Плесневые грибы. Дрожжи

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: продолжить расширять знания учащихся о многообразии царства Грибов, вызвать интерес к урокам биологии.

Задачи урока:

  • Образовательные: дать представление о биологических особенностях строения плесневых грибов, дрожжей;
  • Развивающие: способствовать развитию творческих способностей, продолжить развивать навык работы с микроскопом, развивать навык работы с учебной литературой, уметь сравнивать и на основе сравнения делать выводы;
  • Воспитательные: умения организованно работать в парах, бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, школьная таблица, чашка Петри, пинцеты, ручные лупы, микроскопы, пипетки, стаканчики с водой, хлебные дрожжи, сахар.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

2. Проверка домашнего задания (актуализация знаний).

  • Какое царство природы мы изучали на прошлом уроке? (Слайд 1).
  • Почему грибы выделяют в отдельное царство природы? (Обладают признаками сходства с растениями, с животными и собственными признаками).
  • Перечислите признаки сходства грибов с растениями, грибов с животными.

Получают задания. Ответьте на вопросы и дополните предложения. Приложение 1.

После выполнения работы проводится взаимопроверка. (Слайд 2). Выборочно выставляются оценки.

3. Изучение нового материала.

В природе, кроме шляпочных грибов, встречаются и другие виды – плесени. (Слайд 3). Они так малы, что рассмотреть их удаётся только под микроскопом. Сейчас, вы познакомитесь со строением плесневых грибов, но вначале давайте узнаем, где они встречаются, (учебник стр. 43). (Эти грибы часто появляется на хлебе, овощах в виде пушистого белого налёта, который через некоторое время становится чёрным).

Лабораторная работа “Изучение строения плесневых грибов на примере мукора”.

(материал готовится заранее и расставляется на столы, работа выполняется под руководством учителя с использованием учебника (стр. 43).

Цель: познакомить с особенностями строения плесневых грибов на примере мукора.

План.

  1. Рассмотрите невооруженным глазом, а затем используя ручную лупу нити плесени. Опишите их внешний вид, отметьте окраску плесени, запах.
    Часть плесени отодвиньте в сторону. Отметьте состояние пищевого продукта под ней (ответы учащихся). (Слайд 4).
  2. Возьмите пинцетом несколько нитей с головками из культуры и положите на предметное стекло. Рассмотрите при малом увеличении. (Слайд 5).
    Сравните с рисунком в учебнике и обозначьте его части, (рисунок 26).
  3. На поверхность препарата нанесите каплю воды. (Слайд 6).
    Что происходит со спорангиями в результате поглощения воды?
  4. Нарисуйте схему строения мукора и подпишите названия его частей, (школьная таблица).

Приложение 2.

Ответьте на вопросы. (Слайд 7).

  1. Из каких основных частей состоит мукор?
  2. Чем отличается плесневый гриб мукор от шляпочного?
  3. В чем проявляется сходство между шляпочными и плесневыми грибами?

Мукор. Его грибница появляется на кусках хлеба, сыре в виде пушистого белого налёта, который через некоторое время чернеет. Гифы мукора не разделены перегородками. Каждая из них – сильно разветвлённая клетка с несколькими ядрами. Одни ответвления клетки проникают в субстрат и поглощают питательные вещества, другие приподнимаются вверх. На их концах развиваются спорангии, в которых развиваются споры. Созревшие споры распространяются воздушными потоками или при помощи насекомых

В наших домах, мы можем встретить еще один плесневый гриб пеницилл. (Слайд 8). Его мицелий состоит из разветвлённых нитей, разделённых перегородками не клетки, и напоминает кисточку, отсюда и название “кистевик”. На концах развиваются цепочки конидий, с помощью которых пеницилл размножается. Этот гриб встречается в виде плесени зеленого, сизого, голубого цвета на почве и продуктах растительного происхождения и делает их непригодными к употреблению. Некоторые виды пеницилла используют для приготовления пенициллина – современного антибиотика.

Вопросы закрепления. (Слайд 9).

  1. Почему пеницилл называют кистевиком?
  2. Каково строение пеницилла?
  3. В чем проявляется сходство между пенициллом и мукором?
  4. Чем отличается пеницилл от мукора?

Доклад учащегося на тему: “История открытия пенициллина”. (Слайд 10).

Открытие пенициллина принадлежит Александру Флемингу.

Шотландский бактериолог Александр Флеминг (1881 – 1955), родился в графстве Эйршир, в семье фермера.

Александр посещал маленькую сельскую школу, позже Килмарнокскую академию, рано научился наблюдать за природой. В возрасте 13 лет он вслед за старшим братьями отправился в Лондон, где работал клерком, посещал занятия в Политехническом институте.

По совету старшего брата он подал документы на национальный конкурс для поступления в медицинскую школу. На экзаменах Флеминг получил самые высокие баллы и стал стипендиатом медицинской школы при больнице св. Марии. Он изучал хирургию и, выдержав экзамен, стал членом Королевского колледжа хирургов.

В лаборатории, где работал Флеминг, изучая культуру стрептококка, был ужаснейший враг – плесень (зеленовато – серая плесень, которая берется неведома откуда во влажных углах плохо проветриваемых помещений, покрывает несвежие продовольственные продукты). Флеминг не раз, поднимая чашку Петри, с досадой убеждался, что культуры стрептококков загрязнены плесенью. Однажды на одной из чашек Александр Флеминг увидел странное явление и долго присматривался к нему. Как бывало уже не раз, чашку покрывала плесень, но в отличие от других чашек здесь вокруг колонии бактерий образовалась небольшая круглая “лысинка”. Возникло впечатление, что бактерии не размножались вокруг плесени, хотя на остальной поверхности агар – агара не некотором расстоянии на плесени, бактерии разрослись. Притом довольно сильно. “Случайность, или закономерность?” - задумался Флеминг и поместил небольшое количество плесени в пробирку с питательным бульоном (он хотел сохранить странную плесень). А чашку с плесенью он поставил на столе среди других образцов. Тогда он не думал, что в ней найдет решение проблемы, которой посвятит всю свою жизнь.

Оказалось, что некоторые виды бактерий прекрасно уживались с плесенью, но стрептококки в присутствии плесени не развивались, т.е. он встретился с явлением антибиоза. Он начал тщательно исследовать плесень. Спустя некоторое время ему удалось выделить из плесени противомикробное вещество. Поскольку плесень, с которой он имел дело, носила видовое латинское название - Penicilum notatum полученное вещество он назвал пенициллином. Таким образом, в 1929 году, в лаборатории лондонской больницы родился хорошо известный нам пенициллин.

Пенициллин положил начало новой эре в медицине – лечение антибиотиками. За огромные заслуги перед человечеством Флеминг в 1945 году был удостоен Нобелевской премии.

Дрожжи (на примере хлебных дрожжей конкретизировать представление учащихся о дрожжевых грибах). За 1 – 2 часа до урока размешать кусочек дрожжей в теплой подсахаренной воде и поставить в теплое место. С помощью дежурных раздать учащимся по капле жидкости на предметное стекло. Предложить рассмотреть препараты.

Используя текст учебника ответить на вопросы. (Слайд 11).

  1. Что представляют собой дрожжи?
  2. Каково строение дрожжей?
  3. Как обычно размножаются дрожжи?
  4. Каково практическое значение дрожжей?

В 1680 году голландский натуралист Антони ван Левенгук впервые увидел дрожжи, однако из – за отсутствия движения не распознал в них живые организмы. (Слайд 12).

Закрепление знаний и умений. (Слайд 13).

  • Назовите изображённые на рисунке организмы и царство, к которому они относятся.
  • Почему их относят к одному царству?

Домашнее задание.

Параграф 9, вопросы. Дополнительно по группам: первая группа – текст с вопросами, (приложение 3); вторая группа – составить кроссворд по теме “Грибы”.

Рефлексия. (Слайд 14)

В конце учебного занятия, обучающимся предлагается устно закончить предложения (записаны на доске)

  • "На сегодняшнем уроке я узнал ...”,
  • "Было интересно ...";
  • "Сегодня мне удалось ...";

и оценить свое эмоциональное состояние.

Предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Список литературы.

  1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И. Биология. Растений, грибов, лишайников. – М.: Дрофа, 2010.
  3. Воронина Г. А. Биология. Школьные олимпиады. – М.:Айрис – пресс, 2011.
  4. Ионцева А. О., Торгалов. Биология в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2012.
  5. Аствацатуров Г. О. Технология целеполагания урока. – Волгоград. Учитель, 2010.
  6. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс].
  7. medpractik.ruarticles/istoriya...penicillina.html

Приложение 1.

  1. Тело гриба состоит из тонких белых нитей, которые образуют ...
  2. Какую часть шляпочного гриба собирает человек?
  3. Плодовое тело гриба образовано ...
  4. Наука о грибах – это ...
  5. В спорангиях грибов образуются ...
  6. Спора гриба выполняет функцию ...
  7. По способу питания грибы являются ...
  8. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе ...
  9. Грибница белых грибов, поселяясь на корнях берёз, получает от неё .... вещества.
  10. Грибы относят к эукариотам, так как в строении клеток грибов есть ...
  11. Прочность клеточной оболочке грибов придаёт ...
  12. В клетках грибов, как и в клетках животных, отсутствуют ...
  13. Корень дерева с грибом образует ...

Приложение 2.

Лабораторная работа “Изучение строения плесневых грибов на примере мукора”.

Цель: познакомить с особенностями строения плесневых грибов на примере мукора.

План.

  1. Рассмотрите невооруженным глазом, а затем используя ручную лупу нити плесени. Опишите их внешний вид, отметьте окраску плесени, запах.
    Часть плесени отодвиньте в сторону. Отметьте состояние пищевого продукта под ней.
  2. Возьмите пинцетом несколько нитей с головками из культуры и положите на предметное стекло. Рассмотрите при малом увеличении.
    Сравните с рисунком в учебнике и обозначьте его части, (рисунок 26).
  3. На поверхность препарата нанесите каплю воды.
    Что происходит со спорангиями в результате поглощения воды?
  4. Нарисуйте схему строения мукора и подпишите названия его частей, (школьная таблица).

Приложение 3.

Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком организме идет речь. Обоснуйте свой ответ, выделив в описании признаки принадлежности к конкретной систематической группе (царство, тип/отдел, отряд, семейство вид).

Эти организмы обычно скрыты от наших глаз под опавшей листвой или сучьями. Не так давно ученые относили их к царству растений, основываясь на неограниченном росте существ. Однако в отличие от растений в их клетках нет хлорофилла, и они не способны образовывать органические вещества в процессе фотосинтеза.

А как они питаются? Клетки, находящиеся под землёй, часто образуют микоризу с растениями и всасывают воду с питательными веществами всей поверхностью тела.

На поверхности почвы формируется надземная часть – плодовое тело. Плодовые тела некоторых видов съедобны и издавна используются людьми для приготовления пищи.

У загаданного нами организма споры созревают в трубчатых спорангиях. А найти их можно под кроной лиственных деревьев. Чаще всего – под березами.

21.02.2015