Тема урока: «Куб», раздел «Многогранники»

Разделы: Математика, Коррекционная педагогика


Урок составлен с учетом требований к результатам освоения общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.

Отличительной особенностью данного урока являются: коррекционная практическая направленность, развитие слуха, обогащение словарного запаса, так как урок подготовлен для детей с ОВЗ (слабослышащих и позднооглохших).

Виды деятельности обучающихся на уроке: исследования, описание, наблюдение, измерение, моделирование. В данном уроке использованы элементы нескольких педагогических технологий (разноуровневой, игровой, здоровьесберегающий). На уроке осуществляется индивидуальный подход, каждому обучающемуся отводится необходимое ему время, соответствующее личных способностям и возможностям, тем самым обеспечивается освоение учебного материала. Элементы игры, используемые на уроке, позволяют добиться решения не только образовательных задач, но сохранить работоспособность, повысить познавательную активность обучающихся с нарушением слуха, кроме того, дают возможность всем принимать участие в коллективной деятельности и чувствовать себя комфортно. Создаются условия для применения математических терминов в конкретной практической ситуации. Применение здоровьесберегающих технологий на уроке: чередование видов работ, типов заданий, физкультминутка, тематически связанная с темой урока, поддерживают интерес к уроку и способствуют снижению утомляемости, преодолению стресса, как результат – сохранению здоровья обучающихся и успешному освоению материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомиться с частным видом параллелепипеда – кубом.

Задачи.

  1. Научиться изображать куб, обозначать и находить его измерения.
  2. Развивать пространственное воображение.
  3. Прививать интерес к математике, развивать кругозор.
  4. Развивать слуховое восприятие, контроль над произношением.

Оборудование: проектор, экран, презентация в PowerPoint по теме “Куб” (приложение 1), пластилин, проволока, индивидуальные коврики.

План урока

  1. Орг. момент.
  2. Проверка д/з.
  3. Словарная работа.
  4. Математический диктант.
  5. Устная работа.
  6. Тестирование.
  7. Изучение нового материала.
  8. Практическая работа.
  9. Физминутка.
  10. Закрепление материала.
  11. Подведение итогов, д/з.

Ход урока

Этапы
урока
Цель
проведения
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Обору-
дование
1. Оргмомент. Определить уровень подготовки к уроку. РСВ. Какое сегодня число? (За экраном) Сегодня 15 ноября 2014 г. Экран
Какой сейчас урок? (За экраном) Сейчас урок математики.
2. Проверка домашнего задания. По домашнему заданию есть вопросы? Нет. Экран
Откройте тетради. (За экраном)  
Назовите ответ. Периметр грани ABCD = 20 см.
3. Словарная работа. Усвоение математических терминов.

Активизация речи.

Прочитайте слова, используемые на уроке. (За экраном) Куб, каркасная модель, поверхность, дизайн, кристаллическая решетка, архитектор, проектировать, моделирование. Экран

Слайд № 3

4. Математический диктант. Развивать письменную речь обучающихся.

Развивать самоконтроль.

Слушайте, проговаривайте, записывайте. (За экраном) Многогранник, вершина, ребро, грани, поверхность, основание. Экран

Слайд № 4

Проверьте по образцу. (За экраном)  
Выставьте оценки. (За экраном)  
5. Устная работа, повторение опорных знаний. Развивать устную речь. Назовите геометрические тела на слайде. Конус, цилиндр, параллелепипед, шар. Слайд № 5
6. Тестирование. Проверить уровень усвоения полученных знаний. Заполните тест.   Слайд № 6
  Какое слово получилось? Куб.  
Постановка цели урока. Сегодня будем изучать тему “Куб”.

Запишите число, тему урока. (За экраном)

На уроке мы познакомимся с частным видом параллелепипеда – кубом. (Показываю модель куба)

   
7. Изучение нового материала. Сформировать понятие многогранника – куба.

Расширить кругозор.

Посмотрите как используют геометрические формы в ландшафтном дизайне.   Слайд № 7
На слайде вы видите использование формы куба в жизни, архитектуре.   Слайд № 8, 9
А это кристаллические решетки минералов. Эти минералы их происхождение и их свойства вы будете изучать на уроках химии и географии.   Слайд № 10
С формой куба мы часто встречаемся и в быту. (Кубики льда для охлаждения напитков, кубики сахара-рафинада).    
Куб – это параллелепипед, у которого все ребра равны, все его грани – квадраты, все измерения куба (длина, ширина, высота) равны между собой.    
Прочитайте правила. (За экраном)   Слайд № 11
Начертите куб в тетрадь, обозначьте его. Работа в тетрадях. Экран
8. Практическая работа. Развивать мелкую моторику рук.

Развивать умения выполнять по описанию реальные построения.

Возьмите проволоку, пластилин. Соедините куски проволоки так, чтобы получился куб.
  1. Выложите квадрат.
  2. Вставьте в каждую вершину по проволоке, соедините концы.
Работа на индивидуальных ковриках.  
Мы сделали каркасную модель куба. Посчитайте и назовите количество вершин, ребер, граней. 8, 12, 6.
9. Физминутка (соревнование). Снять напряжение, усталость.

Развивать взаимовыручку, коллективизм.

Разбейтесь на две команды.

Из данных кубиков каждая команда складывает заданную фигуру.

Откройте учебник (за экраном) стр. 245, рис. 234

Командная работа. Экран

Слайд № 12

10. Закрепление материала. Выяснить усвоенность материала.

Воспитание положительных моральных качеств.

Раздаю обучающимся кубы.    
Читайте задание. Читают текст задания (вычислить сумму площадей всех граней куба).
Вопросы. Все понятно.
Выполняйте. Записи в тетрадях.
У вас на столах таблички со словами, характеризующими качества личности.

Прочитайте. Подумайте над этими словами. Давайте наклеим на каждую грань куба выбранное вами слово (обучающиеся подходят по одному и наклеивают таблички). Наша жизнь очень многогранна. Мы создали маленькую модель с принципами жизни, по которой мы хотим жить.

Я рада, что слова “злость” и “зависть” мы не использовали.

 

Доброта, уважение, внимание, долг, справедливость, терпимость, развитие, зависть, злость.

 
11. Подведение итогов. Закрепить новые слова.

Развить сознательное отношение к учебе.

Прочитайте слова, изученные на уроке. (За экраном) Читают слова. Экран
Какой многогранник изучали? (За экраном) Куб.
Дима, как ты работал? (За экраном) Я работал хорошо.
Поставь себе оценку. (За экраном) 4.
Какую оценку ты поставишь Алеше, Саше? 4, 5.
Алеша, как ты работал? (За экраном) Я работал нормально.
[Озвучиваю оценки обучающимся с краткой характеристикой их работы]  
12. Домашнее задание. Закрепить пройденный материал. Посмотрите задание на дом. Читают задание. Слайд № 13

Экран

Вопросы есть? (За экраном) Нет, все понятно.
Запишите задание в дневники. Записи в дневниках.  
[Выставляю оценки в дневники].    
Урок окончен.   Слайд № 14

Литература

  1. Сборник рабочих программ под редакцией Т.А. Бурнистровой по УМК Г.В. Дорофеева и др., “Просвещение” Москва, 2014 г.
  2. “Математика 5” под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. Москва “Просвещение” 2014 г. (из федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год).
  3. “Обучение математике в 5-8 классах школ I и II вида” В.Б. Сухова.