Урок русского языка по теме "Лингвистическая игра "Язык мой – друг мой". 7-й класс

Разделы: Русский язык


Цель: обобщение и систематизация полученных знаний.

Задачи.

Образовательные: закрепить изученный материал и проверить уровень знаний обучающихся.

Развивающие: развитие речевой культуры учащихся, логического мышления, умения вдумчиво работать с текстом, выделять в нем главное, сравнивать, анализировать, обобщать. Развитие памяти, творческих способностей и коммуникативных навыков.

Воспитательные: формирование умение работать в группе, в парах, индивидуально, прислушиваясь к мнению товарищей. Воспитание любви к русскому языку через создание ситуаций успеха.

Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного.

Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Место работы в учебном плане: заключительный урок в конце учебного года.

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, исследовательский.

Подготовительная работа: выполнение д/з, повторение изученного, жеребьевка.

Актуальность: в период обязательной сдачи Единого Государственного Экзамена по русскому языку после 9 и 11 классов актуально повторение и закрепление изученного материала через заинтересованность нестандартными формами и методами работы.

Оборудование урока: карточки с заданиями для групп, таблицы, музыкальное сопровождение.

Ход урока

Орг. момент. Две команды учащихся рассаживаются за столы, на которых лежат чистые листы и ручки, словари. За отельным столом сидят члены жюри – учителя русского языка, задача которых – оценить работу учащихся, подвести итоги, определить победителей.

Критерии оценок: 6 баллов – за особые знания русского языка.

5 баллов – задание выполнено правильно.

3 балла – задание выполнено с недочетами.

0 баллов – задание не выполнено.

2. Вступительное слово учителя на фоне музыкальной заставки. (П.И.Чайковский “Времена года”).

Наш урок-конкурс это радость коллективного поиска, правильного, умного и остроумного ответа и возможность для каждого участника проявить сообразительность, юмор, артистизм и продемонстрировать свои знания. Мы приветствуем гостей и участников. Удачи!

Ход урока

Представление команд.

Команды представляют название, девиз, эмблему.

I этап. Разминка.

Подберите к каждому из следующих слов синоним так, чтобы, поставив их в том же порядке, можно было по начальным буквам прочесть пословицу. О какой пословице идет речь?

Тын(забор), поощрение(награда), войска(армия), мелодия(напев), чужеземец(иностранец), кушанье(еда), физкультурник(спортсмен), хата(изба), шлюпка(лодка), иносказание(аллегория).

Знание – сила.

Это девиз нашего сегодняшнего урока.

II этап. Конкурс на лучшего знатока лексики.

1. Слова БАЗАР и РЫНОК - синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означают выражения “Птичий базар” и “птичий рынок” (Птичий базар – место массовых птичьих гнездовий. Птичий рынок – место, где продают животных и птиц.)

2. А.С.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”. Возмущенный жадностью старухи дед говорит: “Что ты, баба, белены объелась?” Что это за белена? (Белена – ядовитое растение)

3. Найдите лишнее слово в синонимичном ряду:

Красный, багряный, лазоревый, алый, огненный. (лазоревый – не голубой, не малиновый, а блестящий, яркий)

1. Найдите лишнее слово в синонимичном ряду:

Томительный, томный, утомительный, пятитомный. (пятитомный)

2. Подберите антоним к слову “живот”, встречающемуся в выражениях: Не жалеть живота своего. (Не бояться смерти)

3. Окончился спектакль. Аплодисменты. Сосед справа стал кричать “Бис”, другой объяснил, что так кричать нельзя. Почему? (Бис – фр. от “повторить”. Весь спектакль или какое-либо его действие повторить нельзя)

4. Что означают выражения: белое золото – хлопок, черное золото – нефть, голубой уголь – природный газ, голубой континент – романтический образ?

5. Какое значение имело слово “анекдот” во временя А.С.Пушкина, которое он употребил в романе “Егениий Онегин”.

….Но дней минувших анекдоты

Хранил он в памяти своей…

(анекдот – история)

III этап. Путешествие в страну-фразеологию.

1. Замените фразеологизм синонимом.

Собаку съел – имеет большой опыт.

Мозолить глаза – надоедать.

Точить лясы – болтать.

Клевать носом – засыпать.

Кот наплакал – мало, чуть-чуть.

Во всю прыть – очень быстро.

Шаром покати – нет ничего, пусто.

В тот же миг – сразу же.

2. Игровое задание “Угадай профессию”.

Ведущий называет фразеологические обороты. Команды определяют, среди представителей каких профессий они появились или могут встречаться:

  • стричь под одну гребенку (парикмахер),
  • на живую нитку (портной),
  • сложить оружие (солдат),
  • играть первую скрипку (музыкант),
  • закидывать удочку (рыбак),
  • открывать Америку (путешественник),
  • ход конем (шахматист),
  • брать на прицел (солдат, охотник).

3. Проверка д/з. Инсценирование с использованием фразеологизма. Команда-соперник отгадывает фразеологизм.

IV этап. Путешествие в мир синтаксиса.

1. В следующем тексте расставить знаки препинания так, чтобы наследники не разорились.

Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: “Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую”

Докажите, что это одно предложение, расставьте знаки препинания.

Это утро радость эта

Эта мощь и дня и света

Этот синий свод

Эти стаи эти птицы

Этот крик и вереницы

Этот говор вот

Эти нивы и березы

Эти капли - эти слезы

Этот пух – не лист

Эти горы эти долы

Эти мошки эти пчелы

Этот звук и свист

Эти зори без затменья

Этот вздох ночной селенья

Эта ночь без сна

Эта дробь и эти трели

Это все – весна.

А.А.Фет (Это простое предложение, состоящие из 25 однородных подлежащих и одного сказуемого – весна.)

2. Укажите односоставные предложения.

1. Новое в жизни требует и новых названий

2. В читальном зале просят соблюдать тишину.

3. Белая береза под моим окном принакрылась снегом.

4. Весело проведешь каникулы в походе.

(Ответ: 2, 4)

3. Определите в предложении тип сказуемого.

1. Дверь была приоткрыта. (сис)

2. Утки начинают купаться (сгс)

3. Пусть сильнее грянет буря (пгс)

4. Он будет вставать в семь часов утра (пгс)

5. Болота лежали пустынные и зловещие (сис)

6. Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете (сис)

V этап. Путешествие в страну-морфологию.

1. Подберите причастия-определения к словам:

Рояль (м.р.)

Картофель (м.р.)

Тюль (м.р.)

Мозоль (ж.р.)

Фасоль (ж.р.)

Вермишель (ж.р.)

2. Назовите существительное, имеющее окончание Ы в форме именительного падежа, множественного числа:

Мастер

Герб

Доктор

Директор

Профессор

(Герб)

3. Образуйте форму именительного падежа множественного числа:

Дно (донья)

Шило (шилья)

Полено (поленья)

4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа:

Копна (копен)

Кочерга (кочерег)

Гостья (гостий)

VI этап. Загадочная этимология.

  1. Какова история происхождения слов “копейка” и “рубль”. (Копейка – копье: Исстари на монете был изображен всадник с копьем. Рубль – исторически связано со словом “рубить”: в Древней Руси при размене крупных серебряных слитков их рубили на части.
  2. Почему в прилагательном “подлинный” пишется НН? (В Древней Руси во время пыток палач избивал подсудимого хлыстом-длинником, показания такие считались подлинными)
  3. Сколько стоит книга, если за нее надо заплатить два пятиалтынных? (Алтын –старая монета в три копейки. Два пятиалтынных = 30 копеек)
  4. Какая частица пишется слитно, хотя и образована сложением трех различных частиц? (Неужели)

VII этап. Словарь – мой друг и верный мой помощник.

Проверка д/з.

  1. Реклама фразеологического словаря.
  2. Реклама словаря синонимов.

VIII этап. Подведение итогов.

Жюри вручает призы:

- “за знания”,

- “за творчество”,

- “за активность”,

- “за старание”.

Материалы для учителя:

  1. М.М.Казбек-Казиева. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. М. Айрис-пресс, 2005 г.
  2. Л.Петрановская. Игры на уроках русского языка. Пособие для учителя. М. Наука, 2009 г.
  3. И.Д.Чаплыгина. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М. Владос, 2010 г.
  4. О.Н.Киселева. Методика преподавания русского языка. Учебное пособие. –Томск: Издательство Томского университета, 2005 г.
  5. П.И.Чайковский. “Времена года”.

Список литературы для учащихся:

  1. Внеклассные мероприятия по русскому языку. (Серия “Внимание: опыт”). / Под ред. Е.А.Евлампиевой. – Чебоксары: “Клио”, 2009 г.
  2. А.И.Горшков. Русская словесность. От слова к словесности. Учебное пособие. М. Просвещение, 2000 г.
  3. В.М.Бурмако. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся. М. Просвещение, 2009 г.
  4. Г.И.Климовская. Русская орфография – быстро и надежно. Таблицы. Алгоритмы. Упражнения. Часть I-II. Томск, 2005 г.

20.02.2015