Проектная деятельность как форма развития творческих способностей учащихся

Разделы: Внеклассная работа


Содержание

  1. Введение
  2. Глава 1. Возможность развития творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности с использованием метода проектов
  3. Глава 2. Организация и результаты работы по  развитию творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности
  4. Заключение
  5. Литература
  6. Приложение

Введение

Актуальность. Современные информационные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития личности учащегося. Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в школе, потому что стремление к творчеству присуще всем людям. Творчество требует от личности высокой компетентности в той области, в которой она хочет творить.

Большие возможности для развития творческих способностей школьников создаёт проектная деятельность. Поэтому я определила тему своей работы “Проектная деятельность как форма развития творческих способностей учащихся”.

Цель работы: рассмотреть возможности использования проекта для развития творческих способностей учащихся.

Глава 1. Возможность развития творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности с использованием метода проектов

В полной мере реализовать творчество можно с помощью внеурочной деятельности.

Рассмотрим, какие стороны и характеристики метода проектов в наибольшей степени адекватны целям и задачам развития творческих способностей учащихся.

Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельность деятельности учащихся. Самостоятельность определяется, с одной стороны, имеющейся возможностью самостоятельного выбора пути решения задачи, проявить свои способности в проектной деятельности, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта. Метод проектов всегда предполагает целенаправленное использование определённой совокупности учебно-познавательных средств, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся.

Другой важнейшей стороной деятельности при выполнении проектов является креативность. Она связана с постановкой проблемы и поисками путей её решения, которые инициируют активную мыслительную деятельность. Поиски решения проблемы нередко приводят к оригинальным, нестандартным путям и способам деятельности и результатам, которые, в свою очередь, стимулируют новые познавательные потребности и интересы. Таким образом, работа над проектом всегда инициирует развитие творческих способностей учащихся.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Рассмотрев, метод проектов как средство развития творческих способностей на внеурочных занятиях можно говорить, что проектный метод напрямую связан с творчеством.

Глава 2. Организация и результаты работы по  развитию творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности

В нашей школе с 2012 – 2013 учебного года 5-ые классы обучаются по ФГОС второго поколения. В рамках введения ФГОС второго поколения для них организована внеурочная деятельность. Среди часов внеурочной деятельности 1 час отведён под проектную деятельность. Я третий год являюсь руководителем кружка “Я исследователь” в своём классе (сейчас это 7 “Б” класс). Под моим руководством ученики выполняют различные проекты. В течение года ученик или группа учащихся выполняют один проект. Вот некоторые из них: “Кукла-закрутка”, “Вязаные тапочки”, вышивка крестом картины “Дельфин”, “Фартук”, светильник ночной “Каменный цветок” и др. (см. Приложение)

Творческие проекты, выполненные учащимися

Проблема Продукт Участник
Проект “Кукла-закрутка”
У меня есть пластмассовая, резиновая куклы. Но вот однажды я увидела в магазине тряпичных кукол. Это были большие нарядные куклы, среди них на стене висели маленькие куклы. Мне захотелось, чтобы у меня была такая кукла, но денег на покупку у меня нет. Поэтому я решила сделать её своими руками. Тряпичная кукла Нечаева Кристина
Проект “Фартук”
В каждом доме есть комната, в которой каждый день собирается вся семья - это кухня. Для того чтобы при приготовлении пищи одежда оставалась чистой, необходим - фартук. У мамы есть фартук, а у меня же его пока нет, и поэтому я решила сшить фартук себе красивее, чем у мамы. Фартук Комлева Валерия
Проект Светильник ночной “Каменный цветок”
Проблема интерьера моей комнаты следующая: нет светильника. Я давно интересуюсь электроникой и очень люблю собирать электрические схемы. И тогда я решил использовать своё увлечение при создании проекта. Перебрав множество идей, я остановился на светильнике-ночнике. Светильник Гурылёв Кирилл
Проект “Вязаные тапочки”
Тапочки с магазина и с рынка однотипны, а я хочу необычную обувь. Вязаные тапочки Перепелица Яна
Проект вышивка крестом картины “Дельфин”
Красивые картины могут создаваться не только художниками - это под силу каждому, кто приобщился к такому искусству, как вышивка крестом. Во время рукоделия человек вкладывает в каждый стежок частичку собственной души. Вещи, украшенные ручным шитьём, создают в доме уют. Картина “Дельфин” вышитая крестиком Макарова Анастасия
Проект “Цыплёнок в технике папье-маше”
Скоро 8 марта. Что подарить маме? Чтобы купить подарок, нужны деньги, а у меня их нет. И я решила сделать подарок своими руками. Цыплёнок, выполненный в технике папье-маше Могузева Валерия

Во время работы над проектом ученики самостоятельно ставят задачи, учатся находить пути их решения, привлекая знания из различных областей наук, самостоятельно находят недостающие сведения из всевозможных источников, выдвигают гипотезы, учатся устанавливать причинно-следственные связи. Развиваются менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов).

Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде.

По окончании работы проводится презентация проекта сначала в своём классе, затем между классами параллели и на окружной НПК.

Защита проекта помогает учащимся развивать монологическую речь, умение уверенно держаться во время выступления, артистические умения, умение отвечать на неожиданные (порой каверзные) вопросы, умение готовить и применять средства наглядности.

Заключение

Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Важно отметить, что творческие способности не развиваются в стихийных условиях, а требуют специально организованного процесса обучения и воспитания.

Мы рассмотрели метод проекта как средство развития творческих способностей учащихся. В проектной деятельности происходит акт творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости, всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Литература

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.

3. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007 г.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2007.

Приложение

5.02.2015