойство цвет (вода, разноцветные полоски);

3 группа - запах (стакан с водой и с апельсиновым соком);

4 группа - вкус (вода, сок);

5 группа - форма (стакан, сосуд, пробирка);

6 группа - растворитель (2 стакана, соль, сахар).

Опыт - учитель.

Вода при нагревании - расширяется, при охлаждении - сжигается.

3.2. Представление результатов.

- Подведем итог наших исследований.

- Какой объект исследования?

- Какими свойствами обладает?

- Заполнение таблицы.

Свойства воды

Цвет, прозрачность Нет цвета, прозрачна
Запах Нет
Вкус Нет
Способность растворять Растворитель
Что происходит при нагревании Расширяется
При охлаждении Сжимается
Текучесть, форма Нет формы, текучая

4. Физминутка (см. СаНПиНы)

5. Самостоятельная работа.

- В начале урока мы сказали, что жизнь без воды на Земле невозможна.

- Прочитать стр.49 "Вода и жизнь".

- Какую роль вода играет в жизни человека?

6. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

- Где нам могут пригодиться новые знания?

- Оцените свои знания на конец урока?

- За что себя можно похвалить?

7. Домашнее задание

1) Страница 25, задание в тетради;

2) Сочинить сказку о воде.

Заключение

Данная творческая разработка по окружающему миру УМК "Школа 2100" во 2 классе по теме "Свойства воды в системно-деятельностном подходе позволяет развивать различные УУД.

Регулятивные - контроль и самоконтроль, целеполагание, оценка.

Познавательные - общеучебные, информационные.

Коммуникативные - инициативное сотрудничество.

На данном уроке дети занимают активную позицию, в процессе деятельности наблюдают и делают выводы, оценивают результаты своей деятельности.

Список литературы

1. А.А. Выхрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан "Окружающий мир", 2 класс.

2. А.А. Выхрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир", 2 класс.

3. Толковый словарь Ожегова.

14.04.2015