Жизнь и творчество Салиха Сайдашева

Разделы: Внеклассная работа


Творчество Салиха Сайдашева составляет одну из самых ярких страниц многонациональной музыки, является важной исторической вехой в духовном развитии татарского народа. Его творческая биография неразрывно связана с жизнью советского народа, которому он без остатка отдал большое сердце гражданина и неувядаемый щедрый талант художника. В его творчестве нашел яркое эмоциональное отражение энтузиазм народа-созидателя, воина, беззаветно преданного делу партии и социального прогресса. Оно знаменует качественно новый этап в истории татарской культуры — этап формирования и расцвета самобытного татарского профессионального музыкального искусства.

Салих Замалетдинович Сайдашев родился 3 декабря 1900 г. в Казани. Рано лишившись родителей, он воспитывался в семье старшей сестры, муж которой Шигаб Ахмеров принадлежал к прогрессивным кругам татарской интеллигенции. Его дом посещался видными деятелями татарской литературы и искусства. Рано проявившееся яркое музыкальное дарование мальчика нашло благодатную почву: его увлечение игрой на музыкальных инструментах, участие в любительских оркестрах, ансамблях поощрялось родными и близкими. Более того, благодаря Шигабу Ахмерову в доме появляется рояль. После окончания начальной школы мальчик некоторое время получает уроки игры на фортепьяно у народного музыканта-самоучки Загидуллы Яруллина, а затем у видных педагогов Казанского музыкального училища, уже тогда одного из высокоавторитетных музыкальных учебных заведений Поволжья. Приобщение юного Салиха с первых шагов музыкального образования к многоголосной фактуре фортепьяно, хотя и простейшему классическому учебному репертуару, несомненно, оказало влияние на становление композиторских навыков,- приемов аранжировки фольклорного материала и позже - оригинального творчества.

Творческая биография пятнадцатилетнего Сайдашева началась в инструментальном ансамбле при драматической труппе “Сайяр”.С тех памятных 20-х гг., когда Салих Сайдашев — ровесник века — начал создавать свои первые музыкальные сочинения, прошло более 60 лет... мы имеем возможность с высоты 80-х гг. оценить роль Сайдашева в истории татарской музыки... Насколько была значительна его деятельность, насколько полно и талантливо он сумел ответить своим творчеством на запросы времени, на духовные потребности народа?

С 1922 г. начинается новый и наиболее плодотворный период его творческой деятельности в качестве композитора, дирижера и заведующего музыкальной частью татарского театра. К этому времени молодой музыкант уже имел довольно солидную для своего времени музыкальную и организаторскую подготовку, что позволило ему вскоре стать ведущей и самой яркой фигурой в музыкальном искусстве республики. Интенсивная культурная жизнь Казани, постановка первых татарских опер “Сания”, “Эшче” и “Дала”, первые симфонические концерты татарской музыки, широкий размах самодеятельного искусства, в которых он принимал самое активное участие, а зачастую был их организатором, целиком захватили молодого композитора и дирижера.

В этот период Сайдашев активно трудится над созданием новых и новых музыкальных произведений в различных жанрах, выступает как пианист и дирижер на многочисленных концертах. С первых дней функционирования местного радиовещания его музыка становится важным элементом быта молодой республики, оказывая существенное влияние на духовную культуру народа, воодушевляя его на трудовые подвиги, обогащая его эстетический вкус, приобщая трудящиеся массы к новой, социалистической музыкальной культуре.

В большой творческой дружбе с выдающимися татарскими драматургами и режиссерами Сайдашев создает десятки музыкально-драматических спектаклей, составивших гордость и славу молодой татарской музыкально-театральной культуры. Начав с введения в драматические спектакли татарских народных песен, способствовавших более многогранной образной характеристике действующих персонажей, Сайдашев пришел к созданию нового жанра, получившего название “музыкальная драма. В ней музыка органично вплетается в драматическое действие, является важным атрибутом спектакля, и собственно музыкальная драматургия становится неотъемлемой частью целого. В наиболее законченной форме это проявилось в музыкальных драмах “Наемщик”, “Голубая шаль”, созданных композитором совместно с Тази Гиззатом и Каримом Тинчуриным.

Важное место в творчестве Сайдашева занимает песня. В песне наиболее рельефно проявились гражданственность и патриотизм композитора, его неразрывная связь с жизнью и делами народа. Достаточно напомнить его “Песню Советской Армии” на слова А. Файзи, “Песню советской молодежи” на слова А. Исхака, “Песню о дружбе”, полную трудового энтузиазма песню на слова А. Ерикеева “Мы — строители”... И наконец, легендарный “Марш Советской Армии”, за который композитор был избран почетным красноармейцем. Этот марш вдохновлял на подвиги уходящих на фронт воинов, под этот марш овеянные славой советские воины проходили по Красной площади в день Победы. Такую музыку мог создать лишь композитор, безгранично верящий в несокрушимую силу духа советского человека.

Вместе с тем нельзя не восхищаться лиризмом Сайдашева. Его лирика свободна от чувственного надрыва: она то светла и целомудренна (вспомним песню “Соловей” на слова А. Файзи), то проникновенна и сосредоточенна (“Песни мои” на слова М. Джалиля, “Прощай, деревня” из драмы X. Фатхуллина “Очи”), то эпична и мужественна (“Дремучий лес” из драмы К. Тинчурина “Голубая шаль”). Народный артист СССР Н. Г. Рахлин глубину и мудрую красоту лирики Сайдашева сравнивал с песенной лирикой Франца Шуберта.

Но творчество любого композитора обретает реальную ценность лишь тогда, когда оно художественно убедительно, ярко и волнует слушателя. Именно в силе эмоционального воздействия, искренности и подлинной народности творчества композитора проявляются достоинства его музыки. Произведения Сайдашева всегда поэтичны, возвышенны и обращены к сердцам слушателей. Музыкальный язык композитора прочно связан с народно-национальными традициями. Воспитанный на народно-песенных традициях, прекрасно эрудированный в области родной литературы и фольклора, Сайдашев творчески переработал предшествующий художественный опыт и создал свой оригинальный самобытный стиль музыки. Нельзя не отметить в этой связи чуткое музыкальное прочтение поэтического текста композитором в вокальной музыке, так же как и богатство, народную почвенность ритмов и интонаций в инструментальной музыке — в балетных сценах музыкальных драм. Все это позволило Сайдашеву продолжить широкую и надежную дорогу для всестороннего развития татарской профессиональной музыки, создать произведения немеркнущей красоты, составляющие золотой фонд татарской национальной музыкальной классики.

В то же время Сайдашев — подлинный новатор в музыке. Дело не столько в том, что он обращался к новым темам, новым образам, что уже само по себе характеризует композитора как активного соучастника всенародной борьбы за построение новой жизни, но и в том, что эти темы и образы нашли новаторское воплощение в новом музыкальном языке, прочными нитями связанном с лучшими традициями народа, обогащенного опытом других народов, опытом мировой музыкальной культуры. Композитор отлично понимал, что никакое национальное искусство не может развиваться изолированно от культуры других народов. В период работы над оперным вариантом “Наемщика” Сайдашев выступил на страницах газеты “Кызыл Татарстан” со следующим заявлением: “Мне хочется создать такое музыкальное произведение, в котором лучшие традиции русского и западноевропейского классического оперного творчества сочетались бы с своеобразием татарского музыкального языка. С этой целью я стремлюсь широко использовать во всей музыке оперы национальные мотивы, татарский песенный фольклор, не вступая, однако, на путь простого копирования. Вместе с тем хочется... подчеркнуть не только типичные черты каждого действующего лица, но и классовую сущность. Насколько, мне удастся решить эту творческую задачу — скажут слушатели”. Как видим, уже в 20-е гг. Сайдашев выступал с зрелой творческой платформой, ясно сформулировал основополагающие принципы строительства национальной профессиональной культуры, осознавая существенные черты метода социалистического реализма музыкального искусства, и в частности проблемы национального и интернационального. Мы знаем, что он как композитор блестяще решал в своем творчестве эти весьма сложные задачи. Поставленные им проблемы были актуальны для последующих татарских композиторов, как актуальны и сегодня.

С. Сайдашев, таким образом, стоял в первых шеренгах созидателей и творцов культуры страны. В те далекие годы немногие так четко и профессионально зрело представляли будущее своих национальных музыкальных культур. Единство его слова и творчества убедительно проявилось в песнях композитора. Не случайно многие его песни созвучны с общесоветским песенным стилем 20—30-х гг. Более того, Сайдашев уже тогда предвосхитил черты советской массовой песни, утвердившиеся только в 30-х гг. Это ясность и динамичность мелодики, гармонии, обращенность к широким массам трудящихся. Его мелодии лишены этнографизма, архаизма и интонационной узости, а связаны с интернациональными явлениями советской музыки, легко находят доступ к сердцам слушателей самых различных национальностей.

В музыке наиболее непосредственно сказывается внутренний мир автора, его человеческая сущность. Все, кто знал Сайдашева, общался с ним, знают его как предельно скромного, отзывчивого и глубоко душевного человека. А кому не довелось его знать лично, это могут почувствовать не менее убедительно в его музыке. Достаточно вспомнить арию Гульюзум из “Наемщика” или “Песню девушек” из пьесы “Бишбуляк”. Неповторимый сайдашевский мелодизм (С?йд?ш мо?ы) присущ не только лирическим песням, но и пронизывает все творчество композитора. Поистине прав был Моцарт, говоря: “О чем бы музыка ни говорила - она должна оставаться прекрасной”.

Говоря о роли и месте Сайдашева в истории советского татарского искусства, мы по праву его называем основоположником профессиональной музыкальной культуры, ибо он на подлинно профессиональном и творческом уровне подытожил, обобщил опыт первых народных композиторов, многовековые традиции народа сумел органически соединить с опытом европейской (в том числе русской) музыки, с интернациональным революционным фольклором и создать на этой основе подлинно национальное и профессиональное искусство, отражающее самые существенные идеи, образы, эмоции народа, свершившего Великую Октябрьскую революцию, народа — созидателя новой жизни. Выдающийся талант Сайдашева, его идейно-художественная зрелость обеспечили жизненность его творчества. Вместе с тем композитор талантливо решил проблему создания национального музыкального языка (его мелодического строя, гармонии, всех жанровых типов), принципиально обогатив национальную музыкальную лексику. Он создал высокохудожественные произведения вокальной и инструментальной музыки, которые открыли перспективные пути развития национального театра (оперы и балета), инструментальных жанров. Говоря словами М. И. Глинки, Сайдашев “породнил узами законного брака татарскую народную песенность с опытом европейской профессиональной музыкальной практики и вывел национальную музыку на широкую арену советской многонациональной музыкальной культуры.

Деятельность первопроходцев обычно характеризуется многоплановостью. В этом отношении показательно и творчество Сайдашева. Наряду с сочинением музыки он успешно выступал как пианист и дирижер. Известна его широкая эрудиция в области мировой музыкальной классики, многие видные музыканты отмечали его хороший пианизм. Он дирижировал не только своими сочинениями, но и произведениями зарубежной и русской классики, аккомпанировал на рояле певцам и инструменталистам. Еще немало музыкантов и певцов и в наши дни с восхищением вспоминают его великолепные импровизации на мелодии татарских народных песен, его чуткий аккомпанемент на концертах.

Его статьи в периодической печати свидетельствуют о четких, принципиальных творческих позициях автора, о широте постановки им актуальных проблем творчества и в целом проблем музыкального национального искусства. Еще в 1929 г. (“Кызыл Татарстан”, 1929, 10 августа) он один из первых в стране ставит вопрос о взаимообмене художественными ценностями между братскими народами страны. Он неоднократно с большой группой артистов, поэтов и писателей гастролировал в городах Приуралья, Поволжья, Казахстана, Средней Азии, что получило широкое отражение в периодической печати тех лет и было по существу новым начинанием в области культурного обмена между республиками нашей страны. О гастролях в Казахстане академик А. Жубанов писал: “Программы этих замечательных вечеров состояли исключительно из произведений Салиха Сайдашева: творческий отчет большого деятеля, вдохновенного труженика, посвятившего свою полувековую жизнь служению народу, раскрыл для нас прекрасный облик талантливого композитора, поднявшего на высокий профессиональный уровень татарскую музыку, композитора, который чутко воспринимает и отражает в своем творчестве нашу современность, полную мужества, отваги и великих событий”.

В современных успехах, достижениях татарской музыки несомненна и заслуга, развитие плодотворных традиций Сайдашева. Творчество С. Сайдашева — вечно живое и молодое искусство наших дней. Оно в полной мере отвечает ленинским требованиям к искусству, “которое принадлежит народу, уходит глубочайшими корнями в толщу широких трудящихся масс, понятно этим массам и любимо ими...”. Его музыка — художественная летопись жизни народной, талантливое выражение эмоционального мира советских людей. Она и сегодня служит народу, воспитывает высокие эстетические идеалы, вдохновляет слушателей на благородные свершения. Творчество С. Сайдашева — образец высокой гражданственности, партийности, верности народным традициям, подлинного новаторства и пример честного и бескорыстного служения советскому искусству, своему народу.

За выдающиеся заслуги перед советским музыкальным искусством Салиху Замалетдиновичу Сайдашеву в 1939 г. было присвоено звание заслуженного деятеля искусств ТАССР и в 1950 г.— почетное звание народного артиста ТАССР. Скончался композитор в расцвете физических и творческих сил 16 декабря 1954 г.