Повторение. Имя существительное

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: повторение и обобщение

Задачи:

  • систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка;
  • продолжить развивать навыки правильного произношения и написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
  • воспитывать познавательную активность

ХОД УРОКА

Паустовский утверждал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании. Что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов. Неясность сна. тяжкое громыхание грозы. Детский шепот и шорох морского гравия”. Эти слова прежде всего относятся к сущ., т. к. на каждые100 слов приходится 40 сущ

Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке – имена существительные.

Сообщение цели урока.

Записываем предложение

В белом пламени клонится куст ледяных ослепительных роз. (Ахматова)

- Сделайте синтаксический разбор предложения

- Каким членом предложения являются сущ.?

- Составьте предложение чтобы сущ было сказуемым.

- Вспомним, что такое сущ., найдем сущ., ,в котором происходит оглушение согл., дайте характеристику последнему согл.

- Какие категории есть у сущ? (Одуш, неодуш., собств.\ нариц.,род)( слайд)

- Назовите род?

- Как изменяются существительные?

- Найти в предложении разносклоняемое сущ.

- Определите способ образования (Суффиксальный)

Сделаем тест (слайды)

Морфологический разбор сущ .роз сущ,неод нариц.роза ж.р., 1, р. мн

Не с существительными.

Выборочно-распределительный диктант:

Не вежливость, а грубость, смешной незнайка, полная неграмотность, не беда.,а радость, неточность в ответе, обидная невнимательность .слезы негодования, не друг, а враг.

Вспомним написание суффиксов -чик, -щик.(Слайд)

По схемам составить и записать слова.(карточки со схемами)

а мы дописываем предложения:

на войне в разведку ходит .....

2)музыкальный инструмент настраивает....

3) движение на дорогах регулирует;

4) работник бани..

5) кто кроет крышу...

Отгадайте загадку

В пяти колодчиках сидит пять молодчиков (Пальцы в перчатках).

Написание суффиксов -ек, -ик Кроссворд. (Слайд)

1. Уменьшительно-ласкательное к слову цветок Цветик

2. Небольшой участок земли вокруг дома, обнесенный забором. Дворик

3.Уменьшительно-ласкательное к слову орех.Орешек

4. Маленький замок.Замочек.

5. Уменьшительно-ласкательное к слову внук Внучек

6. Мелкий. Непродолжитеьный дождь.Дождик.

7.

Тоненький луч.Лучик.
Я не знаю, как мне быть-
Начал старшим я грубить.
А они ко мне:
- Голубчик.
Ешь скорее! Стынет супчик!
А они ко мне:
- Сыночек. Положить еще кусочек?
А они ко мне:
- Внучок,
Ляг. лапуся, на бочок.

Что обозначают выражения лакомый кусочек, крепкий орешек, маменькин сыночек

О-е после шипящих в суффиксах и окончаниях сущ.

Перфокарты

  • петушок мешочек врачом
  • ремешок горошек кирпичом
  • гребешок барашек пыльцой
  • творожок флажок свечой
  • комочек пляжем ткачом
  • ящичек крышей борщом

Итак, мы с вами повторили все об имени сущ., но ведь сущ. Играют важную роль и в текстах.

Давайте посмотрим, как поэты работают с сущ

Стихотворение Фета состоит почти из одних сущ. Их 14, 6 прил. 2 служебных частей

Аксаков

Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий серый свод небес.

- Что происходит с помощью сущ? (Рисуем картину)

А вот как работают мастера слова.

Упр 317 (Слайд)

Подводим итог уроку, домашнее задание, выставляем оценки.

2.02.2015