Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой"

Разделы: Начальная школа


Цель урока. продолжить знакомство с зимними изменениями в природе; учить сравнивать природные объекты, устанавливать между ними связь.

Дать представление о зимующих птицах и их значении зимой; познакомить с мероприятиями по охране птиц; воспитывать бережное отношение к птицам.

Задачи.

Образовательные: обобщить жизненный опыт учащихся о зимующих птицах, сформировать представление о взаимосвязи между природой и человеком; познакомить с многообразием видов зимующих птиц.

Развивающие: активизировать развитие внимания, памяти, воображения; стимулировать развитие коммуникативной и кооперативной компетенций.

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к природе посредством посильной помощи людей зимующим птицам; содействовать воспитанию любознательности, творческой активности, стремления познавать новое, расширению кругозора и сознания связи обучения с жизнью.

Оборудование: рисунки с изображениями зимующих птиц; аудиозапись голоса птиц; корм для зимующих птиц; костюмы птиц для сценки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Учитель загадывает загадку:

Тройка, тройка прилетела. 
Скакуны в той тройке белы, 
А в санях сидит царица 
Белокожа, белолица. 
Как махнула рукавом 
Всё покрыло серебром.

О каком времени года идет речь?

- Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. (На доске плакат “Лес зимой”).

2. Беседа с детьми.

- Ребята, скажите, как в лесу зимой? (Тихо, холодно).

- Есть ли на деревьях и кустарниках плоды? (есть, но их мало).

- Можно ли сейчас встретить насекомых? (Нет).

- А можно ли в зимнем лесу встретить птиц? А как себя нужно вести, чтобы увидеть птиц?

- А почему эти птички не улетели в теплые края? Как они называются?

- Как вы думаете, легко ли им зимой?

III. Постановка темы урока.

Сегодня на уроке мы поговорим о том, как помочь птицам зимой.

IV. Ознакомление с новым материалом.

Зима на улице. Все кругом белым-бело. Вся живая природа осенью готовилась к зиме. Давайте послушаем, о чем говорили звери осенью. (Выходят дети в костюмах зверей).

Белка. Жители лесные! Посмотрите! Я грибы сушила, а мышь их у меня таскает.

Мышь. Кто у кого больше стащил? Я орехи на пеньке разложила и оглянуться не успела, как они у тебя в дупле оказались.

На опушке леса появилась лиса. Что-то она приуныла.

Лиса. Заяц-беляк все лето был серым, а сейчас в белой шубке щеголяет. Белка летом была рыжая, а сейчас серую шубку надела. Одна я, как была рыжей, так и осталась.

- Но все ли обитатели леса знают, что такое зима?

- Давайте послушаем, о чем говорят цапля и скворец.

Цапля. Здравствуй, скворушка!

Скворец. Что ты такая печальная, цапля?

Цапля. Ах, голубчик, у меня голова разболелась от птичьей болтовни! Какой-то пухлячишко говорил, что после теплого лета бывает дождливая осень, а потом бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?

Скворец. Ерунда! Я столько лет живу на свете, бывал и на севере, и на юге, но зимы не видал. Врут пичужки, не бывает холодной зимы. Везде одно лето.

- Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле лютой зимы?

(Потому что это перелетные птицы. На зиму они улетают).

- Да, многие птицы от нас улетают в теплые страны. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далеком Египте кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию, Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются зимовать.

- Но какие же птицы остаются у нас зимой? Чем они кормятся? Давайте понаблюдаем в нашем зимнем лесу. (Учитель читает стихотворение и показывает изображение птиц).

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.

Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.

У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.

Пестрый дятел стукнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовется бойкий чиж.

Я б могла еще так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клест своих птенцов.

Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда-то
Ярко-красные щуры.

Как рассвет, встречая новый,
Будит лес своих гостей,
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.

- Кроме этих птиц у нас остаются зимовать птицы, которые вам хорошо известны. Назовите их. (Сороки, вороны, воробьи, глухари, рябчики).

Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузницу долбить её.

- Ребята, посмотрите на лесной полянке собрались птицы. Давайте послушаем, о чем они говорят.

Сценка “Разговоры птиц”. “Птицы” сидят кружком. Звучит запись “Голоса птиц”.

Учитель: Первая птица, с которой мы поговорим, сидела на стволе дерева. Она была очень красивая: перья красные, желтые, черные и белые. Клюв у птицы прямой, граненый и очень красивый. Дятел встает и проходит перед ребятами, давая им возможность полюбоваться разнообразием красок своего костюма.

Дятел:

Хоть я не молоток –
По дереву стучу,
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.

Учитель: Кто же это, ребята? Вы догадались? (Это дятел.)

Дятел: Правильно, ребята.

Учитель: Судя по окраске, вы большой пестрый дятел. Какое разнообразие красок в вашем костюме! Вряд ли у кого найдешь такое сочетание. Это о вас говорят: “Дятел – лучший друг леса”, о вас складывают загадки, например: “Не дровосек, не плотник, а лучший в лесу работник”…

Дятел: Да, это обо мне. Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущие в коре и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10–12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо “нанизываются” на его конец.

Учитель: Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров.

Учитель: А кто это так бойко перескакивает с одного сучка березки на другой? Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: “синь-синь-синь”? Прислушайтесь…

Синичка: Скинь кафтан, скинь кафтан.

Пусть я птичка-невеличка.
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда!

Учитель: Ребята, вы узнали эту птицу? (Это синица).

Синичка: Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках, я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником – дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений.

Учитель: Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, поэтому надо устраивать для них “столовые”. К кормушке, куда насыпают сухой паек, можно привязывать и кусочки сала.

Учитель: Ребята, а как зовут эту птицу?

На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют.

Дети: Снегирь.

Снегирь: Я снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и березы. Голос у меня скрипучий – “жи-ши”, но вместе с тем я издаю и мягкие звуки “фю-фю” (“фьи-фьи”).

Учитель: А что это за стайка маленьких сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: “Чуть-жив, чуть-жив”?

Воробей: Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Вы думаете, воробьи – ненужные птицы? Нет, мы главные защитники-сторожа городских парков и садов. Свое многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.

- А еще в лесу есть удивительные птицы. Почему удивительные, сейчас узнаете.

Сценка “Диалог дятла и клеста”.

Дятел. Чего ты, клест, визжишь? Обидели тебя, что ли?

Клест. Да нет, дятел, это я радуюсь!

Дятел. Нашел время радоваться.

Клест. Как раз самое время. У меня в гнезде птенчики вывелись, до чего же милы, хороши!

Дятел. В такой мороз птенцы? Да они же замерзнут!

Клест. Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха-мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки еще и весело.

- Ребята, а почему у клеста птенцы зимой выводятся? (Потому что им есть что кушать).

- Да, питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые созревают осенью. Как раз к зиме корм готов. Весной малыши уже летают стайками. Но интересней всего у клеста клюв – ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся птенцы с прямыми клювами, но, когда подрастают и начинают сами добывать семена из шишек, клюв меняется.

Учитель: Спасибо вам, птички! Много интересного вы рассказали нам о своей жизни зимой.

Физкультминутка.

Птички прыгают, летают,
(Прыжки на месте, взмахи руками)
Птички крошки собирают.
(Показать, как клюют птички)
Перышки почистили,
Клювики почистили.
(Погладить руки, носики)
Птички летают, поют,
(Взмахи руками)
Зернышки клюют.

V. Практическая работа.

- Мы познакомились с некоторыми птицами, внимательно рассмотрели их. Проверим, насколько вы были внимательны. Соедините линиями рисунки птиц с их названиями.

Ученики работают в тетради (с. 52, задание 1).

- Сможете ли вы узнать птиц по их контуру? Раскрасьте птиц, изображенных в задании 2. Если вы видели каких-то птиц возле своего дома, то закрасьте кружок рядом с их изображением.

Дети выполняют задание.

- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить дальше, отгадайте загадку.

Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.

- Правильно, дальше мы будем говорить о кормушках.

Зимой птицы голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из 10 синиц выживают только две. Чтобы им помочь, мы должны… А что же мы должны? (Подкармливать птиц).

- А что едят птицы зимой? Давайте посмотрим.

Дети рассматривают образцы семян, лежащих на партах в конвертиках.

На интерактивной доске появляется таблица.

Семена для птиц
Подсолнечника
(все птицы)
Овса
(овсянки, синицы)
Арбуза
(синицы, поползни)
Пшена, проса
(овсянки, воробьи, синицы)
Тыквы, дыни, кабачков
(поползни, синицы, воробьи)
Кедровых орешков
(поползни, дятлы)
Рябины, калины
(снегири, свиристели)
Льна
(все птицы)
Клевера
(щеглы, чечетки, воробьи, синицы)

- Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Но не всегда птички довольны нашими семенами. Давайте послушаем почему.

Появляются дети в шапочках, на которых изображены разные птицы. Разыгрывается сценка "Жалобы на сугробе".

Сорока. Тра-та-та-та! Что я видела, что я слышала! Ребята птицам прекрасную столовую – большую, бесплатную, с самообслуживанием – устроили, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут! Привередничают и капризничают.

Чечетка (лапками на снегу наследила). Семечки и конопля в столовой недавленые! Клюв свихнешь, пока их раскусишь! У нас от такой пищи мозоли на языке!

Большая синица. Сало салу рознь! Могли бы вывешивать и несоленое, у нас от соленого животы болят!

Воробей.  (коготком нацарапал). Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли!

Овсянка. Осталась голодная, обед ветром сдуло! Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

Снегирь (хвостом начертил). Где семена сорняков? Где рябина, калина и бузина? Где арбузные и дынные семена?

Сорока.  Тра-та-та-та! Ой, что-то будет, ой, кто-то рассердится!

- Успокойтесь, птицы, все будет в порядке! Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка, и смогут ли ваш корм есть птицы.

Учитель читает текст “Помогите птицам” из книги А.Плешакова “Зеленые страницы” (с. 171-172).

- Рассмотрите изображение кормушек на с.74. Из чего они сделаны? Какие - менее удачно? Почему?

- Если у кормушки нет крыши, то всю еду накроет снегом. Если птице не на что сесть или зацепиться лапками, ей будет неудобно.

- Посмотрите, какие кормушки можно сделать. (появляется изображение разнообразных кормушек).

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

VI. Рефлексия учебной деятельности.

- Вспомните, о каких птицах шла речь на уроке? Как мы можем помочь птицам пережить зиму?

В тетради на стр.53 №3 показан ход работы изготовления кормушки. Сделайте с родителями такие кормушки, развесьте их, не забывайте класть корм постоянно.

Дети читают стихи:

Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В её конуре такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц, 
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда им будет легко пережить холода. Е.Благинина

Спозаранок скачут птицы по заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы прилетают в гости к нам.
“Тинь-тень, тили-тень, всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать, солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки. Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки сделал добрый человек”. Ю.Синицын