Олимпийские игры в древности. 5-й класс

Разделы: История и обществознание


Класс: 5

Автор УМК: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая 5 класс.- М.: Просвещение, 2013

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная

Дидактическое обеспечение: компьютер, слайд - презентация, оценочные листы

Цели:

  • познакомить учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции;
  • сформировать образное представление о знаменитом спортивном празднике;
  • способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников.

Задачи:

  • Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
  • Изучение новых понятий по данной теме.
  • Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Ожидаемые результаты: 

В ходе проведения урока учащиеся смогут:

  • рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
  • объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
  • назвать виды спорта в Древней Греции;

Формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные

  • Определять цель, проблему в учебной деятельности.
  • Выдвигать версии.
  • Планировать деятельность в учебной ситуации.
  • Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

  • Владеть смысловым чтением.
  • Выявлять причинно-следственные связи.
  • Делать выводы.
  • Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
  • Доказывать.
  • Сравнивать.
  • Анализировать – выделять главное.

Личностные

  • Оценивать свои и чужие поступки.
  • Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Проблемное задание:

Учитель: Слушая сегодня моё объяснение, проводя собственные исследования, к концу урока вы должны дать ответ на следующий вопрос: “Какие факты подтверждают мысль, что олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?” 

Опережающее домашнее задание: прочитать доступный материал об Олимпийских играх в Древней Греции.

Литература:

  1. Венок из оливы. Книга для чтения по истории древнего мира. Пособие для учащихся.
  2. Энциклопедия для детей: т I. Всемирная история.
  3. Древние греки. Ганс Райхардт. Слово (серия “Что есть что”)
  4. Греки. М. Росмен.

Слайд 2.

Учитель: А это что за цветные колечки?

Конечно,  это символ Олимпийских игр.

Учитель: Кто знает, что  символизируют эти кольца?

Ожидаемый ответ учащихся: Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение  пять континентов. Цвета континентов:  голубой - Европа, черный - Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия

Этапы игрового занятия:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Оргмомент Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учащихся Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу
Актуализация, целеполагание, мотивация Вступительное слово учителя о Греции, греческих богах, в честь которых устраивались Олимпийские игры – тема урока. Слайд: Пять олимпийских колец Начинают заполнять таблицу ЗХУ (знаю, хочу знать, умею) Вспоминают все, что знают о Олимпийских играх
Изучение нового материала и его закрепление (осмысление) Делит класс на 4 группы, каждая группа получает свое задание (1-3, задание №4, 4 о наградах победителю) Корректирует, дополняет выступления. Дает дополнительный материал о современных Олимпийских играх. Работа с новыми понятиями Дети обсуждают, выбирают выступающего, слушают, дополняют
Подведение итогов

Рефлексия

Решение проблемного задания.Что нового узнали на уроке об Олимпийских играх Отвечают, что нового узнали.
Домашнее задание Прочитать содержание учебника А.А. Вигасина, параграф 33. Сочинить надпись на стеле в честь Олимпийских игр. Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.

Презентация.

I. Вводная часть

1. Учитель: Олимпийские игры бывают через каждые четыре года на пятый. Когда игры назначаются, повсюду объявляют священное перемирие. Никто не может ни с кем воевать, никто не смеет напасть на путника, идущего в Олимпию, и никто не имеет права войти туда с оружием. А кто эти правила нарушит, того постигает проклятие и штраф. Женщинам запрещается вообще появляться на играх. Наряду с хорошо известными Олимпийскими играми проводились также и малые Панафинеи, Дионисии и другие состязания, имевшие политическое, религиозное и культурное значение.

2. Работа с картой. По карте уточняется географическое положение Балканского полуострова, греческих колоний (откуда могли прибывать участники Олимпийских игр), Олимпии (разводятся картографические понятия Олимпии и города Олимп).

3. Учитель или ученики знакомят класс с версиями об основании Олимпийских игр.

А) Очистив необычайно грязные скотные дворы царя Элиды Авгия, Геракл должен был получить

1/10 часть его стад. Однако царь не сдержал своего обещания, и спустя несколько лет Геракл пришел с войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу, громовержцу Зевсу, отмерил у подножия высокого холма Хроноса в оливковой роще границы священного округа и повелел раз в четыре года устраивать здесь общегреческие олимпийские атлетические игры.

Б) Другой миф связывает начало Олимпийских игр с именем Пелопа, победителя коварного Эномая (учебник, стр. 144 – 145).

4. Учитель напоминает о дате первых Олимпийских игр (подчеркивая значимость этого события, ставшего эрой, т. е. началом летоисчисления древнегреческого календаря).

Ученикам предлагается решить несколько задач Олимпийской тематики:

А) Сколько лет назад состоялись Олимпийские игры?

Б) Сколько игр могло пройти за это время, если бы славная традиция никогда не нарушалась?

В) В 708 году до н.э. в программу Олимпийских игр было введено пятиборье. На каких по счету Олимпийских играх это произошло?

5. Учитель рассказывает об основных условиях и традициях проведения Олимпийских игр в древности и вводит основные понятия темы: атлет,гимнасий, ипподром,олимпионик, палестра, панкратий,стадион, пятиборье, стадии.

II. Подготовка команд к выступлениям по карточке-заданию

Задание 1. На контурной карте “Древняя Греция и греческие колонии” отметить места проведения Олимпийских игр и свой город, откуда прибыла ваша команда в Олимпию.

Задание 2. Рассчитайте, в каких Олимпийских играх вы принимали участие, если ваши соревнования проходят в 200, 148, 72 гг. по древнегреческому календарю.

Задание 3. Выберите Бога (богиню) – покровителя вашего города и команды. Объясните свой выбор. Составьте текст клятвы и произнесите ее хором в день открытия Олимпийских игр.

Задание 4. Расскажите об одном виде соревнований и отличившихся атлетах. Кто из вашей команды стал олимпиоником в этом виде спорта.

III. Игра

I Этап. Учитель открывает ее торжественными словами: “Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!”

Учитель:

- Что нового об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?

Ученики:

1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.

2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.

3. Игры были честными

II этап

Представление команд-участников происходит на основе заданий № 1,2.

“Олимпийские игры открываются. В первый день приносятся жертвы Богам и даются клятвы у алтарей”. Команды по очереди озвучивают задание №3.

“На следующий день еще два дня идут Соревнования в определенных видах спорта”. Команды рассказывают о тех видах состязания, к которым готовились заранее, задание №4.

“В последний пятый день праздника раздавали награды”. Глашатай (учитель) выкрикивает имена олимпиоников. Участники и зрители приветствуют их словами: “Слава победителю”. Глашатай с гордостью сообщает, какие почести и привилегии ожидают героев на родине. ( Об этом могут рассказать и сами дети)

“Встречать Олимпионика выйдет весь город. Правители устроят в его честь пиршество, на главной площади поставят мраморную стелу с Хвалебной надписью. Победители смогут быть избранными на высшие государственные должности, им будут предоставляться почетные места в театре, их освободят от налогов, и до конца жизни будут кормить за общественный счет. Поэты Греции прославят атлетов в своих стихах, а лучшие скульпторы высекут из мрамора и отольют из бронзы статуи героев Олимпиад”.

Учитель:

Соревнования  заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

Но вот в  394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I  запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

- Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

Решение проблемного задания.

А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал  в самом начале нашего урока.

Ученики называют факты, говорящие о том, что олимпийские игры были любимым праздником древних греков.

Рефлексия

Сегодня на уроке, вы узнали много нового об Олимпийских играх. И сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение.

Сегодня на уроке, я узнал, что....

Д/З.Сочинить надпись на стеле в честь Олимпийского героя.


Приложение

Клятва.

Я, Калий, сын Арифрона, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду употреблять неправильных приемов

(Андролей, сын Дамотел:Милон, сын Аристофана; Фиогнет, сын Альтиноя; Лин, сын Гиперида; Ликон, сын Теллеаса; Феаген, сын Датона; Фаил,сын Никофона)

Все атлеты повторили клятву

А после них к статуе подошли судьи. Еще раз они напомнили, что в играх запрещается участвовать тем, кто был когда-нибудь осужден или уличен в нечестном поступке. Запрещается также убивать противника, прибегать к незаконным приемам и спорить с судьями. И каждый из судей подняв руки произнес:

- Клятвенно обещаю, что буду выносить свои решения честно и неподкупно!

1 команда из г. Эфеса.

Основан Эфес еще в XII веке до н.э. в Карии на западном побережье Малой Азии. В VI веке до н.э. достиг небывалого расцвета. Город наш известен тем, что здесь в долине, в семи километрах от города находится храм Артемиды – третье чудо света.

Покровительница города богиня Артемида родилась на Делосе в одно время с братом своим златокудрым Аполлоном. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба связывала брата и сестру. Горячо любили они и мать свою Латону.

Артемида заботится обо всем, что живет на земле, растет в лесу и в поле. Заботилась она и о людях, о стадах домашнего скота, о диких зверях.

Артемида изображалась юной охотницей, в коротком хитоне, с колчаном за спиной; рядом сней обычно посвященное ей животное – лань. Как богиню Луны, Артемиду изображали с полумесяцем на голове и факелами в руках, в длинной одежде.

2 команда из г. Олимпия.

Город Олимпия был одним из самых священных мест Древней Эллады. Здесь никогда ни один грек не поднял меч на другого грека; лишь однажды границы Олимпии перешагнула нога вооруженного воина, да и то случайно. Спарте пришлось заплатить за это огромный штраф. Олимпия располагалась в северо-западной части Пелопоннеса. Это был остров мира, арена честного состязания лучших из лучших – и не только спортсменов, но и художников, ученых, поэтов.

Покровительница города – богиня Афина. Самим Зевсом рождена богиня Афина – Паллада. Она вышла из головы бога-громовержца. В полном вооружении, в блестящем шлеме. С копьем и щитом предстала она перед очами богов-олимпийцев. Грозно потрясла Афина своим сверкающим копьем. Прекрасная, величественная стояла она перед богами.

Афина покровительствует героям Греции, дает мудрые советы и помогает во время опасности. Она хранит города, крепости и их стены, дает мудрость и знание, учит людей искусству и ремеслам. Научила людей обуздывать коней и запрягать быков, делать колесницы и строить корабли; даровала смертным плуг и борону, веретено и ткацкий станок, и считалась покровительницей женского труда, особенно ткачества.

3 команда из г. Кротоны.

Город Кротон – греческая колония, находится на юге Италии. Первое место по многолюдию и богатству. Кротонцы получали большие доходы от рыболовства и разведения скота. Город их прославился не столь внешним величием, сколько тем, что в нем жил великий Пифагор. Предания рисуют Пифагора чудотворцем, говоря по-нашему, волшебником. Рассказывали, что он предвидел землетрясения, укрощал волны, останавливал болезни, беседовал с животными.

Сохранились и достоверные сведения о его жизни. Он преподавал ученикам три главных предмета: математику, музыку и учение о переселении душ.

Покровитель города – бог Гермес, посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида. Покровитель путешественников, с развитием торговли становится покровителем торговли. Кроме того, Гермес – покровитель юношества, атлетов, бог гимнастики, его статуи ставили в палестрах и гимнасиях – учреждениях, в которых обучали борьбе, кулачному бою, бросанию диска, бегу. Гермес изобрел меры, числа, азбуку и обучил всему этому людей

Рассказы команд о видах состязаний:

1 команда. Бой колесниц.

Раздался громкий сигнал трубы: ипподром на мгновение замер, но через секунду зрители уже разразились приветственными криками, от которых многие лошади с громким ржанием поднялись на дыбы.

Прогремел второй сигнал трубы, и лошади помчались вперед. Сквозь облака пыли то там, то здесь в первых лучах утреннего солнца мелькали разноцветные одежды возничих, а лошади все увеличивали и увеличивали скорость, взвиваясь на дыбы, каждый раз как проносились мимо музыкантов с их звенящими трубами. Стремясь обогнать несущихся рядом соперников, возничие безжалостно колотили лошадей остриями копий и хлестали их бичами между ушей. Обода колес покрылись хлопьями пены с взмыленных конских спин. Конский храп и стук колес сливались с громкими криками зрителей.

2 команда. Состязание по пятиборью.

Олимпийский стадион находился очень близко от ипподрома, у южных острогов холма Кронос. С одной стороны места для зрителей были устроены на естественном горном склоне, с другой – на специально сделанной насыпи. Здесь, как и на ипподроме, все места были заняты еще до рассвета. Атлеты вошли в специальное помещение. Чтобы раздеться и натереться маслом. Выйдя снова уже обнаженными, они приступили к жеребьевке. Участники бега разделились по жребию на группы из четырех человек. И победитель получил право участия в окончательном состязании. Пропела труба. И бегуны рванулись вперед. Дистанция равнялась одной стадии, то есть 183 метрам, но бежать приходилось по глубокому песку.

-- Калий победил! Калий прибежал первым! То самое трудное еще впереди. Ведь ему предстоит состязаться с лучшими из лучших. В пятый раз пропела труба, Пять бронзовых тел так молниеносно рванулись вперед, что судьи с рогатиной поспешно отскочили от стартовой линии.

-- Победил Калий, сын Арифрона, афинянин! – громко объявил, выйдя на середину стадиона, глашатай.

3 команда. Прыжки в длину.

Углубление длиной более пятнадцати метров, в которое прыгалина Олимпийских играх, называлось скаммой. На тщательно выровненной, мягкой земле ясно отпечатывались следы ног, и если по отпечаткам было видно, что одна нога ступила впереди другой, прыжок не засчитывался.

Прыжки всегда сопровождались музыкой так же как метание диска или копья.

Запела труба, и атлеты снова вышли на стадион. В руках у каждого были каменные или металлические гантели прыгать нельзя. – ведь они точнее направляют размах руки, усиливают отталкивание, увеличивают длину прыжка, да и на землю легче стать твердо – так, чтобы ноги оказались точно рядом!

Флейтист в длинной, до самой земли одежде поднес к губам свою двойную флейту, и соревнования начались. Один за другим взлетали атлеты с небольшого возвышения у края скаммы.

Высокий,стройный Фиогнет вытянул вперед руку с каменными гантелями и рванулся вперед. В момент прыжка его руки на секунду опустились вниз, затем он снова стремительно выбросил их вперед, чтобы удлинить полет, а в последнее мгновение перед приземлением резким рывком отбросил руки назад и чуть согнул колени. Судья, который стоял наготове, чтобы провести черту там, где приземлится прыгун.

Стадион ликовал. Люди вскакивали, обнимали друг друга. Бросали на песок стадиона цветы и ленты, а когда распорядитель надел венок на голову победителя десятки других венков полетели к ногам Фиогнета.

Понятия темы

Хитон – кусок ткани с отверствиями для рук, Верхние концы скреплялись на плечах.

Палестраплощадь для спортивных упражнений.

Ипподром место конских состязаний.

Атлетучастник состязаний, человек крепкого телосложения, силач.

Гимнасий три афинские школы для занятий гимнастикой.

Палестрагреческая школа, где мальчики занимались гимнастикой, борьбой, бегом, прыжками, метанием копья т диска.

2.01.2015