Творческий пересказ сказки К.Д. Ушинского «Проказы старухи Зимы»

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (4 МБ)


Коррекционно-образовательные цели:

  • Создавать условия для обобщения и уточнения знаний детей о зиме и зимних забавах, для активизации и расширения словаря за счет слов – действий, слов – признаков, для развития языкового чутья путем образования родственных слов. Развитие связной речи (составление предложений по теме “Зима”, “Зимние забавы”).
  • Формировать умение понимать смысл слов и выражений.
  • Закреплять и совершенствовать навыкзвуко – слогового анализа слов и чтения слов, предложений.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать оптико-пространственных представлений на основе игры “Что не нарисовал художник”.
  • Развивать диалогическую речь.
  • Развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способности к самооценке и самоанализу.
  • Развивать универсальные умения: умение слушать педагога и выполнять его инструкции

Воспитательные цели:

Воспитывать устойчивый интерес к урокам, инициативу, стремление к активной деятельности, самостоятельность в принятии решений.

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование:

  • Доска магнитная, компьютер, доска TRACEBOARDR, картинки природы зимы, картина “Что не нарисовал художник?”, картинка злой старухи Зимы, таблички.

Ход урока

I Организация класса

- У нас гости. Поздоровайтесь. (Здравствуйте.)

- Сядьте на места.

II Психолого-педагогический настрой “Связующая нить”

- Вот клубок. Будем передавать его друг другу и говорить пожелания.

(Ранит, слушай внимательно.

Наиля, думай.

Игорь, говори хорошо.)

III Сообщение темы и целей урока.

- Хотите узнать, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Для этого нужно разгадать кроссворд.

  1. Зимой беленький,
    А летом серенький.
    Никого не обижает,
    А всех сам боится.
  2. Мы - проворные сестрицы
    Быстро бегать мастерицы,
    В дождь – лежим,
    В снег – бежим,
    Уж такой у нас режим.
  3. Невидимкой, осторожно
    Он является ко мне,
    И рисует, как художник,
    Он узоры на окне.
  4. Зверька узнаем мы с тобой
    По двум таким приметам:
    Он в шубе серенькой зимой,
    А в рыжей шубке – летом.

Школьники разгадывают загадки и записывают ответы на доске TRACEBOARDR фломастером.

- О чем будем говорить? (Будем говорить о зиме.)

- Сегодня на уроке мы будем учиться пересказывать сказку К.Д.Ушинского “Проказы старухи Зимы”.

IV Подготовительная работа.

1. Развитие слухового восприятия. (работа за экраном)

- Вспомните, что вы знаете о зиме.

Назовите приметы зимы (по цепочке), добавляя картинку к своим словам.

(-Идет снег.

-Дует холодный ветер.

-Кругом большие сугробы.

- На реке лед.

-Погода холодная, морозная.

-На окнах морозные узоры.

-На деревьях шапки снега.

- На крышах сосульки.

- Метель.)

- Вы знаете много примет зимы, молодцы.

2. Подбор однокоренных слов (работа с интерактивной доской – передвижение объектов)

- Скажите, а какая погода может быть зимой?

Если на улице идет снег, то погода снежная.

- Найди одинаковые слова:

  • Мороз
  • Снег
  • Ветер
  • Холод
  • Стужа

Погода холодная, ветреная,...

(дети подводят соответствующие однокоренные слова друг к другу):

  • Мороз – морозная
  • Ветер – ветреная
  • Стужа-студеная
  • Холод- холодная.

- Вы хорошо работали и быстро находили нужные слова.

3. Развитие языкового чутья, путем обозначения смыслового значения слов другими словами.

- Я прочитаю вам предложения, а вы подумайте, как можно сказать по- другому:

- Зима пришла, полетели белые мухи.

- Холодно, голодно птицам зимой, забили они тревогу, как дальше быть, что делать.

- Не боятся мороза дети. На горке яблоку негде упасть.

- Никак зима в толк не возьмет, почему ее никто не боится?

- Повесила голову старуха – зима и опечалилась.

V Изучение нового.

1. Первоначальное восприятие. (диафильм) Презентация 1.

- О чем эта сказка? (Сказка о зиме, как она хотела всех погубить, заморозить.)

- Кто главный герой сказки? (Главный герой –старуха – зима.)

-Почему автор назвал зиму СТАРУХА - ЗИМА? (Потому что она злая.)

Игра “Что наделала зима?” - изобрази действия: (Дети запоминают действия и изображают их.)

- разозлилась

- задула холодом

- пошла на зверей

- разметала листья

- заплакала.

2. Самостоятельное знакомство со сказкой.

- Прочитайте самостоятельно первую часть. (Читают 1-ю часть сказки самостоятельно.)

Словарь для обучающихся на доске.

- Что сделала старуха зима? (Разозлилась ....)

- Что задумала? (Задумала всех со света сжить.)

- До кого добралась сначала? (Стала.... добираться.)

- Почему она не смогла заморозить птиц? (...... стали ....... и полетели в ...... Остался ......)

Дети рассказывают часть текста по опорным словам, в это время на доске показывается презентация с картинками, отображающими содержание текста. Презентация 2.

- Прочитайте вторую часть по цепочке, по предложению. (Чтение по цепочке.)

- Потом на кого накинулась старуха зима? (Накинулась на зверей.)

- Что она сделала? (Запорошила снегом поля.)

- Что посылает на землю? (Посылает мороз за морозом.)

Гимнастика для глаз. Подули ветры и метели. (Следят глазками за движением зимы на указке.)

- Кто не испугался морозов?(Не испугались звери.)

- Что делает белка? (Белка грызет орехи.)

- Что делает медведь?

- Заинька?

- Составьте предложение из данных слов. (работа с интерактивной доской)

орешки белка в дупле грызёт

берлога Медведь сосет лапу в

прыгаючи Заинька греется

- Что делают домашние животные? (В стойлах сено жуют.)

- О каких домашних животных говорит автор? (- О лошадке, овечке, корове.)

- Кто сможет рассказать эту часть текста, используя картинки презентации и опорные слова?

Дети рассказывают часть текста по опорным словам, в это время на доске показывается презентация с картинками, отображающими содержание текста. (Словарь на доске: Накинулась.....Запорошила......

Завалила.....Посылает.....Не испугались.....)

- Прочитайте следующую часть по словам, будьте внимательны. (чтение по одному слову, цепочкой).

- Что случилось с реками, озерами? (Замерзли реки и озера.)

- Что сделала вся рыба? (Рыба ушла на глубину.)

- Расскажите эту часть текста, используя картинки из презентации и опорные слова? (Словарь: Злится....

....... Добираться Замерзли...... .......вглубь ушла)

Дети рассказывают часть текста по опорным словам, в это время на доске показывается презентация с картинками, отображающими содержание текста.

- Послушайте последнюю часть сказки и скажите, что для Зимы было самое обидное.

Аудиозапись и показ слайдов.

- О чем думала зима? (Хотела заморозить людей.)

- Что шлет она на людей? (Шлет морозы лютые.)

- А что делают люди? (Люди затопили печь, пекут блины, смеются над зимой.)

- Что делают дети зимой? (Один ребенок составляет предложение, потом все вместе изображают игры детей зимой) (Ребята играют в снежки. Дети катаются на санках и на лыжах. Дети лепят снеговика. Ребята катаются на коньках.)

- У меня есть картина. Внимательно посмотрите и скажите, что забыл нарисовать художник? (Рассматривают картину, показывают, где нет предмета, называют какого. (например: дети катаются на коньках, тут нет одного конька и т.д.).

Расскажите последнюю часть, используя картинки презентации. (Рассказы по картинкам и опорным словам.)

- А что значит зима заплакала? (Капель с крыш. (Картинка)

3. Игра “Снежный ком” (запомни – повтори).

- У меня есть зимний клубочек, хотите с ним поиграть? Посмотрите, какой у него длинный хвостик. Я говорю предложение, а вы его запоминаете и повторяете.

Разозлилась зима.

Разозлилась старуха – зима.

Разозлилась старуха - зима на птиц.

Страшно разозлилась старуха – зима на птиц.

Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, зверей.

Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, зверей, людей.

Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, рыб, зверей, людей.

Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, рыб, зверей, людей и детей.

(Сначала слушают, потом хором повторяют предложение за учителем.)

VI Закрепление

1. Пересказ по наводящим вопросам, с использованием презентации.

- Разозлилась старуха – зима, задумала всех со света сжить. До кого она добралась сначала? (- До птиц.)

- Почему она не смогла заморозить птиц? (Птицы стали стайками собираться и полетели в теплые страны.)

- Запорошила зима снегом поле, завалила снегом леса. Посылает морозы. Почему звери не испугались зимы? (Звери не испугались зимы: белка в дупле орешки грызет, медведь в берлоге лапу сосет, домашние животные в теплых сараях сено жуют.)

- Почему зима не смогла людей заморозить? (Люди затопили печки, пекут блины, смеются.)

- Что было зиме обиднее всего? (Обиднее было, что даже дети ее не бояться. Ребятишки катаются на санках, на коньках,, лепят снежную бабу, играют в снежки.)

- Почему зима заплакала? (От злости.)

- Как мы понимаем, что весна рядом? (Закапали зимние слезы.)

2. Игра “Что наделала Зима?” Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени с приставкой “за”.

- Подойдите к окну, посмотрите в окошко. (Подходят к окну.)

- Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась: “Зимушка – Зима, что же ты наделала?”

(Педагог говорит начало предложения, дети образуют из данных слов глаголы)

Зима пришла с морозами и всё ..... (Отвечают хором: ЗАМОРОЗИЛА)

Метель мела и все тропинки ..... (ЗАМЕЛА)

Река покрылась льдом и вся ...... (ЗАЛЕДЕНЕЛА)

Зима позвала вьюгу и всё .....(ЗАВЬЮЖИЛА)

Снежная пороша дорожки все ..... (ЗАПОРОШИЛА)

3. Самостоятельный творческий пересказ.

- А сейчас давайте расскажем нашу сказку. Расскажите, от имени птиц. (Школьники рассказывают от 1 лица.)

- Кто хочет рассказать сказку от имени рыб?

- От людей?

- От детей?

VII Итог. Рефлексия

- Какую сказку мы сегодня пересказывали? (Сказку “Проказы старухи – Зимы”.)

- Как вы думаете, она у нас получилась? Почему? (Да. Мы рассказывали сами, вы нам немножко помогали.

Мы ничего не забыли, рассказывали по порядку.)

Психологический настрой “Весеннее солнышко. Снеговик растаял”.