Урок истории по теме «Обострение противоречий в стране. От Февраля к Октябрю»

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Образовательные:
    • показать исторические условия, в которых произошла Октябрьская революция
    • выделить главные события периода февраля-октября 1917 г.
    • раскрыть непоследовательность политики Временного правительства
  • Развивающие:
    • развивать навыки самостоятельной работы с историческими документами, таблицами, схемами
    • формировать умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы
  • Воспитательные:
    • воспитывать у учащихся патриотизм, гражданственность
    • уважение к человеку, как к личности и формировать умение объективно оценивать роль личности в истории.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений.

Форма урока: урок-практикум.

Основные понятия:

  • двоевластие
  • декларация
  • «Апрельские тезисы»
  • «Корниловский мятеж»

Оборудование:

  • раздаточный материал (Декларация Временного правительства, манифест ЦК РСДРП «Ко всем гражданам России», «Апрельские тезисы»)
  • таблица «Четыре состава Временного правительства»
  • фрагменты видеофильмов «О лидерах большевистской партии», «О выступлении Л.Г.Корнилова», «Обстановка в России накануне Октябрьской революции»
  • тесты для закрепления материала

План урока:

  • Расстановка политических сил в России после Февральской революции. Двоевластие.
  • Программа преобразований Временного правительства и манифест РСДРП «Ко всем гражданам России»
  • «апрельские тезисы» В.И. Ленина
  • Кризисы Временного правительства
  • «Корниловский мятеж»
  • Большевизация Советов
  • Накануне Октябрьской революции

Оформление на доске: план урока, схемы «Двоевластие», «Рост численности РСДРП с февраля по октябрь 1917 г.»

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы урока, знакомство с целями урока и формами работы.

II. Изучение вопроса о распределении политических сил в России после Февральской революции. Двоевластие. Беседа с учащимися. Разъяснение учителя.

Использование схемы:

Двоевластие

Временное правительство                   Советы рабочих депутатов

Вопросы для беседы:

  1. К кому перешла власть после Февральской революции?
  2. Представители каких партий вошли в состав Временного правительства? Чьи интересы они выражали в первую очередь?
  3. Кто возглавил первый состав Временного правительства?
  4. Каковы были требования наиболее многочисленных слоев населения?
  5. Какой еще важнейший политический орган был создан в ходе революции? Кто его возглавил? Какие партии в нем преобладали?
  6. Кого поддерживали народные массы? Могли ли Советы уже тогда взять власть в свои руки?

III. Работа с документами:

1) Декларация Временного правительства.
2) Манифест ЦК РСДРП «Ко всем гражданам России»

Задание: Сравните содержание двух документов. В чем cходство и различия выдвигаемых в них требований.

IV. Просмотр фрагментов видеофильма о возвращении Ленина из эмиграции.

V. Работа с документом «Апрельские тезисы»

Вопросы для обсуждения:

– Отвечал ли настроениям народных масс тезис Ленина о войне?
– Почему Временное правительство выступало за войну «до победного конца»?
– Нужен ли был скорейший переход ко второму этапу революции? Почему Ленин не поддерживал Временное правительство?
– Ленин говорил о преимуществах «республики Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов» по сравнению с парламентской республикой. Какая форма государства, на ваш взгляд, более демократична? Почему?
– Отвечал ли ожиданиям народа тезис о конфискации помещичьих земель?
– Что означает «национализация земли»? Целесообразно ли было выдвигать такое требование в то время?

VI. Сообщения учащихся о кризисе Временного правительства.

Четыре состава Временного правительства.

Временное правительство первого состава Первое коалиционное правительство Второе коалиционное правительство Третье коалиционное правительства
Период нахождения у власти
2(15) марта- 6(19) мая 6(19) мая-24 июля (6 августа) 24 июля (6 августа)- 1(14) сентября 25 сентября (8 октября)- 26 октября (8 ноября)
Глава правительства
Г.Е. Львов Г.Е. Львов А.Ф. Керенский А.Ф. Керенский
Партийный состав правительства
2 октябриста, 8 кадетов, 1 трудовик 1 октябрист, 8 кадетов, 3 эсера, 2 меньшевика 7 кадетов, 5 эсеров, 3 меньшевика 6 кадетов, 2 эсера, 4 меньшевика, 6 беспартийных

Физкультминутка (упражнения для глаз, туловища, осанки)

VII.Просмотр фрагмента видеофильма о выступлении Л.Г. Корнилова.

Задание: разъяснить и конкретизировать политические позиции Керенского и Корнилова, объяснить причины расхождения между ними.

VIII. Рассказ учителя о увеличении влияния большевиков и углублении кризиса в стране. Вывод: Кризис охватил все стороны жизни общества.

IX. Просмотр фрагментов видеофильма

Оцените влияние событий накануне Октябрьской революции на будущее России.

X. Закрепление и контроль усвоенного материала. Решение тестов.

XI. Итог.

XII. Домашнее задание-параграф 26. Вопросы и задания после параграфа.