Конкурсно-игровая программа "Сегодня новоселье справляет снеговик"

Разделы: Внеклассная работа


Звучит фонограмма “Снежной песенки”

(муз.Д.Львова-Компанейца, сл.С.Богомазова).

Ведущая:

Что за странный человек
Прибыл в двадцать первый век:
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (Снеговик)

Демонстрируется отрывок из мультфильма “Снеговик-почтовик”

(Дети лепят снеговика).

Ведущая:

Вокруг меня веселье, ребячий шум и крик.
Сегодня новоселье справляет Снеговик.
Ведерко на головке,
Отличный нос морковкой.
Всю зиму за порядком я во дворе слежу.
Глазами-угольками по сторонам гляжу.
Чтоб было больше толку,
Мне дворник дал метелку!
Пусть лето не приходит в мой дворик никогда.
Мне лучше для здоровья снега и холода.
Вот только снежной Бабой
Дразнить меня не надо! Т.Бокова

Кто такой – Снеговик? Пожалуй, каждый из нас слепил в жизни хоть одного снежного человека с морковкой вместо носа.

Издревле в Европе снеговиков устанавливали рядом с домом и украшали гирляндами, плодами и т.д. Какие-то “украшения” были призваны отпугнуть злых духов, другие – наоборот, приманить в дом добрые силы. Нос-морковь должен был умилостивить духов плодородия, а перевернутое ведро на голове снеговика говорило об изобилии, достатке в доме.

Снеговик, снеговик
Жить на холоде привык.
Вы не бойтесь за него
И во мгле морозной
Оставляйте одного
Зимней ночью звездной.
В трубке у снеговика
Иней вместо табака.
И, метлой вооружен,
Он стоит не дышит.
И часов домашних звон
Он сквозь стены слышит. Карем Морис

В России есть День снеговика, правда, он еще не очень распространен. Празднуется День снеговиков – 28 февраля. В этот день забавного снежного человечка лепят всей семьей, с друзьями или в одиночку. При этом нужно загадать желание, одно на всех или каждый – свое.

Демонстрируется отрывок из мультфильма “Снегурка”

(Дети лепят снежную бабу)

Ведущая:

Во дворе лежит снежок:
Выходи гулять, дружок!
Санки с горочки катить,
Бабу снежную лепить!
Что за чудо баба наша! –
Разве только что не пляшет!
Нос – картошка, лента – губки.
Не хватает только юбки!
У нее, зато, есть шляпка.
Просто чудо наша бабка!
Станем хоровод водить,
Бабу снежную хвалить.
А она в ответ на пляску,
Зимнюю подарит сказку.
Снега больше нам прибавит,
Рассмешит нас, позабавит.
Рада нашей кутерьме,
Рада зимушке-зиме! М.Янушкевич “Снежная баба”

В старину на Руси тоже лепили и снеговиков, и снежных баб. Снеговики почитались как духи зимы, к ним, как и к Морозу, возносили просьбы о помощи, милосердии и уменьшении холодов.

Со снежными бабами история особая. Поскольку на Руси когда-то верили, будто воздух населен небесными девицами, повелевавшими туманами, облаками, снегами, то в их честь язычники устраивали торжественные ритуалы. Чтобы умилостивить небесных обитательниц, они и лепили снежных баб. Возможно поэтому в “руки” снежной бабе и снеговику дается метла – чтобы они могли спокойно слетать на небо, когда им вдумается.

А теперь, давайте-ка, и мы слепим снеговика!

Проводится игра “Лепим снеговика!”

Два одинаковых шеста высотой 1,5 метра закрепляются на полу. На них на равных по высоте точках вбиты гвоздики, на которые по очереди вешаются части снеговика: три комка и ведро.

Создаются две команды игроков: “Снежинка” и “Сосулька”.

Собирая снеговика, дети выполняют различные конкурсные задания.

Задание № 1 - конкурс “Составь картинку!”

Игрокам каждой команды предлагается собрать пазл и назвать героев зимних сказок.

  • 1 команда – “Снегурочка”
  • 2 команда – “Снеговик”

Ведущая:

Снеговик письмо шлет другу:
“Я тебе желаю вьюгу…
Чтоб метель весь год мела…
Льдов, сугробов, снежных горок
И морозов “минус сорок”…
И душевного тепла!”. А.Усачев “Новогоднее поздравление Снеговика”

Задание № 2 – игра “Повесь поздравление!”

Каждой команде вручаются веревка, прищепки и наборы букв. Необходимо как можно быстрее из букв составить поздравление “С Новым годом!”. Двое держат веревку, остальные развешивают буквы при помощи прищепок.

Задание № 3 – игра-эстафета “Загадочный снеговик”

(На любую картинку с фигуркой снеговика наклеить сетку кроссворда.)

Ведущая:

Мы снежную бабу слепили вчера,
И шляпа у бабы была из ведра,
А нос из морковки, а руки из палки,
Метла из метлы, а коса из мочалки. Ю.Кушак

Посмотрите, друзья, у меня в руках портреты “загадочных” снеговиков – на них разместились кроссворды.

Сейчас вы по очереди будете отгадывать загадки и ответы записывать на своем снеговике.

Загадки:

Забралась на карниз,
Нос повесила вниз.
На ночь слезы прячет,
А на солнце плачет. (Сосулька)

И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)

Снежной бабе, как винтовку,
Эту штуку дали в руки,
Охранять свою морковку
И ворон гонять от скуки.
А ведь раньше двор мела
Эта старая … (Метла)

С неба он к нам прилетел,
Покружился, тихо сел,
Замерзающую землю
В шубу белую одел. (Снег)

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз)

Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)

Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет,
А потом земле усталой
Колыбельную споет. (Зима)

Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Елка)

Задание № 4 – эстафета “Автограф”.

Команды выстраиваются в две шеренги друг против друга. По центру установлен стол с карточками, на которых написаны буквы. Карточки лежат вразброс буквами вниз.

Командам нужно составить свой автограф:

  • 1 команда – Снежинка
  • 2 команда – Сосулька

По команде ведущей участники команд по очереди подбегают к столу и ищут необходимую букву, оставляя лежать карточки “рубашками” вверх.

Ведущая:

Наш знакомый снеговик
К холодам давно привык.
Он на радость детворе
Поселился во дворе. М.Янушкевич

Снеговик – герой многих сказок. Некоторые из них мы с вами сейчас вспомним.

Проводится дидактическая игра “Забывчивый художник”.

Ведущая раздает командам карточки с написанными на них названиями сказок и именами авторов этих сказок.

Затем она обращает внимание детей на иллюстрации к сказкам о снеговиках, которые художник забыл надписать, и просит их отгадать загадки:

  • 1 команда – “Снеговик” Г.Х.Андерсена

“Славный морозец, ветер кусает!” -
Пёс на цепи во дворе хрипло лает.
Он с другом из снега беседу ведёт
О том, что в каморке печка живёт.
Захотел снежный друг
В ту каморку пробраться
И к жаркой печке
Крепко-крепко прижаться.
Он так тосковал! Он о ней лишь мечтал.
Что в нём шевелилось? Он, конечно, не знал,
Только под солнцем болел и молчал
И медленно, тихо от тоски исчезал… Н.Денисова

  • 2 команда – “Весной” В.Г.Сутеева

Глазки-угли смотрят зорко,
Вместо шапочки – ведерко.
Посреди двора возник
Белый-белый снеговик.
И в морозы, и в метели
Простоял он две недели.
Донимал его мороз,
Покраснел морковка-нос.
Только вдруг теплее стало,
Ярко солнце заблистало.
И растаял снеговик –
Он к такому не привык. Автор неизвестен

После того, как дети отгадают загадки, ведущая предлагает им “надписать” иллюстрации, то есть положить к каждому рисунку карточку с названием сказки и карточку с именем автора этой сказочной истории.

Проводится подвижная игра “Льдинки, ветер и мороз”

(игра народов Сибири и Дальнего Востока)

Описание игры.

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал “Ветер!” Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал “Мороз!” все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры.

  • Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков.
  • Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся игроки берутся за руки.
  • Менять движения можно только по сигналу “Ветер!” или “Мороз!”
  • В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

Ведущая:

Мы скатали снежный ком.
Это будет снежный дом.
Жить там будет снеговик -
Ведь к морозам он привык!
В этом домике постель
Стелет бабушка-метель.
Вьюга двери закрывает.
Стужа окна украшает.
Льдинки-стеклышки блестят.
Снеговик наш очень рад!
Будет спать, и видеть сны.
Проживет там до весны.
А весеннею порой
Вместе с облачком, домой.
Он на север улетит,
Там, где вечный снег лежит. М.Янушкевич “Дом для снеговика”

Дорогие друзья! Подходит к концу наша конкурсно-игровая программа. И завершит ее сказка, героем которой был отважный Снеговик.

Демонстрируется мультфильм “Снеговик-почтовик”

(по сказке “Елка” В.Г.Сутеева).

Литература

  1. cерия “Азбука развлечений”. О.Н.Козак. “Загадки и скороговорки”, Санкт-Петербург. “СОЮЗ”, 1997.
  2. Популярное пособие для родителей и педагогов. “1000 загадок”. Ярославль “Академия развития”. 1996.
  3. Ресурсы Интернет:
  • http://www.tvoyrebenok.ru/istoriya-snegovika.shtml
  • http://novygod.info/publ/1-1-0-212
  • http://stranakids.ru/stihi-pro-snegovika-i-snejnuyu-babu/