Урок географии на тему "Изучение географических открытий на азиатской территории России в период с XV по XX век". 8-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение азиатской части территории страны.

Задачи урока:

1. Образовательные: 

- сформировать представление о формировании территории России; 
- изучить историю заселения азиатской части России; 
- продолжить формирование умения работать с различными источниками информации. 

2. Развивающие: 

- развивать умения работать с контурной картой; 
- развивать интерес к предмету; 
- развивать логическое мышление, зрительную память и научный подход к объекту.

3. Воспитательные: 

- повысить уровень информационной культуры; 
- расширить географический кругозор школьников;
- продолжить воспитание гражданина-патриота   России

Тип урока – урок изучения нового материала

Форма проведения урока – практическая работа (работа в рабочих тетрадях и контурных картах)

Оборудование:

  • физическая карта России, карта "Расширение Русского государства в XVI-XVII вв.";
  • атласы по истории, географии России;
  • контурная карта России; репродукция картины В.И. Сурикова "Покорение Сибири Ермаком";
  • компьютерная презентация “Освоение и изучение азиатской части территории России”.
  • компьютер, видеопроектор, экран, карточки № 1 и № 2.

Содержание работы: формирование территории России. Заселение азиатской части территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Поярков, Е. Хабаров. Практическая работа “ Изучить маршруты русских исследователей, путешественников в Сибирь и Дальний Восток”

План урока:

  1. Назвать географические объекты носящие имена русских исследователей.
  2. Выделить маршруты русских в Сибирь и Дальний Восток
  3. Географические открытия с XV по XX век на азиатской части России.

Источники знаний, на основе которых выполняется работа:

1.Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.6 учеб. для общеобразоват. учреждений / И.И. Баринова.- 18-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2013. Стр.25-31

2.1. Сайты Интернет:

http://yandex.ru/clck/jsredir?from http://onustis.ru.com/?c=

http://geoman.ru/geography/item/f00/s10/e0010598/index.shtml

http://www.ecosystema.ru/08nature/world/geoussr/1-3-3.htm

http://www.diclib.com/ http://www.z-rus.ru/ru_history_10.php

http://geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st044.shtml

http://history-persons.ru/2012/05/dezhnev-semen-ivanovich/

http://tineydgers.ru/publ/ http://tineydgers.ru/publ/velikolepnaja_sotnja/

http://old.rgo.ru/2011/06/panarkticheskaya-ledovaya-

http://www.gosrf.ru/news/12750/

http://turbina.ru/blogs/view/Kotch-polyarnoe-

http://www.smolgazeta.ru/history/4415-nikolaj-przhevalskij-genialnyj-razvedchik.html

http://yandex.ru/clck/jsredir?from= http://www.etoretro.ru/pic42920.htm

http://forum.meta.ua/topic/t/108443/asc/150.html http://kazakidona.ru/node/36

http://rushkolnik.ru/docs/index-26162391.html?page=23

http://7-valleys.com/proliv-mezhdu-aziej-i-severnoj-amerikoj/ http://tv.yandex.kz/2/program/15172/event/28804820

http://900igr.net/fotografii/geografija/

http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post324582736/

http://www.mogved.by/obshchestvo/2168

http://lenta.ru/articles/2004/08/24/lostship http://www.alpklubspb.ru/ass/a585.htm

http://videolain.tmweb.ru/

http://www.territorioscuola.com/wikipedia/ru.wikipedia.php

http://vmnews.ru/novosti/obschestvo/2013/03/18/cerez-polus-na-sobakah http://do.gendocs.ru/docs/index-359166.html

Способы познавательной деятельности учащихся

1. Репродуктивный – проверка географической номенклатуры (работа по физической карте России).

2. Частично-поисковый – узнавание географического объекта (работа с контурными картами, заполнение таблицы), проблемные вопросы и ситуации.

Ход урока

1. Организационный момент - подготовка к уроку учащихся, приветствие.

2. Мотивация учащихся на освоение нового материала.

Учитель:

Путешественник И. Д. Черский писал: “Если бы люди не путешествовали, как бы они узнали о красоте мира, о красоте дел человеческих?” 
Проанализируйте слова ученого, выскажите свое мнение по поводу справедливости этого высказывания. 

Первые русские переселенцы оседали в Сибири прежде всего по берегам ее крупнейших рек. Реки служили главными, а часто и единственными дорогами, давали важнейший источник существования - рыбу. Междуречья также осваивались, в основном охотниками за пушным зверем. Вплоть до XVII в. благодаря усилиям промыслового населения Сибири Россия занимала первое место в мире по добыче и вывозу за рубеж дорогих мехов - "мягкого золота". Главным промысловым районом являлась Восточная Сибирь. Западная Сибирь уступала ей не только в количестве, но и в качестве соболя.

Почему?

Ответ: Чем суровей климат, тем пышнее становится мех зверей, а к востоку от Енисея морозы сильнее (антициклоны Восточной Сибири).

Дорогу в Сибирь искали и европейцы. Корабли Голландии, Швеции, Англии и других стран стремились проникнуть к ее арктическому побережью. Не раз под любым предлогом иностранные торговые и дипломатические посланники просили пропустить их посмотреть Сибирь или хотя бы проехать через нее в страны Востока. И всегда получали твердый отказ: "Русским людям изъян будет".

Почему?

Ответ: Изучение природных богатств стало вестись более квалифицированно, стали обращать внимание на качество руды, а также на экономическую целесообразность территории и безопасность страны.

Сформулируйте тему нашего урока? Варианты темы урока.

3. Изучение нового материала.

Запись темы в рабочую тетрадь. Тема “Изучение географических открытий на азиатской территории России в период с XV по XX век”

Цель, ход урока и результаты работы (объяснение учитель)

Выполнение практической работы (рабочая тетрадь и контурные карты)

Каждому учащиеся выдаются информационные карточки для выполнения работы

Карточка № 1.

1.Используя учебник (Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.6 учеб. для общеобразоват. учреждений / И.И. Баринова.- 18-е изд.,стереотип.- М.: Дрофа , 2013 год) страница 25-31, заполнить таблицу в рабочей тетради:

Период Территория страны Русские путешественники Географический объект
       
       

2. Найдите соответствие. 

Вопросы:

1. Кто разведал путь в Сибирь? 
2. К какому морю вышел И.Москвитин? 
3. Он совершил поход на Камчатку. 
4. Поморы 
5. Проплыл по всему Амуру, вышел в Охотское море 
Ответы: 1. Первые исследователи “Студеного моря” 
2. Ермак 
3. Охотское море 
4. Е.Хабаров 
5. В.Атласов  (Ответы: 1.2, 2.3, 3.5, 4.1, 5.4)

3. На контурной карте показать основные маршруты географических исследований азиатской части территории России с XV по XX век.

Примечание:

1. После выполнения Заданий № 1 и 2 – просмотр презентации (с целью повторение и закрепления нового материала)

2. После просмотра презентации – запись домашнего задания (на доске уже написано), т.к. скорость выполнения работы на контурной карте у учащихся разная.

Форма представления учащимися результата работы

1. Заполнение таблицы в рабочей тетради:

Период Территория страны Русские путешественники Географический объект
XIV - XV Европейский Север Новгородцы и поморы Река Печора, Уральские горы, Кольский полуостров, Белое море
XV - XVI Западная Сибирь Ермак, коми-зыряне Река Обь с Иртышом, Карское море, Новая земля, остров Шпицберген
XVI - XVII
1643 Озеро Байкал Курбат Иванов Байкал, Иркутск (1661)
1639 Дальний Восток И.Ю. Москвитин Река Лена, река Амур
1648 Дальний Восток С.И.Дежнев Река Колыма, мыс на окраине материка – мыс Дежнева
XVII - XVIII
1696-1699 Камчатка В.В.Атласов Камчатка
1737-1741 Камчатка С.П.Крашенинников Вулканы Камчатки
1735-1736 Якутия В.В.Прончищев Река Лена, море Лаптевых
1739-1742 Восточная Сибирь С.И.Челюскин, Х.П.Лаптев Полуостров Таймыр
XI X
1872-1892 Дальний Восток И.Д. Черский Оймякон, река Колыма, озеро Байкал
1864-1866 Дальний Восток П.А.Кропоткин Река Амур
1867-1869 Дальний Восток Н.М.Пржевальский Озеро Ханка, Уссурийский край
XIX
1929-1930 Дальний Восток С.В.Обручев Оймякон, река Колыма
1930-1933 Арктика, Северный морской путь О.Шмидт, В.Воронин Северный морской путь
С 1930 года Арктика Советские географы Острова Северного Ледовитого Океана

3.01.2015