Тайна музыкальных образов «Полонеза» М.К. Огинского

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (25,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Значимые исторические события дарят поистине уникальные произведения, которые будут находить отклик в сердцах слушателей на протяжении веков.

Цель и задачи урока:

  • Духовно-нравственное воспитание учащихся, приобщение к искусству как важнейшему компоненту формирования личности.
  • Учить находить связь между жизненными явлениями и их художественным воплощением в музыкальных образах, а также выявлять взаимодействие между художественными образами музыки, литературы, изобразительного искусства.
  • Формировать у школьников понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедиа, экран,
  • презентация,
  • фортепиано, бубен
  • звукозаписи вокальной музыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Обобщение ранее изученных тем.

- На предыдущих уроках мы научились выявлять палитру музыкальных образов в творчестве С.В.Рахманинова, Ф.Шуберта, А.Бородина.

Но до сегодняшних дней не перестают удивлять музыкальные образы “Полонеза” М.К.Огинского. С чем это связанно, в чём тайна? Мы попробуем найти ответ на нашем уроке.

Презентация слайда № 1. (Запись темы в тетрадь).

III. Изучение нового материала:

Презентация слайда № 2.

- Посмотрите на портрет М.К.Огинского, обратите внимание на временные рамки, когда жил наш герой. Слушая сообщение одноклассников, дайте ответы на вопросы.

  • В какой стране жил М.К.Огинский и его профессия?
  • Какой характер и его поступки?
  • Какие произведения сочинил?

(заслушать ответы учащихся)

Презентация слайда № 3.

- Ознакомьтесь со слайдом. За развёрнутый ответ, Вы получите дополнительные баллы. (1.Ф Шуберт, 2. В.-А.Моцарт, 3. Л.В.Бетховен, 4.И.С.Бах, 5.Ф.Шопен)

Презентация слайда № 4.

Ф.Шопена и М.К.Огинского объединяло главное - любовь к Родине, к родному народу, к его музыке. (запись в тетрадь)

Презентация слайда №5.

Но в истории Польши были и трагические события. В 19 веке территория Польши была поделена между тремя государствами: Австрией, Пруссией, Россией. В боевые дни 1794 года вспыхивает восстания за национальную независимость Польши, композитор отдаёт в дар родине свое имущество. В Кракове Тадеуш Костюшко возглавляет освободительное восстание, в рядах повстанцев - граф Огинский.

Восстание подавленно, вместе с отступавшими повстанцами М.К.Огинский был вынужден покинуть свою родину. В этом судьба перекликается с трагедией Ф.Шопена, который жил и умер во Франции.

- Первым произведением, написанным М.К.Огинским на чужбине стал полонез. (название “пока” не называть, сохранить интригу).

- Что такое полонез?

Презентация слайда №6.

- Ознакомьтесь со слайдом.

(ответы, рассуждения учащихся, запись в тетрадь).

“Полонез” - польский танец, возник в эпоху средневековья. Носит характер торжественного, блестящего шествия, в 19веке – бальный танец.

- Прослушайте “Полонез” М.К.Огинского и ответьте на вопросы.

Презентация слайда №7.

  1. Перечислите музыкальные образы характерные для произведения.
  2. Какое название можно дать произведению исходя из музыкальных образов?
  3. Перечислите выразительные средства музыкального языка.

(Исполнение учителя на фортепиано. (2 мин.10 сек.)

(Ответы уч-ся: В музыке полонеза любовь к страдающей родине...Печаль, тоска.

Названия: “Осень”, “Воспоминание”).

- Композитор назвал полонез – “Прощание с Родиной”.

Презентация слайда №8.

- Польский поэт Адам Мицкевич был в восторге от звуков полонеза, поэтому в произведении “Пан Тадеуш”, эмоции переросли в стихотворные строки.

Ударил вновь маэстро,
И звуки разрослись в гром бурного оркестра
Литавров медный звон, грохочут дробно бубны
И полонез плывет, как будто голос трубный.

...Беспечно пары шли, кружились друг за другом,
Развертывались, вновь закручивались кругом,
Как бесконечный змей меняет переливы,
Менялась радуга костюмов их красивых...

- Созвучна ли музыка М.Огиньского с этими стихотворными фрагментами?[5;5]

(Ответы уч-ся: не очень, так как в музыке много печали).

В музыке Огинского есть фрагмент, близкий по настроению стихам А.Мицкевича.

Как бесконечный змей меняет переливы,
Менялась радуга костюмов их красивых.

- Полонез “Прощание с родиной”, написан для фортепиано, но часто его можно услышать в исполнении симфонического оркестра.

Презентация слайда №9.

- Ознакомьтесь с заданиями слайда и сформулируйте устные ответы.

Роль симфонического оркестра в звучании полонеза? (богатство тембральной палитры красок симфонического оркестра )

Какая группа симфонического оркестра является ведущей и почему? (струно –смычковые инструменты благодаря звукоизвлечению – затрагивают потайные стороны нашей души, её переживаний).

Определите музыкальную форму? (Рондо, вспомнить особенности структуры)

Презентация слайда №10. (повторение ранее изученного материала).

- Кто пропоёт мелодию основной темы? (учителю надо наиграть мелодии: рефрена + фрагменты эпизодов, одному из учащихся можно предложить бубен для выделения сильной доли в мелодии “торжественного, бравурного шествия”)

Полонез написан в 1794 году, но спустя два столетия привлекает внимание современных исполнителей.

Презентация слайда №11.

- Руководитель белорусского ВИА “Песняры” - Вячеслав Шарапов сочинил слова к полонезу на русском и польском языке, и произведение приобрело другую окраску. (учащимся выдать Приложение 1). Этот вариант мы проанализируем в исполнении “Хора Турецкого”. Обратите внимание на музыкальные образы и ответьте на тему урока.

IV. Итог урока.

Вывод: В смятении двух чувств, строящихся на контрастных музыкальных образах тайна “Полонеза”. Человек, любящий Родину и покидающий её по трагическим обстоятельствам, будет переживать и скучать по родным образам края.

(Пояснение домашнего задания и комментарии оценок за работу на уроке).

Список литературы для учителя.

  1. Программ “Музыка” В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак для общеобразовательных учреждений. М.:Дрофа, 2010.
  2. Музыка 5-8 классы: рабочие программы по учебникам Т.И.Науменко, В.В.Алеева/ сост. Г.П.Попова, Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2012.
  3. Н.И.Сац. “Всегда с тобой. Страницы жизни”. Изд. 2-е, доп. М., “Дет.лит.”, 1978.
  4. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное пособие для студ. Муз. Высш. Пед. Учеб.заведений/ Д.К.Кирнарская, Н.И.Киященко, К.В.Тарасова и др.; под ред. Г.М.Цыпина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
  5. Музыкальное воспитание в школе: Методическое пособие/Департ. Образованиия и науки Администр., ОблИУУ; [И.Л.Шаталова, Н.П.Сокольникова, И.И.Островская, Э.М.Ильиных]. – Кемерово, 1996.

Приложение 1. http://mp3-pesnja.com/song/песняры+полонез+огинского.+акапелло