Музыкальная викторина для шестиклассников «Знатоки музыки»

Разделы: Внеклассная работа


Ход мероприятия

Конкурс №1. «Мировая классика».

Слайд 2 <Приложение 1>.

Слайд 3. В этом конкурсе знатокам музыки придётся на слух узнать всемирно - известное произведение и доказать, что в нашем зале представлены настоящие интеллектуалы!

Определите, какое музыкальное произведение звучит?

Кто его автор? (Достаточно указать фамилию композитора). За каждый правильный ответ игрок команды получает по 1 баллу. На каждый новый звуковой вопрос отвечают разные игроки команды. За подсказку команда штрафуется «минус одним» баллом. Если никто из игроков команды не может ответить на данный вопрос, то он переходит другой команде. В этом туре не участвует 1 участник – вокалист. (Ведущие по очереди подходят к игрокам команды и просят дать ответы).

Звучат следующие отрывки: <Треки для конкурса №1><у автора>

  • Романс «Я помню чудное мгновенье». Михаил Глинка.
  • Токката ре – минор. Иоганн Себастьян Бах.
  • «Гаудеамус». Ваганты.
  • Романс «Сирень». Сергей Рахманинов.
  • «Вальс – фантазия». Михаил Глинка.
  • Баллада «Лесной царь». Франц Шуберт.
  • «Кармина Бурана». Карл Орф.
  • «Революционный этюд». Фридерик Шопен.
  • «Песня о друге». Владимир Высоцкий.
  • «Времена года. Весна». Антонио Вивальди.
  • Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». Михаил Глинка.
  • Вальс из балета «Щелкунчик». Пётр Чайковский.

Конкурс №2. «Голос».

Слайд 4

А вот теперь в борьбу вступают наши прославленные вокалисты. Каждый из них подготовил какой-то яркий вокальный номер и сможет принести своей команде 3 балла (оценивается чистота интонирования, уверенность исполнения, артистизм).

Но это ещё не всё! В этом туре также болельщики смогут внести свой вклад в общую копилку команды. Если вокальный номер готовился выступающими заранее, то для болельщиков задание окажется сюрпризом! Им необходимо прямо по ходу исполнения песни создать подтанцовку (хореографическое украшение песни).

За такое самоотверженное выступление болельщики могут получить от жюри от 1–3х баллов.

Мы просим наше уважаемое жюри напомнить о количестве баллов у каждой команды по итогам двух конкурсов.

Ведущие приглашают певцов по очереди. <Треки для конкурса №2><у автора>

Итак! Мы приглашаем на сцену игрока команды (ведущие приглашают певцов)…

А теперь номер…

А на сцене…

Конкурс №3.

Слайд 5

Следующий конкурс посвящён национальной танцевальной музыке разных стран и народов. Услышав мелодию, участники команды должны изобразить движения этого национального танца, а потом ответить на вопрос – что это за танец, в какой стране он появился? Каждой команде придётся пройти это испытание по 2 раза, а один раз задание будет предложено всем командам, а балл засчитается только одной команде.

За танцевальную часть конкурса участники получают от 1-2-х баллов, а за правильный ответ – по 1 баллу. По очереди звучат следующие танцевальные мелодии. < Треки для конкурса №3><у автора>

  • Лезгинка. Грузия.
  • Полька. Чехия.
  • Ламбада. Бразилия.
  • Вальс. Австрия. (Франция).
  • Рок-н-ролл. Америка.
  • Цыганочка. Россия. Молдавия.
  • Русская плясовая. Россия.

 

Конкурс №4.

<Приложение 2>

Слайд 6

Ну, а теперь наши участники вновь блеснут своими знаниями. Каждой команде придётся объяснить музыкальное понятие или термин. Участники тянут листок с вопросом и отвечают после короткого обсуждения. За каждый правильный ответ команде – 1 балл.

  • Что такое романс? (Рома́нс в музыке (исп. romance, буквально — «по-романски», то есть «по-испански») — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением)
  • Кто такие ваганты? (Вага́нты (от лат. vagantes — странствующие) — студенты - монахи в Средние века (XI—XIV века) в Западной Европе, способные к сочинительству и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений).
  • Что такое блюз? (Блюз (от англ. Blues или Blue Devils — тоска, печаль) — музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций )
  • Что такое a*capella? (Пение без музыкального сопровождения).
  • Что такое баллада? (Баллада — стихотворное лиро-эпическое произведение, часто положенное на музыку, фантастического или эпического характера с элементами мистики)
  • Что такое джаз? (Джаз (англ. jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.)
  • Что такое знаменный распев? (Знаменное пение (знаменный распев) — основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков — знамён (др.-рус. «знамя», то есть знак), использовавшихся для его записи.)
  • Кто такие барды? (Бард (от кельт. *bardos) — певец или поэт; как правило, одиночный исполнитель песен собственного сочинения.)
  • Какую музыку называют камерной? (Ка́мерная му́зыка (от итал. camera — комната, палата) — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов—инструменталистов и/или вокалистов.)
  • Что такое спиричуэл? (Спири́чуэлс, спиричуэл (англ. Spirituals, Spiritual music) — духовные песни афроамериканцев. )
  • Что такое ноктюрн? (Ноктю́рн (от фр. nocturne — «ночной») — распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера, исполняемый под ночным небом)
  • Что такое полифония? (Полифо́ния, устаревш. полифони́я (от греч. πολύς — многочисленный и φωνή — звук) — склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких голосов)

Просим наше уважаемое жюри огласить баллы каждой команды.

Конкурс №5.

Слайд 7

Ну, что же, ребята, вы очень старались, а вас поддерживали ваши болельщики. Им –то адресован последний конкурс. Просим 4 – х самых активных болельщиков подняться на сцену. Задание заключается в следующем: хорошие болельщики всегда используют «кричалки» – четверостишия, поднимающие боевой дух команды. А вот сейчас нашим болельщикам придётся не просто придумать «кричалку», но и вместе спеть её на мотив любой детской песенки.

Жюри будет подсчитывать итоговые баллы, но напомним о том, что последний конкурс «кричалок» принесёт максимально 3 балла своей команде.

Итак, наша конкурсная программа окончена, а теперь слово нашему уважаемому жюри.

Слайд 8

Жюри оглашает итоги, вручает награды по номинациям и победителям. <Приложение 3>

Полезные ссылки:

  • www.music-dic.ru/index-music-enc/slovar-r.htm
  • www.narod-tanez.com/tanec-chast-narodnoi-kulturi/21-nazvaniya-narodnih-tancev
  • kurokam.ru/load/predmety/muzyka/muzyka_uchebnik_6_klass/
  • yandex.ru/images/search?tex

16.02.2015