Элементы материаловедения. Классификация текстильных волокон

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Место проведения: кабинет технологии

Учащиеся: 5 класса

Цели:

  • Образовательная - научить учащихся различать волокна растительного и животного происхождения по составу. Изучить свойства натуральных волокон. Распознавать ткани по волокнистому составу и назначению.
  • Развивающая - развивать логическое мышление, внимательность, познавательный интерес.
  • Воспитательная - воспитывать эстетический вкус, навыки аккуратности, сотрудничество, формирование трудовых навыков учащихся в процессе урока.

Метод обучения: практический

Тип урока: изучение трудовых приемов и выполнение комплексных работ

Вид урока: деловая игра

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер (с колонками), экран, презентация PowerPoint, наглядные образцы классификации волокон, образцы тканей в альбомах, таблицы, тест.

Межпредметные связи:

  • Биология
  • Русский язык
  • Физика
  • Химия

Ход урока

1. Организационная часть - 2 мин.

  • Проверка присутствующих (рапорт дежурного)
  • Проверка внешнего вида
  • Проверка готовности к уроку

Здравствуйте уважаемые учащиеся и гости. Сегодня мы с вами проведем урок по разделу: Материаловедение. Тема: Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна. Сообщение цели занятия

Разделение учащиеся на две бригады.

На столах у каждой бригады лежат “Мэнэдж мэт”

2. Актуализация опорных знаний – 15 мин.

Повторим технику безопасности на рабочем месте. Т.Б. при выполнении ручных работ. При работе с электроутюгом.

По Сингапурской методике “Таймд ПЭА ШЭА”

1) Учитель задает вопрос и дает время подумать (1 мин)

2) Учитель озвучивает, кто начинает первым и сколько времени дает каждому из учащихся для ответа (1 мин)

3) Два ученика отвечают на вопрос по очереди в течении данного времени (1 мин)

Вводный инструктаж- 5 мин

3. Изучение и объяснение нового материала (15 мин)

Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

Показ кино (6 мин) - 2 шт.

Текстильное волокно - это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей, и других текстильных изделий.

За правильные ответы даю смайлики. Побеждает тот у кого больше смайликов

Слайд 3 - Расшифруйте анаграмму (1 мин)

- ткань пряжа
- волокно уток
- хлопок основа
- лен ткачество

Слайд 4 - Классификация волокон, начертить в тетради учащимся

Слайд 5-7 волокна шерсти (показ образцов волокон)

Слайд 8- 11 волокна льна (показ образцов волокон)

Слайд 12-14 волокна шелка (показ образцов волокон)

Слайд 15 разобрать с учащиеся первичную обработку натуральных волокон

4. Самостоятельная работа учащихся по изучению материала (10 мин)

Слайд 16 по Сингапурской методике “Стё зе класс”

1) Учитель задает вопрос или тему и дает время подумать (1 мин)

2) Учащихся записывают как можно больше ответов в течение заданного времени и прочерчивают линию после своего ответа

3) Учащихся встают, поднимают руку и находят пару

4) Ученики прочитывают ответы друг друга, ставят галочку, если у них этот ответ есть, и записывают новые идеи после линии

Игра “Слова потерялись”

Слайд 17 свойства тканей (ответы учащиеся сверяют со своими по 16 слайду)

5. Формирование практических знаний и способов действия (10 мин)

Слайд 18-20 практическая работа

Текущий инструктаж

Целевые обходы:

  • 1 - целевой обход (выяснить как учащиеся начали работу, все ли они правильно выполняют)
  • 2 - целевой обход (соблюдение Т.Б., если кому-то нужна помощь, при необходимости личный показ)
  • 3 - целевой обход (выяснить, кто как выполнил задание)

Вам необходимо сразу определить, из какого волокна сделана ткань.

Выдерните из запасного лоскутка, который прикреплен в шве, одну нить и попробуйте поджечь ее спичкой.

Ткань растительного происхождения (хлопок, лен или вискоза) сгорит быстро, ровно, ярко, зола легко рассыплется, а в помещении останется запах жженой бумаги.

Ткань животного происхождения (шерсть, шелк) будет гореть плохо, распространяя запах жженой кости; на конце нити останется спекшийся шарик, который чуть тронь – разрушится.

Уксусной кислотой пахнет при горении нить ацетатного шелка, на конце нити образуется темный и твердый шарик.

Проделывая эти несложные опыты, учитывайте, что ткани часто изготавливают из смешанных волокон.

6. Заключительный инструктаж

- анализ работ учащихся; подсчет смайликов

- выставление оценок

- дать домашнее задание

- у нас в кабинете имеется “парковка”. Прошу вас на листочках лежащих на партах нарисовать или написать понравился вам урок или нет. Какие у вас будут пожелания

- подведение итогов занятия

Свойства натуральных волокон

Свойства волокон Натуральное шерстяное волокно Натуральное льняное волокно
Гигроскопичность    
Теплозащитность    
Воздухопроницаемость    
Стойкость к воздействию солнечных лучей    
Горение