Музейно-образовательное занятие «К дедушке Корнею»

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: обучение основным знаниям по русской культуре и истории, закрепление изученного в школе или на занятиях в студиях, воспитание интереса и любви к русской литературе

Задачи: познакомить с биографией писателя и историями создания его сказок, привлечь внимание детей к идейному и предметному содержанию сказок

Предметно-визуальный ряд: книги со сказками и загадками К.И. Чуковского, дисковый телефон, вакса, мыло, гребешок, калоши, фигурки слона и крокодила, игрушки гориллы и медведя, барана и лисы, кочерга, монета, гвоздь, ковш, фонарь, сито, скалка, портсигар, саквояж, печатная машинка

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступление

– Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Вам предстоит преодолеть множество испытаний, и если вы справитесь с большинством из них, то сможете сделать настоящие открытия.

Основная часть

1. Настоящее имя Чуковского – Николай Корнейчуков. Он родился в Санкт-Петербурге в 1882 году (более 130 год тому назад). Мама его была крестьянкой, а отец студентом. Они не были женаты, и вскоре после рождения Николая, отец оставил семью, и они были вынуждены переехать в Одессу. Когда Николай подрос, он пошёл учиться в гимназию, но окончить её ему не удалось. В то время в царской России вышел указ "о кухаркиных детях". Согласно этому указу дети бедняков не могли учиться в гимназиях. Но Николай очень хотел стать образованным человеком: он много читал, самостоятельно выучил английский язык, стал журналистом и критиком. Всю жизнь он страдал оттого, что он незаконнорожденный, что у него нет даже отчества, поэтому, когда он стал писать, то взял себе псевдоним – Корней Иванович Чуковский, под которым мы его и знаем. Свое литературное имя Корней Иванович придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.
Посмотрите на написание фамилии писателя и подумайте: почему именно такие имя и фамилию выбрал себе писатель. (Имя родилось из фамилии, но пришлось добавить несколько букв «ский»)

2. В возрасте 35 лет Чуковский начал писать сказки для детей. Какие сказки этого автора вы знаете, сколько их?

Педагог показывает книжку, а дети говорят название сказки.

1. Крокодил
2. Мойдодыр
3. Айболит
4. Бармалей
5. Федорино горе
6. Телефон
7. Муха-цокотуха
8. Краденое солнце
9. Путаница
10. Тараканище

и

1. Чудо-дерево
2. Что сделала Мура, когда ей прочитали сказку «Чудо-дерево»

– Молодцы. Это самые известные сказки детские сказки, которые знают все: от мала и до велика, их много иллюстрировали знаменитые художники: В.М. Конашевич, В.Г. Сутеев, В.А. Дувидов, по ним снимали мультипликационные фильмы и даже ставили спектакли в театре.
Названия сказок вы помните, а сможете ли сказать, что помните их содержание. Попробуйте ответить на мои вопросы:

1. Какой самый большой зверь приходил лечиться к доктору Айболиту? (Медведица)
2. Что как лягушка ускакало от мальчика-грязнули? (Подушка)
3. Что нашла Муха-Цокотуха, когда шла по полю? (Денежку)
4. Какую обувь просил крокодил у автора в сказке «Телефон»? (Калоши)
5. Чем приколачивали луну к небесам в сказке «Тараканище»? (Гвоздями)
6. Кто зажег море синее в сказке «Путаница»? (Лисички)
7. Что бежало, как черная железная нога в «Федорином горе»? (Кочерга)
8. Кто рано-рано застучал в ворота в сказке «Краденное солнце»? (2 Барана)
9. С кем играли в чехарду Танечка и Ванечка в Африке? (Со слонами)
10. Что привёз Крокодил своим детям из далёкой России? (Елочку)

Педагог задает вопросы и просит найти ответы в сказках. Каждый правильный ответ подтверждается музейный предметом.

– Все эти предметы окружали К.И. Чуковского и его современников, поэтому не удивительно, что они есть в сказках писателя, которые читали и зачитывались и его дети, и ваши бабушки-дедушки, и, надеюсь, читаете вы.
– Послушайте, какое шутливое стихотворение посвятил К.И. Чуковскому поэт Валентин Дмитриевич Берестов.

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея"
И "Крокодила" не читал.
Не восхищался "Телефоном"
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?

3. И, действительно, сейчас трудно представить, что когда-то этих самых главных книг не было. И сказочник Чуковский занимался совсем другим делом. Своей единственной профессией он считал литературную критику.
– А как же родились его сказки? Произошло это абсолютно случайно. Первой появилась в 1916 году сказка "Крокодил". Вот как это вышло. Заболел его маленький сынишка в г. Хельсинки, и Корней Иванович вез его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то облегчить его страдания, отец стал под стук колес рассказывать.

Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, –
Крокодил, Крокодил Крокодилович…

Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом спокойно уснул. Наутро, едва проснувшись, он тотчас же потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку.
Если внимательно слушать, то можно даже уловить ритм поезда, в котором едут люди.

4. Крокодил – один из любимых персонажей Чуковского. Мы назвали с вами 10 сказок, и в 7 из них есть крокодил, где-то добрый, где-то злой. А каких еще героев сказок Чуковского вы знаете?
Мойдодыр, Айболит, Бармалей, Федора Егоровна, Муха-Цокотуха, Медведь, Тараканище, Заинька-Паинька, девочка Мура.
Все эти герои вымышленные, собирательные образы, только девочка Мура имеет свой реальный прототип – у писателя была дочка Маша – самая младшая и самая любимая, о ней он и написал в своей сказке.

5. Как вы думаете, кто самый добрый герой сказок писателя? (Айболит – он помогает, даже рискуя своей жизнью)
У сказки Айболит очень интересная история создания. Чуковский очень давно хотел написать сказку о добром докторе, и вот однажды когда он отдыхал на Чёрном море, к нему неожиданно пришло вдохновение. Как-то раз он заплыл очень далеко, и вдруг у него сами собой сложились слова:

О, если я утону,
Если пойду я ко дну…

Чуковский поскорее выбрался на берег, нашёл сырую папиросную коробку и мокрыми руками записал на ней около 20 строк. Ни начала, ни конца у сказки не было.
Сейчас страшно представить, что у Чуковского мог быть портсигар, в котором хранили папиросы, потому что наша сказка не появилась бы на свет. Разве можно на нем что-то написать? (Нет, писать надо на бумаге)
Но прежде, чем у писателя родились эта сказка, он исписал мелким почерком две школьные тетрадки. На первых страницах нужно было рассказать о зверях, приходивших к доброму доктору, и о болезнях, от которых он их вылечил. И тут уже по возвращению домой, в Ленинград, начались долгие поиски нужных строк и жалоб.

– Я предлагаю вам вспомнить, с какими жалобами пришли к Айболиту следующие звери.

1) И пришел к Айболиту барбос:
"У меня заболели … !"

2) И пришла к Айболиту лисица:
"Ой, болит у меня … !"

3) И прибежала зайчиха…!»

Айболит был добрым и отважным доктором, которого не пугали даже дальние расстояния. Куда отправился Айболит, чтобы спасти несчастных зверей. Правильно, в Африку. Как вы думаете, какую науку должен знать на отлично любой путешественник, чтобы не только добраться до Африки, но ещё и в ней не заблудиться. (Географию)
Да, без географии нам не обойтись.

6. Это физическая карта Африки

На неё нанесены реки, горы и пустыни, которые есть в Африке. В произведениях Чуковского часто встречаются географические названия. Помните?

Но вот из-за Нила
Горилла идёт,
Горилла идёт,
Крокодила ведёт!

Или

"Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?"
"Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо".

и ещё

Вот идёт Гиппопотам.
Он идёт от Занзибара,
Он идёт к Килиманджаро –
И кричит он, и поёт он:
"Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!"

Давайте найдем на ней реки Нил и Лимпопо, пустыни Калахари и Сахару и самую высокую точку Африки Килиманджаро. А что такое Килиманджаро? (Вулкан)
Килиманджа?ро — потенциально активный вулкан. Это высочайшая точка Африки над уровнем моря (5895 м). У Килиманджаро не было документированных извержений, но местные легенды говорят о вулканической активности.
Молодцы. Видите: Чуковский был не только талантливым писателем, но и образованным человеком. За его открытия в области детского речевого творчества писателя любят японцы, а за переводы – англичане. Чуковский был признан доктором литературы Оксфордского университета.
Ребята, а кто был самым злым человеком в сказках Чуковского в Африке? (Бармалей – он «кровожадный и беспощадный»)

7. Бармалей – пират и разбойник, конечно, наказал детей правильно, но с ним нельзя было договориться, поэтому Айболиту спасти Танечку и Ванечку помогли сильные звери. Какие? (Горилла и Крокодил)
А мы с вами договоримся и без них. У меня в старинном саквояже, в таких 100 лет назад люди носили разные вещи, есть книжки.
Я буду загадывать загадки из них, их сочинил Чуковский, а вы, пожалуйста, найдите картинки с отгадками в этих книжках и покажите.

1. На малину налетели,
Поклевать ее хотели.
Но увидели урода –
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке,
С бородою из мочалки
(Птицы и огородное пугало)

2.Была телега у меня
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала – побежала.
Глядите, побежала телега без коня!
(Грузовик)

3. Два коня у меня
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!
(Коньки)

4. Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
(Яйцо и цыпленок)

5. Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Ежик)

– Молодцы, вот видите, что смекалка и сообразительность помогала писателю сочинять не только сказки, но и загадки, и даже шарады, в которых он был большой мастак, как говорят современники.
– А теперь подумайте: когда вы слушали загадки, я была с вами рядом, и мы друг друга хорошо слышали, а если мы были далеко друг от друга, и моя речь была не слышна, то нам бы понадобился? (Телефон) Так называется самая любимая детьми сказка К. И. Чуковского.
А как пользоваться телефоном с диском, вы знаете? (Нужно набирать цифры вручную)

8. А сейчас я задам вам два вопроса по этой сказке. Давайте вспомним, как начинается эта сказка.

1.У меня зазвонил телефон.
Ведущий: Кто говорит?
Дети: Слон.
Ведущий: Откуда?
Дети: От верблюда.
Ведущий: Что вам надо?
Дети: Шоколада.
Ведущий: Для кого?
Дети: Для сына моего.
Ведущий: А много ли прислать?
Дети: Да пудов этак пять или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!

Вопрос № 1. Сколько шоколаду просил слон? Сколько кг в 1 пуде? И сколько всего кг? [1 пуд ? 16 кг; 5 – 6 пудов ? 80 – 96 кг].
Вспоминаем дальше:

2. А потом позвонил Крокодил
И со слезами просил:
Дети: Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
Ведущий: Постой, не тебе ли,
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
Дети: Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждём не дождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину дюжину
Новых и сладких калош!

Вопрос № 2. Сколько калош нужно Крокодилу? Дюжина это сколько? (12 – старинная мера поштучного счета)

9. Вот видите: по сказкам Чуковского можно изучать не только географию, но и математику.

10. А вообще у Корнея Ивановича было четверо детей: два мальчика и две девочки. Всё свободное время он проводил с ними и их товарищами, изобретая бесконечные игры. Надо ли говорить, что все дети его просто обожали.
Последние годы свой жизни Чуковский провёл в подмосковном посёлке Переделкино. Дожив до 80 лет, он по-прежнему не терпел скуки и, встречаясь с детьми, приветствовал их не словами: "Добрый день, детки", а чем-нибудь вроде: "Здорово, старики и старухи!" И начинал с ними веселую игру: показывал совершенно необыкновенный способ ходьбы, учил лазать по деревьям. Он смеялся над трусами, а с собаками играл, как с людьми. Дети звали его дедушка Корней или ласково Чукоша.
Именно благодаря его общению с детьми родились многие его произведения. Помните историю создания "Крокодила"? Так вот через несколько лет после этого с Чуковским произошёл такой случай. Он сидел за своим письменным столом и работал над статьей, которую ему заказал научный журнал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь Маша, которую дома все ласково звали Мурочка. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей:

11.Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!

– Откуда эти строчки? Да, с них начинается история создания сказки "Мойдодыр".

В этой сказке Чуковский пишет:
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

– Найдите эти предметы на столе и скажите, для чего они необходимы? (Чтобы поддерживать личную гигиену)
– А еще было лыковое мочало, которым пользовались в бане.
Мурочка была самым младшим и самым любимым ребёнком в семье. К сожалению, она очень тяжело болела и прожила всего одиннадцать лет. Корней Иванович посвятил ей множество стихотворений, но когда ей прочли сказку "Чудо-дерево" она посадила свою туфельку, чтобы вырастить такое же чудесное дерево.
А сказка "Путаница" вообще была написана по заказу и рецепту Мурочки. Однажды она вошла в кабинет отца с очень озорным и в то же время смущенным лицом, которое говорило о том, что она затевает необыкновенную каверзу. Чуковский ещё никогда не видел такого сложного выражения у неё на лице. Ещё издали она крикнула ему: "Папа, ава – мяу!" – то есть сообщила отцу сенсационную и заведомо неверную весть, что собака, вместо того чтобы лаять, мяукает. И засмеялась несколько искусственным смехом, приглашая Чуковского тоже посмеяться над этой выдумкой. Но папа ответил: "Нет, ава – гав". Тогда Мурочка снова засмеялась и сказала: "Ава – мяу!", хотя в свои два года она твёрдо знала, что собака лает, кошка мяукает, а петух кукарекает. И тогда Чуковский решил поддержать её игру и сказал: "А петух кричит гав!" Это игра продолжалась достаточно долго и в результате привела к написанию сказки "Путаница».
Скажите: как должно быть правильно?

Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
(Хрю)
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
(Мяу)
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
(Ква)
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!
(Ко)
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!
(Чик)
Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!
(У-у)

– Чем же закончилась эта история? (Пришлось тушить море и учиться говорить правильно, чтобы тебя понимали и делали все, как положено).
Чуковский считал, что от 2 до 5 ребенок проходит период речевого творчества, поэтому называет вещи не так, как это принято у взрослых.
Но хорошо все, что хорошо кончается. Представьте, если бы в жизни было так: человек пишет одно, а мы читаем совсем другое. А в школе такое может быть? (Если человек пишет неразборчиво и непонятно). Поэтому люди изобрели печатную машинку.
Чтобы разборчиво прочитать, то, что сочинил писатель, рукописный текст перепечатывался на пишущей машинке, и всем все становилось ясно.
– Давайте попробуем себя в роли писателя, и напечатаем несколько слов.
Вот у нас на бумаге получились слова, которые есть в сказках К.И. Чуковского: вакса, ковш, фонарь, сито, скалка
В каких сказках Чуковского вы их встречали, а что это за предметы, для чего были необходимы, вы знаете?
Достаньте их из мешка и скажите: что это такое?
(Вакса – крем для обуви Мойдодыр
Ковш – посуда для разливания пищи Путаница
Фонарь – средство для освещения Муха-Цокотуха
Сито – посуда для просеивания муки Федорино горе
Скалка – предмет для раскатывания теста Федорино горе)

– Молодцы. А теперь скажите: какое насекомое в сказках Чуковского самое щедрое или страшное? (Муха-Цокотуха или Тараканище)
Ее образ родился у писателя из работы с текстами на английском языке, но история была другая: безносой девушке птичка приклеила нос. А мы сейчас попробуем собрать ее образ не из слова, из проволоки. (Или его образ долго и мучительно не давался)

Задание по художественному труду

Делаем Муху-Цокотуху или Тараканище из пушистой (синельной) проволоки.
Скатать проволоку по жесткой основе. Сделать крылышки, усики и ножки, закрепить их на туловище и приклеить глазки.

Заключение

– Молодцы. Напоследок я всем нам желаю читать сказки К.И. Чуковского, быть внимательными к тому, о чем в них пишется и говорится, учиться у его героев храбрости, опрятности, рассудительности, щедрости, дружбе и доброте.

Список использованной литературы:

1. Иванова Е. К.И. Чуковский, Энциклопедия для детей: т. 9. ХХ век, М., 1999
2. Чуковский К.И. Сказки – М.: «АСТ», 2013
3. Чуковская Л. "Памяти детства. Мой отец – Корней Чуковский" – М.: «Время», 2007