К психологу… за сказкой?

Разделы: Школьная психологическая служба


Все мы родом из детства... Где так вкусно пахнет пирогами с яблоками...  Где на коленях, свернувшись калачиком, маленьким моторчиком смешно урчит серенький «усатый, полосатый» комочек... Где завораживают своим мерцанием угольки в бабушкиной печке... Где все так остро и по-настоящему: и вкус парного молока, и жар испеченной в углях картошки, и мерное поскрипывание старой прялки, и тихий бабушкин голос, спокойно и ласково, а порой задорно и шутливо, повествующий о былой молодости, о деревенских обычаях, о том, как давным-давно, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве... Бабушка никогда не рассказывала сказок. Да она их и не знала. Она говорила о жизни, о том, как девчонками босиком бегали в церковь, как обливали прохожих водой из колодца «на Вербную», как в войну, оставшись одна с двумя ребятишками на руках, ухаживала «за стариками», сначала своими родителями, а затем и родителями мужа... Она никогда ни на что не жаловалась, но морщинистые руки, которые мерзли в любую погоду, неумолимо свидетельствовали о том, сколько всего пришлось пережить...

А сказки... Они пришли позже из пожелтевшей от времени книги, непонятно откуда взявшейся, без обложки,  с недостающими страницами и черно-белыми картинками. Странно, что от этого она казалась еще более притягательной и как будто волшебной, словно вынутой из кованного бабушкиного сундука. И почему-то с тех пор в душе живет ощущение, что сказку нужно читать или слушать там, где поскрипывает прялка, где пыхтит от натуги видавший виды «важный» самовар, где посапывает пушистый усатый комочек, где потрескивают в печи березовые поленья и вкусно пахнет пирогами с яблоками. Тогда чудесным образом стирается грань между выдумкой и былью,  обыденное становится загадочным, а волшебное реальным, и душа наконец обретает покой, как в сказке со счастливым концом.

Сейчас не модно быть романтиком. Да и старина с ее прошлым покрытая паутиной пылится в самом дальнем углу. За лоском и замысловатостью современных игрушек трудно разглядеть непритязательную прелесть игрушки рукодельной, несовершенной, неуклюжей, но непостижимым образом хранящей тепло рук человека, ее выдумавшего. Но, заметив ее, с ней хочется общаться. К ней хочется прикоснуться, «потрепать по плечу» как старого друга, о чем-нибудь спросить, всерьез надеясь получить ответ. Она потешная, смешная, нелепая, но непременно живая, настоящая. Что за секрет скрывается внутри? Почему, глядя на нее, вдруг начинаешь удивляться, радоваться или грустить? Почему все вокруг как по мановению волшебной палочки вдруг становится необычным, новым, невиданным, и, замечая то, чего не замечал раньше, ты как в сказке погружаешься в манящую и пугающую пучину собственных чувств, воспоминаний и фантазий?

В моем кабинете долгое время жили куклы, большие, ростом почти с взрослого человека. Сделанные из ткани и нейлона, набитые синтепоном и ватой, они именно жили: радовались и горевали, удивлялись и сердились вместе с маленькими посетителями психолога. Нет, они, конечно, не говорили и не меняли выражений лиц, но именно они создавали атмосферу, в которой невозможное казалось возможным, атмосферу, в которой совершались маленькие чудеса и рождались сказки.

Кто-то скажет, что сказки – это как-то несерьезно для психолога. Его удел – научные методики, умные выводы и практичные советы. Но на деле оказывается, что сказка – это самое действенное и самое что ни на есть серьезное психологическое средство, настолько глубокое, что даже сам автор сказки порой не подозревает, что скрывается за привычными и с детства знакомыми образами. Недаром не так давно появилось целое направление в психологии – сказкотерапия.

Один из самых авторитетных психологов в этой области Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека.

Раскрывая свое понимание, она пишет о том, что работа со сказкой — это и «процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем», и «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни». Кроме того, это процесс «объективации проблемных ситуаций» и «активизации ресурсов, потенциала личности», и «процесс экологического образования и воспитания ребенка», и «терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой... может реализоваться мечта».

Говоря другими словами, когда ребенок или взрослый сочиняет сказку, он невольно оказывается свидетелем чудесного превращения, которое происходит с ним самим. Сам не подозревая об этом, большой или маленький человек становится более гармоничным, более цельным, становится самим собой. Именно поэтому к психологу приходят за сказкой… сказкой о себе и для себя, своей собственной сказкой.

Наверное, иногда полезно представить, что стоит только раскрыть кружевной зонтик старушки-волшебницы, как в одно мгновенье исполнятся самые заветные желания, и мир станет чуточку добрее.… Поверить, что где-то совсем рядом живет птица счастья. И если очень постараться, то она обязательно прилетит. И мама «станет раньше возвращаться с работы и будет со мной чаще играть и гладить по голове, а папа перестанет ругаться, купит фруктов и скажет «Молодец, сын!». И они будут любить друг друга и меня всегда!» (По материалам работ учащихся 2-3 классов).

Наверное, кто-то скажет, что верить в чудо и строить воздушные замки непрактично. И возможно он будет прав. Но кто знает, может быть именно воздушный замок, самая немыслимая заветная мечта станет той путеводной звездой, которая позволит свершиться маленькому чуду. И сказка станет былью. А может сказка и есть быль, стоит лишь повнимательнее присмотреться?

Я предлагаю вам две сказки, написанные детьми на психологических занятиях. Они помогли авторам разобраться со своими сложностями, помогли увидеть со стороны то, что мешает им в общении с другими детьми. Одна из сказок («Путешествие в сказку») стала спектаклем, сыгранным учениками 4-го класса «Б» для учеников 1-3-х классов, и, на мой взгляд, юные артисты предоставили возможность своим зрителям еще раз задуматься над вопросами добра и зла и поверить в победу дружбы.

Сказка о Царице Леса

Авторы сказки: Блинова Саша и Багиров Руслан, ученики 3 «Б» класса.

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве стоял лес, а в лесу жила Царица леса. Однажды скакал мимо леса рыцарь.

Вдруг слышит он голос: «Зачем ты сюда пожаловал?» «Скачу по своим делам, хочу через чащу проехать. Пропусти меня, Лес!» – отвечает рыцарь. «Пропущу, – говорит Лес, – если исполнишь три желания Царицы леса!» «Хорошо!»,– согласился рыцарь.

Зашумел Лес, заскрипели деревья, разнеслось по Лесу заклинание:

«Ветер, ветер налетай!
Тучи, тучи разметай!
Солнце красное, проснись!
И Царица к нам явись!»

Появилась Царица и говорит: «Исполнишь 3 моих желания – пропущу через Лес, а не исполнишь – поднимутся коряги, ветки сплетутся, и останешься здесь навсегда! А первое желание такое – хочу волшебную палочку!» Поскакал рыцарь за тридевять земель, приехал в злое королевство, спросил у злой королевы палочку. А королева слушать его не желает, заколдовать хочет. Узнал рыцарь, что боится королева родниковой воды, привез кувшин родниковой водицы, да и вылил на королеву. Она испугалась и убежала. А рыцарь взял палочку и привез Царице Леса.

Обрадовалась Царица и говорит: «Второе мое желание – хочу подругу!» Поскакал рыцарь за тридевять земель. Вдруг видит – идет девочка. «Ты одна?» «Одна» – отвечает девочка. «Хочешь дружить с Царицей Леса?» «Хочу. «Взял рыцарь девочку и привез Царице.

«Третье мое желание, – говорит Царица, – хочу, чтоб в Лесу моем и звери разные жили». Поехал рыцарь, уговорил зверей, пришли звери и стали в Лесу жить.

А тем временем Царице понравилось, что рыцарь все ее желания выполняет, и решила она обещание нарушить и еще одно задание рыцарю дать. Приказала она Лесу загадать рыцарю загадку, да такую, чтоб трудно было отгадать. Лес отказался, а Царица разозлилась и прогнала его. Рассердился рыцарь, что не держит Царица слова своего, и решил ее проучить. Пробрался ночью в замок и забрал волшебную палочку. Наутро стала искать Царица палочку, на всех кричать, всех наказывать. Увидели звери злой характер Царицы, обиделись и ушли. Девочка-подружка испугалась и тоже ушла. Осталась Царица совсем одна. Скучно ей стало, пошла она к Лесу спрашивать, как дело поправить, зверей и подружку вернуть. «Попроси прощения, – говорит Лес. – У зверей, у рыцаря. Ведь сердце у тебя доброе, ласковое и любящее».

Попросила Царица у всех прощения. Рыцарь простил ее и вернул палочку. Звери простили и стали снова в Лесу жить. Вспомнила Царица про девочку. Хотела вернуть ее с помощью волшебной палочки, да только не помогло волшебство. Обратилась Царица к Лесу за советом. А Лес и говорит: «Доброе сердце сильнее любой волшебной палочки! Попроси у девочки прошения, она и вернется». Царица так и сделала. И подружка простила ее и вернулась. А рыцарь поехал своей дорогой. С тех пор прошло много времени, но в Лесу по-прежнему все живут дружно и счастливо.

«Путешествие в сказку»

Сценарий сказки

Авторы Денисова Валя, Лукманова Рания, Бакуменко Лиза, Петрук Женя, Смолина Настя, ученицы 4 «Б» класса.

Вступление

Девочка (современно одетая, с сотовым телефоном):

Скучно! На улице холодно, гулять не пойдешь. Музыку слушала, телевизор смотрела. Подружкам всем позвонила, болтать устала. Может, кто и развеселил бы меня, так нет никого. Родители на работе. Друг Колька в деревню к бабушке уехал. Скука! Чем заняться? Мама говорит, сказки почитай! Какие сказки! На дворе 21 век! Наукой доказано, что никаких фей, домовых и тем более леших на свете нет. Все это выдумки, полная ерунда. (Раздается чихание, девочка испуганно оглядывается) Кто здесь? (Пауза) Показалось. (Опять кто-то чихает. Девочка испуганно пятится назад, дрожащим голосом говорит) Ой! Я, конечно, не боюсь, но, кажется, мне страшно. Эй, кто здесь, выходи! (Появляется Василиса) Простите, а вы кто?

Василиса. Здравствуй, девочка! Я Василиса-краса, длинная коса, в сказке живу, лесным царством заведую.

Девочка. Какой сказке, каким царством… Вы мне, тетенька, зубы не заговаривайте. Лучше объясните, как вы у меня дома оказались? И что это за наряд такой? Так сейчас не ходят…

Василиса. Дома у тебя оказалась по волшебству, да еще потому, что рассердилась на тебя. Обидно мне было слова твои слушать, что, мол, нет на свете сказок, и зверей жалко стало, тех, что в сказке живут. Вот и решила в гостях у тебя побывать, со сказкой тебя познакомить.

Девочка (обходя вокруг Василисы, трогая ее сарафан, обращаясь к зрителям)   Может мне все это снится, но она, похоже, живая. Тетенька, а вы меня не обманываете?

Василиса. Вот тебе книга волшебная. Все, что в ней прочитаешь, вмиг оживает. Попробуй почитать, может в сказку и поверишь.(Девочка берет книгу, начинает крутить ее, рассматривать, в это время Василиса исчезает).

Девочка (отрывает взгляд от книги, никого не находит, удивленно говорит): Вот это да! Чудеса! Неужели и в правду волшебство бывает? Надо проверить. Пойду, почитаю.

Девочка (садится в кресло, начинает читать): В некотором царстве, в некотором государстве жила Василиса-краса, длинная коса. Все звери лесные Василису любили за красоту, за доброту ее душевную, за умения ее разные. Был у Василисы конь-единорог, любимец. Конь не простой, волшебный. В роге его сила великая заключалась. Кто этот рог ладонью погладит, да слова особые скажет – будет вечно молодым и здоровым.
Узнала про коня  злая ведьма-колдунья, и решила конем завладеть, а саму Василису со света сжить.

Сцена первая

Лес, избушка ведьмы. Из леса доносится песенка Василисы.

Ведьма: Это кто там поет, мой покой нарушает? Не иначе Василиса гулять вышла. Фу-ты, ну-ты! Чтоб она сквозь землю провалилась! Небось, и конь при ней! Вот бы рогом его завладеть. Стала бы я моложе и красивее! Сварю-ка я зелье коварное и обманом коня-то Василисиного заполучу. Неси, старуха, траву колдовскую, мухоморов да поганок. Будем для Василисы угощенье варить.

Заколдую, заверчу,
Обмануть ее хочу.
Пауков и мух смарю,
Зелье сонное сварю.
Топь, болото, глухомань
Василису одурмань.
Мой котел кипи, кипи,
Василису усыпи!

Готово зелье, теперь впору и Василису в гости заманивать. Заблудиться она в лесу, сама ко мне в избушку пожалует и коня-единорога с собой приведет. А дальше все по-моему будет. (уходит)

Сцена вторая.

Лес, Василиса гуляет по лесу со своим конем.

Василиса. Посмотри, красота-то какая! Цветочки лазоревые головками кивают, листочки зеленые с ветерком играют, птицы песни веселые поют-насвистывают, зайцы в догонялки бегают. От того на душе светло и радостно. (останавливается, потягивается от души, с наслаждением вдыхает лесной воздух. Неожиданно останавливается, прислушивается). Постой! Чудится мне, будто плачет кто… (оглядывается по сторонам, замечает птицу вещую) Ой, птица вещая. Почему плачешь, почему слезы льешь?

Птица вещая. Потому плачу, что крылышко болит. Колдунья летала, веткой меня хлестнула, косточки поломала. Летать не могу.

Василиса. Не горюй птица вещая. Беду твою легко исправить (наклоняется, срывает траву, прикладывает к крылу).

Травы лесные, полезные
Прогоните беды, болезни вы.
Силу леса соберите,
Птице вещей помогите!

Птица. (радостно машет крыльями) Спасибо, Василисушка. Снова я летать могу. Остерегайся Ведьмы-колдуньи. Злая она, нехорошее затевает.

Василиса. Не боюсь я колдуньи. Ей меня не перехитрить.(идет с конем дальше)
(Обращается к коню) Полдень скоро. Жарко становится. Пойдем к роднику с живой водою. Его прохлада нам силы вернет. (Подходят к роднику, видят на месте родника большой камень) Смотри! Родник-то исчез. Кто-то его камнем завалил, вот он, бедный, и не может на свет белый пробиться. (вдвоем откатывают камень)

Родник. Спасибо, Василисушка, избавила меня от плена ведьминого. Это она меня камнем задавила. Опасайся, Василисушка, чар ее коварных!

Василиса. Не боюсь я колдуньи. Не страшна она мне. Ей меня не перехитрить.(идет с конем дальше, напевая, уходят за кулисы)

Сцена четвертая

Избушка колдуньи

Ведьма. Недолго осталось голубушке песни распевать. Скоро зелье действовать начнет Только как бы нам Василису не спугнуть, чтобы не догадалась она ни о чем раньше времени? Ну-ка, старуха! Помоги мне! (маскируют избушку, изменяют свою внешность)(Удовлетворенно оглядывая результат) Вот так в самый раз будет! Начинается! (в предвкушении потирает руки)
(Входит Василиса с конем)

Василиса (сонно потягивается)
Что-то я устала, проголодалась, и спать хочется. Пора домой возвращаться. Ой, а где это мы? Места какие-то незнакомые. Похоже, я раньше здесь не бывала. Куда идти? Как дорогу домой искать. Надо спросить у кого-нибудь.

Появляются ведьма со старухой.

Василиса: Здравствуйте бабушки! Здравствуйте, добрые! Заблудилась я в лесу незнакомом. Помогите дорогу домой отыскать.

Ведьма. Какая дорога, милочка! Скоро ночь. Пойдем голубушка ко мне в избушку. Я тебя накормлю, напою, спать уложу. А утром проснешься, о дороге и потолкуем. (Уводит Василису с собой. Конь ржет, тянет Василису прочь)

Василиса (обращаясь к коню). Невежливо так себя вести, когда добрые люди в гости приглашают. Пойдем, а утром дорогу отыщем.

Сцена пятая

Избушка колдуньи.

Ведьма. Садись, доченька, отдохни с дороги, покушай. Вот съешь пирожок с мухоморами. (Василиса недоуменно смотрит на ведьму. Старуха толкает ведьму в бок, та поправляется) С помидорами. С помидорами. (Василиса откусывает кусочек.) Скушай кашу с поганками. (Василиса недоуменно смотрит на ведьму. Старуха толкает ведьму в бок, та поправляется) Из манки, кашу из манки. Выпей чайку лесного. (Ведьма дает Василисе зелье. Василиса пьет и засыпает).Сработало! Пора за коня браться!

Ведьма со старухой пытаются поймать коня, наконец, ловят, стараются увести прочь.

Старуха (ведьме): Отведем его к Змеиной горе. Там в пещере в цепи закуем. Никуда он, родимый, от нас не денется! (Уходят)

Влетает птица вещая.

Птица вещая (задумчиво оглядываясь по сторонам). Что случилось? На деревьях печаль повисла, трава без ветра полегла, цветы к земле приклонились. Видно с Василисой беда приключилась. И коня ее не видно. (зовет) Василиса! Василиса! (Влетает в избушку, находит спящую Василису) Спит, беду не чует! Василиса, проснись! (В зал) Не просыпается! Видно, заколдовала ее ведьма проклятая. Не уберегла я Василису от коварства колдуньего. Что же делать? Как же ее разбудить? Полечу к роднику с живой водой. Может, он поможет. (улетает)

В это время через всю сцену ведьма и старуха тащат коня.

Ведьма. Ишь, противный, сопротивляется, с места его не сдвинешь. Может, отпилим рог, и дело с концом!

Старуха. Без коня рог свою силу потеряет, лучше толкай посильнее! (Уходят за кулисы. Влетает птица с кувшином живой воды)

Птица вещая (льет воду на Василису, приговаривает)

Живая водичка
Умой Василисе личико,
Василиса-красна
Пробудись ото сна!

Просыпайся, Василиса! (Василиса пробуждается, удивленно смотрит по сторонам) Ведьма зельем тебя околдовала, а пока ты спала, коня твоего волшебного увела. Потащила она его к Змеиной горе, хочет в пещере цепью приковать, чтобы рогом его завладеть! Надо коня спасать. Садись ко мне на спину. Я тебя на крыльях своих мигом до горы отомчу. А воду живую с собой возьмем, пригодится! (Улетают)

Вбегают ведьма со старухой и конем.

Ведьма. Фу-фу-фу! Чую, Василиса проснулась, в погоню за нами летит. Не бывать этому!

Буераки, лес дремучий
На дороге встаньте тучей.
Топь, болото расступись,
Речка из огня явись!

(Появляется огненная река. Ведьма потирает руки) Опалит птица свои перышки, не перебраться Василисе через Огненную реку!

Птица вещая: Полей, Василисушка, живой водицы на огонь. Он и успокоится. (Льют воду, огненная река затухает. Догоняют беглецов.)

Василиса: Ах вы, силы нечистые! Меня зельем околдовали. Коня обманом увели! Верните коня по добру – по здорову. А не захотите добром – пеняйте на себя!

Ведьма: Добром! Я такого слова и слыхом не слыхивала. Мой конь, не отдам!

Василиса. Раз так! (Обливает ведьму и старуху живой водой. Василиса с птицей хором приговаривают)

Живая водичка
Умой им личико,
Зло, коварство растворись,
Доброта  вмиг проявись!

(Происходит превращение, ведьма и старуха становятся добрыми)

Ведьма со старухой (хором) Прости нас, Василисушка. Душа-то у нас добрая. Только отравили ее зависть и корысть. Помогла ты нам от них избавиться, за что кланяется тебе до самой матушки-земли.

Девочка. С тех пор в лесу мир воцарился. Ведьма про колдовство свое забыла. Стала Василисе помогать, порядок в лесу поддерживать, зверей лечить. А конь, золотой рог, по-прежнему у Василисы живет. И тем, у кого душа добрая, дарит радость и молодость.

(Все участники хором)

Так и живут,
Хлеб-кашу жуют,
Водицей запивают,
Чего и вам желают!

Девочка. Видно, и в правду чудеса на свете бывают! А кто не верит, того в сказку с собой приглашаем.
Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!