Внеклассное мероприятие по химии «Я бы в химики пошел, пусть меня научат!» 11-й класс

Разделы: Химия, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Рассчитано для учащихся 11 классов химико-биологического профильного обучения.

Цель – профориентация старшеклассников на осознанный выбор будущей специальности, связанной с химией.

Задачи:

  • Образовательная – познание сути профессий, связанных с химией: инженеров-технологов, исследователей, преподавателей и др.
  • Развивающая – формирование умения работать с различными источниками информации и ориентироваться в информационном пространстве; развивать навыки химического мышления, логики.
  • Воспитательная – воспитание устойчивого интереса к познанию естественных наук, творческую инициативу, коммуникативные навыки.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, справочные и энциклопедические материалы, Internet, музыкальная подборка, эмблемы для команд, бумага, карандаши, ручки, оценочные листы для жюри, призы.

Актуальность. Традиционным мероприятием, проводимом в нашем учреждении, является вечер встречи с выпускниками. На него мы приглашаем студентов вузов и колледжей химического профиля, которые проходили обучение в нашем центре. Целью таких встреч является беседа в неформальной, творческой обстановке студентов со старшеклассниками – будущими абитуриентами и студентами - о том, как они поступали в выбранный ими вуз и о своей нынешней студенческой жизни. Для создания непринужденной обстановки и запоминаемости данных встреч в мероприятие включены конкурсы, помогающие также сплотить коллектив всех его участников.

Ход мероприятия

В украшенный шарами, плакатами “Мы рады встрече с Вами!”, “Корень учения горек, а плоды сладки”, “Per aspera ad astra! (Через тернии к звездам!)” в актовом зале под музыку собираются все участники мероприятия: старшеклассники, студенты, педагоги, родители.

На сцену выходят ведущие (парень и девушка) (слайд 1).

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие наши гости! Мы рады Вас приветствовать в нашем красивом, уютном зале и хотим, чтобы этот проведенный вместе вечер запомнился Вам как прекрасно проведенное время со своими друзьями, учителями и родителями (слайд 2).

Ведущий 2. Мы хотим, чтобы Вы поделились своими впечатлениями о новой для Вас студенческой жизни и чтобы будущие наши студенты – сейчас пока старшеклассники – получили бы для себя много полезной и нужной информации о поступлении в вуз (слайд 3).

Ведущий 1. А для начала хорошего настроения давайте посмотрим веселые сценки из студенческой жизни: студент на экзамене и разговор в химической лаборатории (слайды 4-8).

Ведущий 2. Конечно, Вы теперь уже можете с улыбкой вспоминать свои волнения и переживания при сдаче вступительных экзаменов в вуз, но у нас в зале сидят старшеклассники, которым все это кажется таким сложным делом.

Ведущий 1. Давайте попытаемся успокоить наших будущих студентов и дадим им полезные советы. Мы приглашаем выйти на сцену студентов вузов (студенты разных лет выпуска поднимаются на сцену) (слайд 9).

Ведущий 2. Как же Вы смогли преодолеть этот непростой рубеж?

Студенты рассказывают о своей подготовке к экзаменам (приводим некоторые высказывания):

“Я в течение всего учебного года в 11 классе посещал после школы наш любимый и дорогой центр, в котором преподаватели давали нам глубокие систематические знания по предмету. Мой профильный предмет – химия, я хотел поступать в химико-технологический университет по специальности “Химическая технология органических веществ”. Все знания мне пригодились для сдачи экзамена по химии – я набрал 95 баллов. Хочу всем старшеклассникам порекомендовать посещать дополнительные занятия, чтобы еще раз повторить темы, порешать задачи и пообщаться с другими ребятами. Очень рад, что поступил в вуз, благодарю всех своих учителей, своих родителей, которые помогали мне и другим старшеклассникам”.

“А я с самого начала хотела поступить в Казанский федеральный университет – КФУ – на химический факультет. Мои родители работают на химическом производстве – заводе СКИ (синтетический каучук изопреновый), и мне самой очень хотелось работать там. Я хочу научиться делать анализы по качеству продукции и работать в заводской лаборатории. Нам обещали помочь с прохождением курсовой и дипломной практики на заводе, поэтому я буду стараться сейчас как можно лучше изучать различные методики: хроматографию, спектроскопию и другие, чтобы на практике их закрепить. Благодарна всем учителям за интересные уроки по химии, я очень полюбила эту науку и хочу пожелать всем поступать на химические специальности вузов”.

“Здравствуйте! Я учусь в нефтехимическом колледже и буду работать на производстве аппаратчиком. Мне очень помогли ваши занятия по химии, ведь в школе не всегда успеваешь во всем разобраться и понять, а здесь я стал лучше понимать как идут химические реакции и как записать правильно уравнения, как можно решать разные типы задач. В колледже мне уже самому нравиться думать о химических процессах, как их подготовить, рассчитать. Мы там работаем много со справочной литературой, учимся читать чертежи, схемы потоков, подбирать режимы (условия) процессов. Еще у нас будет экономика, ведь любое производство – это строгий и точный расчет, иначе окупаемость будет невысокая и прибыль маленькая. В общем, мне очень нравиться, а практику мы все будем проходить в реальных условиях – это очень здорово, может сразу и рабочее место подойдет. Всем своим учителям большое спасибо!”.

Ведущий 1. Это замечательно, что вы с таким энтузиазмом учитесь и видите себя будущими химиками, инженерами, технологами. Давайте, напомним всем незыблемые правила работы в химической лаборатории (слайды 10-14).

Ведущий 2. А теперь я предлагаю всем поучаствовать в веселых конкурсах. Для этого мы собираем три группы – команды: “Профи” (педагоги и родители), “Студенты” (учащиеся вузов) и “Любители” (старшеклассники) (по 5-7 человек). Максимальный балл для каждого конкурса равен 10. При выступлении команд будут учитываться остроумие, находчивость, оригинальность и, конечно, глубина Ваших знаний. В конце мероприятия наше уважаемое жюри подведет итоги и мы с вами узнаем имя команды-победителя.

Ведущий 1. 1-й конкурс “Знакомство”. Прежде всего давайте с Вами поближе познакомимся друг с другом. Для этого вы должны в оригинальной форме представить название вашей команды, эмблему и девиз, а также познакомить нас с каждым членом команды. (Команды во главе со своими капитанами представляют свои команды).

  • команда “Профи” (слайд 15).
  • команда “Студенты” (слайд 16).
  • команда “Любители” (слайд 17).

Ведущий 2. Замечательно, сразу видно кто как себе представляет свое нынешнее положение, посмотрим, что из увиденного и услышанного наиболее всего впечатлило наше жюри (Жюри после просмотра каждого выступления оценивает его и в конце высказывает свое мнение).

Ведущий 1. 2-й конкурс “Мы не скажем, а покажем!” Вам будут предложены ситуации из жизни химиков, в вы должны будете изобразить их.

  • Команде “Профи” - случай в аптеке (слайд 18).
  • Команде “Студенты” - век живи – век учись (слайд 19).
  • Команде “Любители” - отец-химик о своем сыне (слайд 20).

Ведущий 2. Да, такие удивительные ситуации, что не сразу и догадаешься.

Ведущий 1. 3-й заключительный конкурс “Химик – это призвание” (слайды 21, 22). Профессия химика – интересная, но очень сложная. Чтобы овладеть ее надо много и долго учиться, и далеко не каждый человек может стать хорошим химиком. Как узнать, получится ли из Вас химик?

Ведущий 2. Мы попросим каждую команду рассказать о разных группах химиков: команда “Профи” - химики – инженеры, команда “Студенты” - химики – исследователи, команда “Любители” - химики- преподаватели.

“Профи” - химики – инженеры. Химик – инженер занят, как правило, производством. Результат его труда – продукция завода. Этот результат вполне осязаем, им будут пользоваться люди как своей страны, так и за рубежом, если продукция пойдет на экспорт. Инженер – химик имеет дело с очень большим объемом веществ – тонны, тысячи и даже миллионы тонн. Поэтому он должен хорошо знать особенности химических реакций данного производства, а также аппараты, машины и реакторы. Он должен разбираться в промышленных процессах разделения и очистки веществ. Кроме того, он должен заботиться об экологической безопасности производства, о рациональном использовании сырья и электроэнергии для производства. Значит, он должен быть творческой и ответственной личностью. В технологическом университете кроме химии изучают большой объем технических дисциплин (математику, физику, механику). Летнюю практику студенты проходят на химических заводах [1, с.678-680].

“Студенты” - химики–исследователи. Исследователи заняты преимущественно поисковой деятельностью. Их цель – изыскание новых закономерностей, новых веществ, новых материалов. Исследователи-химики постоянно используют в своей работе другие естественно-научные дисциплины, например, физику, математику, биологию. В результате их кропотливого, во многом ручного труда, который требует полной отдачи сил, появляется статья в научном журнале, которую прочтут несколько десятков химиков, работающих в данной области науки. Исследователи изучают механизмы химических реакций, особенности поведения и структуры веществ, синтезируют новые соединения, выявляют фундаментальные закономерности. Это также творческая кропотливая работа, и обязательно любой исследователь оптимист по натуре, ведь он идет по новой, непроторенной еще никем дороге, и познает все методом проб и ошибок [1, с.648-651].

“Любители” - химики–преподаватели. Эта самые узнаваемые люди, ведь все мы с вами когда-то и где-то учились. Преподавателям приходится объяснять, вдохновлять, заряжать своими идеями учеников, постоянно быть готовыми прийти им на помощь. Помимо химических дисциплин предстоит глубоко изучать педагогику и психологию, а также проходить практику в школе. И, кроме того, приходится совмещать преподавательскую работу с исследовательской в лаборатории или на кафедре [1, с.679-680], [2].

Ведущий 1. Итак, если Вы решили стать химиком-исследователем, Ваш путь лежит на химический факультет классического университета.

Ведущий 2. Если Вас больше привлекает труд инженера-технолога, подавайте документ в химико-технологический институт.

Ведущий 1. Если же Вам больше нравиться преподавать, идите в педагогический вуз.

Ведущий 2. А теперь, жюри подведет итоги и определит команду-победителя (жюри подсчитывает баллы и передает их ведущему. Ведущий объявляет итоги викторины и вместе с жюри награждает команду-победителя и благодарит всех участников).

Педагог. А теперь, дорогие выпускники, если Вы выбрали вуз по душе, Вам необходимо за несколько месяцев до вступительных экзаменов связаться с приемной комиссией, со студентами этого вуза, посетить “День открытых дверей” [3]. На этом мероприятии преподаватели вуза подробно рассказывают о своем учреждении, проводят ознакомительные экскурсии, отвечают на все интересующие Вас и Ваших родителей вопросы (количество бюджетных мест, проходной балл за прошлый год приема, возможность и условия проживания в общежитии, активное участие студентов в научных конференциях, стажировках, получение грантов на исследования, помощь вуза в последующем трудоустройстве успешно занимающихся студентов и т.п.) (слайд 23).

Ведущий 1. На этом мы заканчиваем наш познавательный и удивительно теплый по атмосфере вечер. Мы благодарим всех ее участников: студентов, преподавателей, старшеклассников, родителей. И, конечно, мы хотим пожелать учащимся успешной сдачи выпускных экзаменов и поступить в выбранный вами вуз, чтобы и Вы смогли гордо сказать “Я – студент!”.

Ведущий 2. А еще лучше “Я – студент-химик!”. Ведь химия - это удивительно интересная, творческая наука и быть химиком – почетно, престижно и всегда интересно!

Звучит музыка и песня про студентов (слайды 24-27).

Список литературы.

  1. Химия: Школьная энциклопедия / Гл. ред.Ю.А.Золотов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 872 с.: ил.
  2. www.wikipedia.ru.
  3. Электронные ресурсы сайтов вузов.

7.02.2015