Неделя русского языка

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


1 день

Чудесные превращения слов

Дети “любят считалки, небылицы и всякую словесную игру... Слова для них — предмет игры, а через игру дети узнают язык и его законы... Через шутку маленький человек входит в мир языковых представлений и становится большим человеком”. Так писал В. Шкловский в статье “Язык, как обновка”. Приветствуя издание произведений Даниила Хармса автор обращает внимание на своеобразие языка писателя, его удивительное умение воспитывать языковое чутье у ребенка.

О стремлении детей к игре словом или словами неоднократно высказывались и другие писатели. Выступая на съезде писателей, А.Л. Барто подчеркнула: “Словесная игра... приучает ребенка любить слово, понимать душу слова”.

Дети любят переставлять звуки в слове, заменять один звук другим, поражаясь тому, что это может изменить смысл слова. Различные игры на превращение слов позволяют также предупредить некоторые ошибки младших школьников, которые нередко пишут кол вместо ком, бал вместо дал, цель вместо щель и т.п., смешивая на письме похожие по начертаниям буквы.

Во вступительном слове учитель говорит о том, как важно, чтобы в слове каждая буква стояла на своем месте. Что бывает, если на место одной буквы встанет другая, можно узнать из рассказа А. Шибаева “Одна буква”. Учитель передает содержание рассказа, делая одновременно на доске необходимые записи.

Все началось с того, что Маша нарисовала ворону. Нарисовала и написала: “варона”.

Я ей говорю:

- Ты неверно написала. После в надо о, а не а!

А Маша отвечает:

- Ну, подумаешь, одна буква... Варона или ворона — какая тут разница? И так все поймут.

Тогда я сказал:

— А ну-ка зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши букву т. Что получилось?

Смеется Маша:

— Вот чудеса, получились ворота

— Поняла,— говорю,— что значит одна буква?

А потом писатель сочинил для Маши несколько стихотворений. В каждом есть слово, где вместо одной буквы стоит другая. И вот что получилось:

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

1) Какое" слово должно быть в стихотворении? (Вызванный ученик записывает на доске — сом.)

2) Какая буква встала не на свое место?

3) Что получилось при этой замене? (Рядом с первым словом записывается второе — дом).

— Оказывается, одна маленькая буква может превратить слово в другое. Был сом, стал дом. Послушаем другие стихи и найдем в них слова с “заблудившимися” буквами. (После чтения каждого стихотворения проводится такой же анализ, и новая пара слов записывается на доске.)

1. Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
- С длинными усами.

2. Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
- Обязательно примите
- Десять цапель перед сном.

3. Жучка будку не доела;
Неохота. Надоело...

4. На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву,

5. Забодал меня котел,
На него я очень зол!

- Интересные изменения могут произойти со словом, если заменить одну букву другой: слово становится другим. И таких слов, которые отличаются лишь одной буквой, в русском языке много. Выполнив несколько занимательных упражнений, вы убедитесь в этом.

1. Замените одну букву

На доске написаны слова:

бочка     ум

лапка     кот

палка     коза

Замените выделенную букву другими так, чтобы получились новые слова.

Ответ (возможные варианты): бочка, точка, дочка, кочка, ночка, почка; лапка, папка, шапка; палка, полка, пилка; ум, ус, уж, ух; кот, кок, кол, ком, кон; коза, кожа, кора, коса.

2. Два колодца

На таблице изображены два колодца. Рядом стоят ведра, которыми можно достать воды из этих колодцев. Выберите ведро так, чтобы буква на нем подошла к тем, которые написаны на срубе. У вас должно получиться по четыре разных слова, отличающихся одной буквой. Будьте внимательны, не перепутайте ведра.

3. Какое слово задумано?

На доске записывается какое-нибудь слово с одной пропущенной буквой, например б... к. Дети должны угадать, какое слово задумал учитель. Пытаясь найти нужное слово, они называют бак, бок, бык. Учитель каждый раз говорит: задумано другое слово. Если никто больше не сможет угадать слово, учитель сообщает его сам: задумано слово бук. Вполне возможно, что ученики назовут и это слово, тогда можно закончить поиски. .

Слова для игры: д... м (дом, дым, дам), л... к (лук, люк, лак), ,..ок (бок, ток, сок, кок), со... (сок, сор, сом, сон, сох), с ... н (сын, сон), сы ... (сыр, сын, сын, сыт).

4. Метаграмма

Метаграмма — загадка, в которой зашифрованы слова, различающиеся одной буквой. Найдите эти слова в метаграмме Н. Найденовой.

Я пышно красуюсь на клумбе в саду, Захочешь — поставь меня в вазу... Но с буквою к в огород я пойду, И, если капусту на грядке найду,— Капусте достанется сразу. (Роза — коза.)

5. Забавные недоразумения

Послушайте стихи В. Викторова и найдите ошибки в них. Почему появились эти ошибки?

1. На верхушке каланчи
День и ночь кричат врачи.
А о чем они кричат,
Вы спросите у врачат.

2. Пустили щуку в печку,
Пирог спустили в речку.
Часок подержали
И вынули в срок
Горелую щуку
И мокрый пирог.

6. Что получилось?

У писательницы Н. Гернет есть рассказ “Что получилось?” Это не просто рассказ, а рассказ-задача. Решите ее.

Когда Надя и Сережа пошли первый раз в школу, мама подарила им по разрезной азбуке. Они уже давно выучили все буквы и очень любят из них складывать разные слова. Сережа сложил даже целый рассказ. Правда, у него, как нарочно, куда-то задевались все буквы в. Но только он и без них обошелся. Взял да и поставил вместо буквы е разные другие буквы. “Прочитай!” — говорит Сережа Наде. Надя прочитала, да только ничего не поняла. Помогите ей, ребята, она ведь маленькая.

Поставьте сбежавшую от Сережи букву е в те слова, где ей полагается быть.

К доске прикрепляется лист бумаги, где дано содержание рассказа Сережи.

Лото

В полу было жарко. Мы охали долго-долго, пока увидели лис и сало. Нас ждали в соли. Тетя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, или ватрушки на моду. Кувыркались на лугу в сани. А потом поохали в город.

К рассказу прилагается набор карточек с буквами е (18), которые нужно вставить в прорези на месте других букв. Вставив буквы, читаем получившийся рассказ.

Лето

В поле было жарко. Мы ехали долго-долго, пока увидели лес и село. Нас ждали в селе. Тетя Лена и дядя Сеня были нам рады. Мы хорошо провели лето. Ловили рыбу на реке, ели ватрушки на меду. Кувыркались на лугу в сене. А потом поехали в город.

- Вот что может натворить лишь одна пропавшая буква. А встала она на свое место - и все сразу стало понятно. Как важно написать букву там, где она нужна.буквой.

- Вы убедились, что одна буква может творить чудеса, превращать одно слово в другое. Так бывает не только при замене буквы, но и тогда, когда мы добавим к слову букву или отнимем ее от слова. Вы увидите это в сказке

С. Погореловского “Вот что с буквами случилось”.

Нарисовал Карандаш лужайку. На ней машину “Победа”. Написал под картинкой печатными буквами: (учитель складывает из разрезной азбуки) Победа.

Заглянул на лужайку Ежик. Понравилась Ежику буква П. “Поставлю ее, - думает, - перед своим домом. Хорошие ворота будут”. Взвалил букву на спину и унес. (С доски исчезает буква П. В дальнейшем при чтении сказки учитель в нужных местах снимает буквы.)

Пришел Медведь хмурый. Жаловаться стал:

- Нет у меня сегодня...

- Обеда,— подсказали буквы.

- Верно! - рявкнул Медведь. - Эх, меду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для кадки.

Взял он букву О под мышку и потопал на пасеку. А на лужайку Зайчик впрыгнул. Дрожит, озирается. Вдруг страшное слово увидел; беда.

- Ой, где беда?! - заметался Зайчик.

Налетел с перепугу на букву Б. Отскочила она, за рябину упала. А Зайчик умчался в лес.

Прилетел Аист. Вкусное слово увидел: еда. А в траве и верно еда: лягушек — сколько хочешь. Приделал Аист к букве Е палочку, получилась вилка. Поел Аист, улетел и вилку унес. Тут Баран пришел. Заблеял обиженно:

- Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый? А буквы ему;

- Да.

Разозлился Баран. Разбежался, ударил букву Д рогами. Она и рассыпалась на кусочки. Осталась последняя буква - А. Стоит одна-одинешенька. Что она без друзей сказать может? Только поплакать горько: а-а-а! Утешь ее - напиши рядом другие буквы, чтобы слово какое-нибудь получилось. Чтобы не скучать букве А без работы, без друзей-товарищей!

- Мы дадим букве а другую работу. Попросим ее превратить одни слова в другие. Вот четыре слова: жар, пар, рот, пол. Добавьте к ним букву а и скажите, какие слова у вас получились. Что они обозначают?

Выполним несколько заданий и посмотрим, как могут измениться слова.

1. Спрятавшееся слово

На доске написаны слова: хлев, уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк. В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Какие слова спрятались?

2. Эхо

Когда вы ходили в лес или вечером на речку, то слышали эхо. Вы кричали, а эхо вам отвечало, и вы слышали лишь конец слова. Проведем игру “Эхо”. Вам будет названо слово, а вы хором назовите конец его так, чтобы у вас получилось новое слово.

Материал для игры: смех, скот, экран, олень, клещ, мель, снаряд, кремень, град.

3. Флот помог

Запишем четыре слова: пена, шар, бор, метр. А рядом еще одно - флот. Из слова флот будем брать по одной букве и добавлять в конец какого-то из четырех слов. У нас должны получиться новые слова.

- Слово может изменить смысл, если мы вставим в середину его или выбросим из середины букву. Послушайте сказку о приключениях буквы Р.

Давно это было. Буквы из азбуки не хотели оставаться одинокими и стали жить вместе, образуя разные слова. Только буква Р никак не могла найти себе места. То ей слово не нравилось, то стоять с краю не хотелось.

Снег выпал, а буква Р все одна. Холодно ей, погреться хочется, а где - не знает. Видит: стоит слово Дом. Решила она забраться в середину, где потеплее, а Дом не пускает. “Ты, - говорит,— мне ни к чему. Пустишь тебя, а от меня ничего не останется. Получится или “дром”, или “дорм”, а это уже не слово. Поищи-ка ты другое место”.

Совсем холодно букве. Не может найти себе подходящего слова. Решила забраться в слово Ком '. Хоть и холодное это слово, а внутри не так дует. Раздвинула легонечко буквы О и М и встала. Что за чудо? Это уже не Ком, а ... (ученики называют слово) Корм. Поела, отдохнула, выбралась из слова, соединила опять буквы и отправилась дальше.

Идет по дороге, смотрит - Каска лежит. Чем не жилище? Хоть и старая Каска, но согреться можно. Встала буква Р сразу же за буквой Л', довольна. Но что это? Вся она какими-то пятнами покрылась! Оказывается, слово Каска превратилось в слово... Краска.

Сбежала буква Р из этого слова. Умылась снегом, стерла все пятна, и снова в путь. А вот и еще одно слово - Кот. Буквы ласковые, приветливо машут руками, зовут к себе. Буква К даже встречать пошла, взяла за руку. А с другой стороны буква О руку подает. Понравилось здесь букве Р, и осталась она в слове... Крот. Забилась в нору, да там и провела всю зиму.

Вспомните, с какими словами встречалась буква Р и что с ними происходило.

- А теперь познакомьтесь с другой буквой. На таблице (стр. 36) вы видите букву П, которая решила покататься на санках. Выбрала горку. Взбирается вверх, стоит перед каждым словом, читает. А когда едет с горки, то обязательно в середине слова. Но тут уж не задержишься - санки летят. Не успевает буква Я прочитать, что за новое слово вышло. Помогите ей прочитать все слова. Запишите их.

В заключение занятия учитель читает шуточные стихи А. Шибаева “Озорные буквы”, предлагая учащимся назвать последнее слово в каждом стихе.

Не давали буквам дела.
Им безделье надоело.
Надоело им скучать —
И пошли озорничать...
К
В карман
К монтеру -
Прыг!
А в кармане -
Ролики.
Из кармана
В тот же миг
Выскочили. (Кролики)

Букву Д
На дне пруда
Увидали
Раки.
С той поры
У них беда:
То и дело. (Драки).

Что делать дома?

Если к слову рот в начале подставить букву к, будет крот. Если в конце слова рот встанет буква а, получится рота.

Попытайтесь дома превратить слова сор, пар, мак в другие. Буквы можно добавлять не только к началу или концу слова, но и вставлять в середину.

Ответ: спор, сорт; парк, пара; маяк, мрак,

Тексты для чтения вслух

Две шарады

Меня найдешь на дереве,
На клумбе и на грядке,
В журнале, и в альбоме,
И в книге, и в тетрадке.
Но птицей стать а захотел —
И мне не надо буквы л.
Мне а в начале напиши
И как зовут меня — реши. (Лист — аист)

Н.Найденова

Недалеко разгадка скрыта,
Не очень трудное задание:
Возьмем три буквы алфавита,
Из них легко построим здание.
Изменим букву мы в начале,
И пропадет постройка вмиг,
Получим то, что мы встречали
Не раз на полочке для книг.
Теперь у найденного слова
Начало переменим снова,
И даже удивимся сами:
Какая рыбина с усами! (Дом — том — сом.)

Г. Воловик

Озорные буквы

Не жалел
Дошкольник
Петя,
Что однажды
От него
Убежали
На рассвете
Буква Д
И буква О.
Петя ходит
В первый класс.
Школьник
В доме есть у нас!

А. Шибаев

Путаница

Вот бутон,
А вот — батон.
Вот бидон,
А вот — питон.
Ну, а вот — бетон.
В печке выпечен
Батон,
А с петлицу вдет
Бутон,
По траве ползет
Питон,
Молоко течет в
Бидон,
А на стройке есть
Бетон.
Повтори и ты мне в тон:
Где бутон,
Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон,
А где батон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон,
Ну, а где — бетон.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю повторять:
В печке выпечен
Бутон,
А в петлицу вдет
Батон,
По траве ползет
Бидон,
Молоко течет в
Бетон,
А на стройке есть
Питон...
Нет, не так! Нет, не так!
Где бидон,
А где питон.
Ну, а где — бетон

И. Матвеева

2 день

Конкурс загадок о зиме

Велико значение загадки в обучении русскому языку в начальной школе как на уроке, так и во внеклассной работе.

Загадка развивает сообразительность, любознательность пытливость у детей, интерес к родному языку, учит мыслить, сопоставлять предметы и явления, учит поэтическому видению мира.

Загадка — вид устного народного творчества. Это замысловатый вопрос или иносказание, требующее ответа. Загадка не называет предмет прямо и обязательно имеет отгадку.

Загадки выражены в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Некоторые загадки построены по способу замещения одного предмета другим. Но есть загадки, основанные на простом сообщении свойств, качеств неназванного предмета.

Конкурс вносит дух состязательности, остроумия, находчивости. Тематический конкурс способствует развитию речи детей, расширению их кругозора.

Мы предусмотрели в отгадках слова с орфограммами. Поэтому проводимый конкурс не только решает познавательные и воспитательные задачи, но и помогает формировать орфографическую грамотность учащихся.

Задание 1. Отгадать загадки, предлагаемые учителем или ведущим (учеником, вожатым или родителем).

Учитель или ведущий поочередно загадывает загадки командам (“Метель” и “Снегопад”). Один ученик из команды пишет отгадку на доске, выделяя орфограммы, другой рассказывает, как он догадался, о чем идет речь в загадке.

Учитель. Ежегодно приходят к нам в гости: Один седой,, другой молодой, Третий скачет, а четвертый плачет.

Ученик. Времена года.

Учитель. Почему зима названа седой?

Учитель. Тройка-тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом, Все покрылось серебром.

Ученик. Зима.

Учитель. Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его — всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга. До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год.

Ученик. Декабрь.

Учитель. По каким признакам вы догадались, что это декабрь?

Учитель.

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадет.
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?

Ученик. Январь.

Учитель.

Висит за окошком кулек ледяной.
Он полон капели и пахнет весной.

Ученик. Сосулька.

Учитель. Когда появляются сосульки?

Учитель.

Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.

Ученик. Варежки.

Задание 2. Отгадать загадки, предложенные командами друг другу. Команды поочередно загадывают друг другу загадки о зиме, отгадки записывают на доске, называют признаки зимних явлений.

Зимой греет, весной тлеет,
Летом пропадает, осенью оживает. (Снег.)

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед.)

Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (Вода.)

Есть, ребята, у меня два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки.)

Задание 3. На листочках написать отгадки, Родственные слова, выделить корень, приписать.

Лежал, лежал, а весной в реку побежал.

(Снег — снежок, снежинки, снеговик, снегирь, снежный, снегурочка, подснежник.)

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.

(Мороз — морозец, заморозки, мороженое, морозить, морозный.)

Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнёт перинки,
Над миром пушинки?

(Зима — зимушка, зимний, зимовать, зимующие,озимый.)

Задание 4. Разгадать кроссворд “Зима” (рис. 1).

Ученик, отгадавший загадку, вписывает слово в клетки кроссворда, другой ученик отвечает на вопросы ведущего по загадке.

По горизонтали:

1. Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег.)

С чем сравнивается снег?

2. Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)

Почему вы решили, что это февраль?

3. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима.)

Какую радость подарила детям зима?

4. И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней.)

Приходилось ли вам видеть иней?

По вертикали:

1. Покружились звёздочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке. (Снежинки.)

Какой формы бывают снежинки?

5. Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу! (Лыжи.)

Почему автор загадки о лыжах говорит "две курносые подружки"?

Задание 5. Назвать загадки о животных и птицах зимой. (Отгадки записываются на доске.)

Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (3аяц.)

Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу? (Медведь.)

Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь.)

Жёлтая хозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса.)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды —
С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)

Бела, как снег,
Черна, как уголь.
Вертится, поёт, как бес,
И дорога — в лес. (Сорока.)

Задание 6. Сочинить загадку о зиме, о зимних явлениях, о животных и птицах зимой.

Белый по белому бежит. Где пробежит, там и напишет. (Заяц_ в лесу.)

Зимой спит, летом ходит. (Медведь)

Хитрая, рыжая, быстро бежит, по следам догоняет зайчишку. (Лиса.)

В заключение конкурса подведение итогов, награждение команды-победительницы: кто в команде был самым сообразительным, смог объяснить, как он отгадал загадку?

Кто оказался самым грамотным, правильно написал слова и выделил все орфограммы?

Какие правила вы вспомнили, записывая слова-отгадки? (Правописание проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова.)

Какие слова с непроверяемым написанием вы повторили? (Февраль, декабрь, сосулька, январь, месяц, иней, заяц, сорока.)

3 день

Звуки в слове

Слова, как известно, состоят из звуков. Звуки речи, если они не являются словами (союзами, предлогами, частицами, междометиями), ничего не обозначают. Однако не всегда звуки в слове безразличны к его значению. “Дело в том,— пишет М. М. Михайлов,— что в речи звучание слов иногда гармонирует с выражаемым им содержанием. Это находит свое выражение в звукоподражании”1. Звучание созданного таким образом слова передает звуковые особенности, характерные для того или иного явления. В таких словах, как гроза, гремит, грохотать, можно услышать грозные раскаты грома. Сходны по происхождению со звукоподражательными слова жук, бык, жужжать, шуршать, свистеть и др. С. Я. Маршак писал: “В глаголе “хохотать” звучат раскаты громкого смеха — “хо-хо-тать”.

Звукоподражание как один из видов звукописи широко используется некоторыми писателями. На эту особенность языка давно обратил внимание народ при создании скороговорок, многих прибауток, загадок.

Включение этой темы во внеклассные занятия с первоклассниками диктуется не только практическими соображениями — исправить недостатки произношения некоторых детей. Необходимо также показать школьникам звукопись как одну из выразительных возможностей русского языка. “Особенности звукового облика русского языка,— писал академик С.П. Обнорский,— сообщают нашей речи общие черты благозвучности, музыкальности, мягкой тональности, высокой ритмичности — все то, что создает общее впечатление красоты языка”.

Первое занятие проводится как игровое, на котором дети будут учиться правильно произносить каждый звук в слове. Основной материал для работы на этом занятии — скороговорки. Второе занятие строится на различных стихотворных текстах современных детских писателей. При той же практической цели занятие позволяет показать детям роль звукописи.

Первое занятие

В начале занятия учитель напоминает детям о том, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибешься — получится новое слово, будет непонятно, о чем хотят сказать. Один мальчик не может произнести слово прачка. А девочка зовет своих подруг играть в прятки и неправильно произносит это слово. В чем дело? Просто оба не выговаривают звук р.

Чтобы не было ошибок, надо тренироваться в произношении звуков, слов с трудными звуками, заучивать скороговорки. Они помогут избавиться от ошибок, от плохого произношения.

— Внимание! Нам прислали телеграмму. Вот что в ней написано: “Всем первоклассникам, всем, всем. Югославский писатель Душан Радович ищет матросов для корабля... (учитель пишет на доске название корабля “Санглбанглтинглтаг”). Что это за корабль, мы узнаем, когда прочитаем стихотворение этого писателя. (Читается стихотворение. Название корабля ученики читают хором.)

Дети, вы слышали о корабле,
Самом прекрасном на всей земле?
Этот корабль называется так:
“Сангл-бангл-тингл-таг”.

Спешите, спешите узнать поскорей
Строгий приказ министерства морей:
“Матросом на борт поднимается тот,
Кто быстро название произнесет”.

Ребята! Внимание! Каждый из вас
Может попробовать хоть сейчас.
Только учтите: совсем не пустяк
Сказать без запинки

“Санглбанглтинглтаг”.
Кто может сказать
“Санглбанглтинглтаг”,
Тот может поднять

Корабельный флаг,
Может прямо в Африку плыть,
Может даже трубку курить
И важничать, как заправский моряк,
На корабле
“Санглбанглтинглтаг”.

— Вот вы уже и научились произносить трудное название этого корабля. Значит, мы тоже попытаемся попасть матросами на этот корабль. Однако это не так-то просто сделать. Вслед за телеграммой прибыл пакет, в котором оказались задания для проверки тех, кто пожелает служить на корале. Надо пройти следующие испытания:

1. Правильно произнесите отгадки

Разгадайте загадки и четко произнесите отгадки.

У песочных ям,
У горы крутой
Стоит великан
С железной рукой. (Экскаватор.)

По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нем,
А над крышей дома вожжи,
Он ходить без них не может. (Троллейбус.)

У него — два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами. (Велосипед.)

2. Повторите загадки

Отгадки у этих загадок вы найдете и произнесете легко. Надо запомнить и повторить саму загадку и потом уже назвать отгадку.

Телятки гладки
Привязаны к грядке. (Огурцы.)

Две сестрицы — мастерицы,
Друг дружке—помощницы. (Руки.)

3. Повторите скороговорки

Внимательно выслушайте стихотворение-скороговорку и повторите. (Учитель читает два-три раза, после этого дети повторяют.)

Сорок сорок воровали горох.
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон.
Сорок коров разогнали орлов.

Е, Верейская

Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку,
Под лавку залезть было лень -
Искала булавку весь день.

В. Капралова

Был в саду переполох — .
Там расцвел, чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

В. Викторов

Вез на горку Саня
За собою сани.
Ехал с горки Саня,
А на Сане сани.

С. Коган

4. Самое трудное задание

Скороговорки, которые вы услышите, надо повторить три раза. Первый раз сказать медленно, второй — быстрее, третий —< очень быстро.

1) Жутко жуку жить на суку.

2) Свинья тупорыла весь двор перерыла.

3) Дятел дуб долбил, да недодолбил.

4) Все покупки у прилавка упакованы в кульки.

5) Щетина у чушки, чешуя у щучки.

6) Всех скороговорок не переговоришь.

5. Скороговорка в ребусе

В этом ребусе зашифрована скороговорка. Разгадайте ее. Чтобы вам легче было разгадать, послушайте стихотворение Н. Найденовой “Я читаю”, оно поможет вам быстрее справиться с задачей: разгадать слова. А скороговорку вы прочтете сами.

Я спрятала кукол.
Играть не хочу.
Мне некогда очень —
Я буквы учу.

Из них я сама
Составляю слова;
Сама прочитала;
Дрова и трава.
Дрова во дворе,
А трава на лугу.
Теперь, как большая,
Читать я могу,

6. Составьте предложения

Прочитайте слова, записанные на доске: ко.. .идор, ди.. .ектор, тра.. .вай.

Составьте предложения с этими словами.

— Теперь мы можем послать ответную телеграмму Душану Радовичу. Вот ее текст, читаем хором: “Проверку прошли. Выдержали все трудности. До встречи на корабле. Моряки-первоклассники”.

Что делать дома?

Научитесь произносить три маленькие скороговорки.

1) Шла Саша по шоссе.

2) Полпогреба репы, полколпака гороха.

3) Сыворотка из-под простокваши.

Второе занятие

В течение нескольких минут учитель проверяет, как дети научились произносить скороговорки, предложенные в домашнем задании. Ученики называют и другие известные им скороговорки.

— Сегодня на занятии вы услышите очень интересные стихи, загадки, маленькие сказки. В них будет много слов, в которых повторяется один и тот же звук. Зачем это делают писатели? Это мы и попытаемся узнать. Для начала отгадайте загадку.

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.

В. Фетисов

  1. О ком же эта загадка?
  2. Что вам помогло сразу разгадать ее?

— Во многих словах загадки повторяется звук ж, он помог нам назвать того, о ком эта загадка. Это — жук. Ведь когда летит жук, нам кажется, что он непрерывно издает звук ж-ж-ж...

Вот еще две загадки. В них говорится о разных предметах, но есть у них и сходство: они помогают нам по утрам вовремя проснуться, не опоздать в школу, на работу.

1. Ежедневно,
В шесть утра,
Я трещу:
— Вставать порррррррррраН.

      С. Погореловский

2. Вместе с тучей золотистой
Просыпается горнист.
Голосисто-голосисто
Заливается горнист;
“На лугу трава не смята!
Солнце смотрится в реку!
На зарядку-ка, ребята?
На за-ряд-ку-ка-ре-ку!”.

В. Левин

— Это загадки о будильнике и петухе. Оба стараются разбудить нас вовремя. Как нас будит петух? А будильник? Какие строчки в загадках передают крик петуха и звонок будильника?

Вот какие необычные слова пришли к нам на занятие. Если мы скажем: “Кукушка кукует на суку”,— мы услышим куко-рание. А что вы услышите в таком предложении: “Барабанщик сильно занят, барабанщик барабанит”? Какими звуками передается барабанная дробь?

Послушайте стихотворение Э. М, Мошковской, где она рассказывает о том, как дует ветер.

Нам к девяти
в школу идти.
И ветру идти...
Нам — по пути!
Ветер обнимет,
ворот поднимет,
нагнет, толкнет,
в ухо орет;
“Я сам побегу
и вам помогу,
угу-у-у-у-у!
Я немного вас провожу-у-у
и уйду-у-у-у,
и уйду-у-у-у,
ведь я тоже очень спешу-у-у,
я спешу-у-у-у
в высоту-у-у-у!”

— Оказывается, звуки помогают слову рассказать нам о чем-нибудь. В небольшой сказке “Лесной карнавал”, которую вы сейчас услышите, повторяются одинаковые звуки в словах. Попытайтесь узнать, какие животные и насекомые ведут разговор. (При чтении на месте пропущенного слова учитель делает паузу.)

Летят над лесом ..., звенят над каждым кустом: 3-звери, насекомые! 3-завтра на з-закате праз-здник!

- Что за ш-шутки? - шуршит по траве ... . - Вы что, ш-ша-луны, расш-шумелись?

- 3-знаем, з-знаем, тетенька..., вы не любите раз-звле-каться. А дяденьке... нравится эта з-затея. Верно, дяденька ...?

- Вот это ж-жизнь! - жужжит ... . - Ж-жаль,... , что ты не пойдешь. Потом пож-жалеешь. Пож-желтеешьотж-жадности.

Летит мимо ...:

- О чем р-разговор-р? Какой пр-раздник? Кар-рнавал? А кар-русель будет? Ур-р-ра! Кр-расота! Пр-римчусь р-раньше всех. Нет, пр-рикачу в кар-рете!

- Обяз-зательно приходите! - звенят .... - Не з-забывай-те! Не з-запаз-здывайте!

1) Кто приглашал зверей и насекомых на карнавал? (Комары.) Как вы узнали об этом?

2) Кто отказался поехать? Что говорит о том, что это была Змея?

3) Кто жужжал, упрекая Змею в жадности? Что вам помогло узнать Жука? А мог ли это сказать не Жук, а Шмель?

4) Кто решил приехать на праздник в карете? Почему вы так думаете? Обратите внимание на слова: карнавал, карь/сель, красота, карета. Какая птица кричит кар-кра?

- Если в словах повторяется часто один и тот же звук, то можно услышать, как воет ветер, шуршит камыш, бьются о берег волны и многое другое. Вот несколько стихотворений В. Суслова. Б первом из них передаются легкие лесные шорохи: шелест листьев, шум камыша, движение шмеля. Какие звуки будут повторяться в словах? Проверьте себя.

В тишине лесной глуши
Шепот к Шороху спешит.
Шепот к Шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит.
— Ты куда?
— К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу!
— Шу-шу-шу да ши-ши-ши,
Тише, Шорох, не шурши,
Навостри-ка уши —
Тишину послушай!..
— Слышишь?
— Слышу.
— Что ты слышишь?
— Шебаршатся где-то мыши,
Под кореньями шуршат —
Дружно шишку шелушат.
Тише, Шорох, не дыши!..
Слышишь, стихли камыши?
Слышишь?
— Слышу...
По болоту
Вышли цапли на охоту.
Цапли ужинать спешат,
Рыщут-ищут лягушат.
— Слышишь?
— Слышу... Две букашки
Спать устроились в ромашке.
Под простынки влезть хотят,
Лепестками шелестят.
“Звинь — звинь — звинь!” —
А это Шмель
Прошмыгнул и сел на ель.
У Пчелы-портнихи Шмель
Шьет хорошую шинель.
Он вернется с этой ели
В новой шелковой шинели,
С медной шашкой,
В звонких шпорах — И умчится в вышину...
— Что еще ты слышишь, Шорох?
— Тише!..
Слышу
Тишину...

В стихотворении В. Суслова “Рулевой” вы услышите звуки ливня, плеск волн. Вслушайтесь, какой звук помогает писателю передать это.

Ливень льет! Ливень льет!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывет! Плот плывет!
Плот по луже кружится.

Лягушонок влез на плот
И кричит; “Ура! Вперед!”
Плещут волны! Хлещут волны!
Заливают с головой!

Что мне волны! Самый полный!—
Не сдается рулевой.
Я на Волгу поплыву!
По каналу — и в Москву!

Только ливень все сильнее,
Только капли все крупнее,
Хвастунишку не жалея,
Бьют сильнее и больнее!

Лягушонок в лужу —
Плюх!
И на землю,
Под лопух.

— И наконец еще одно шуточное стихотворение. В нем говорится о больном Хоре, который все вздыхал, охал да ахал. Чтобы передать охи, ахи, вздохи, В. Суслов включил много слов, где есть звук.... Какой это звук, по вашему мнению?

На Хоря напала хворь
Хмурый-хмурый хнычет Хорь —
На Хоря напала хворь:
Чахнуть стал и сохнуть,
Ни вздохнуть, ни охнуть.

Смотрит хитрая Куница
Сверху, с пихты, на Хоря:
— Ты сходил бы,
Хорь, в больницу,
Не вздыхал, не охал зря.

У тебя, наверно, Хорь,—
Корь.
— Нет!— хохочет-заливается Енот.—
С этой хворью
Хорь в больницу не пойдет.

Пусть поохает, поахает денек,
Может, впрок пойдет охотнику урок.
На охоту Хорь в курятник ходил.

Да хохлаток впопыхах разбудил,
Да проснулся петух,
На Хоря сверху —
Бух!
Только шерсть, только пух —
За околицу!

А Петух — по хребту!
А Петух — по хвосту!
— Отучу я Хоря хорохориться!—
Хорь со страху еле ноги унес.
Ох и больно, и обидно до слез!

И сидит он, и ворчит под ольхой:
— Нехороший тот курятник, плохой!.. —
Хнычет он и плачет,
Хвост под хворост прячет...
Что делать дома?

Из книжки Е. Благининой “Научусь-ка я читать” выучите два стихотворения.

Тексты для чтения вслух

Скороговорка

Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку:
“На дворе растет трава,
На траве лежат дрова”—

Обязательно не свяжешь,
Обязательно не скажешь!
“На дворе растут дрова,
На дровах лежит трава”.

До чего же все занятно,
До чего же непонятно!
Все четырнадцать ребят
Быстро не проговорят

быстро говорят,
быстро не проговорят.
Только я одна умею,
Не сбиваюсь, не робею:

“Жил колпак под колпаком,
С колпачихой был знаком!”
Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку.

М. Матусовский

Считалки

Раз у нашего Степана
Караулил кот сметану.
А когда настал обед,
Кот сидит,—
Сметаны нет.

Помогите-ка Степану —
Поищите с ним сметану.
На реке поймали рака.
Из-за рака вышла драка.

Это Лешка-забияка
Снова в реку бросил рака.
Рак гуляет под волной...
Повернись ко мне спиной!

И. Демьянов

Плачет Костя

Плачет Костя: ноют зубы.
Чистить зубы он не любит
Ни снаружи,
Ни внутри, —
Разболелись сразу три!

Вот сверло жужжит от злости —
Зуб сверлит, ругает Костю:
— 3-зубы чис-с-стить ты не л-л-любишь —
Вот со мной и стал
з-знак-ком,

Чис-сти з-зуб-бы,
Чис-сти з-зуб-бы
Порр-рош-ком,
Порр-рош-ком!!!

И. Демьянов

4 день

Спешите делать добро

Оформление кабинета: на доске — плакат с изображением яркого солнца со словами В. Гюго “Во внутреннем мире человека доброта — это солнце”, рядом — высказывания русских писателей о доброте, наборное полотно с пословицами и поговорками о доброте, выставка книг и рисунков.

Ход мероприятия

Учитель. Начать классный час хочу со слов Л. Татьяничевой “Делать людям хорошо — хорошеть самому”.

— Как вы понимаете слова “Хорошеть самому”?

— Значит ли это, что надо быть хорошим человеком, делать то, что нравится людям?

А эпиграфом станут слова А. Чепурова (читает ученица):

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра: она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

— Помните, что добрым, милосердным людям легче жить, общаться друг с другом; общение с такими людьми приносит радость. Надо так жить каждому из нас.

— Какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?

Доброе слово лечит — злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая — бежит.
Доброго чтут, а злого жалуют.

Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

Доброта, милосердие, радость и сопереживание создают основу человеческого счастья.

Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. Эту мысль продолжил уже в I веке до н.э. римский философ Сенека: “Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других”.

Вспомним слова Л.Н. Толстого: “В жизни есть только одно несомненное счастье — жить для других”.

— Ребята, какие высказывания писателей о доброте вы знаете? (карточки)

“Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта”. (Мигель Сервантес)

“Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям”. (Жан-Жак Руссо)

“Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе”. (Вильям Шекспир)

“Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях”. (Влез Паскаль)

“Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других”. (Лев Толстой)

“Знания должны увеличиваться с добротой”. (Фазиль Искандер)

“Лучшее, что храню в себе, — это живое чувство к добрым людям”. (Михаил Пришвин)

Учитель. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец - несчастлив.

И.С. Тургенев писал: “Себялюбие — самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево”.

Верно. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остается один, когда приходят тяжелые жизненные испытания.

— Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка играет на его губах).

— Какой человек может быть добрым? (Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.)

— Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым? (Любить людей знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей.)

— А что гласит о доброте народная мудрость?

Доброта без разума пуста.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро — будешь и сам без беды.
Доброе дело питает и душу и тело.
Добрый человек в добре живет век.
Худо тому, кто добра не творит никому..
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
За доброго человека сто рук.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Добрые умирают, да дела их живут.

— Что вы сделали хорошего?

— Чем вы помогли людям?

Учащиеся показывают свои рисунки, зачитывают отрывки из своих сочинений.

Учитель. “Спешите делать добро”. Эти красивые, меткие слова принадлежат главному врачу московских тюремных больниц Ф.П. Газу. Он очень много делал для облегчения условий жизни заключенных. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, установленного в 1909 году в Москве, в переулке Мечникова.

Учащиеся читают стихотворения и отрывки из стихотворений о доброте.

Ученики

Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою
Доброты
И радость помоги найти кому-то. (И. Романов)

Как бы жизнь ни летела —
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело —
Тем живем на земле. (А. Лесных)

Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может, не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас
На дне души, до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы. (М. Лисянский)

Стираются лица и даты,
Но все ж до последнего дня
Мне помнить о тех, кто когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем за столиком шатким,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Все вместе
Идет доброта по земле.
И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле. (Ю. Друнина)

5 день

Праздник пунктуационных знаков

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня на наш праздник пришли гости — знаки препинания. Я приглашаю их на сцену. Выходят 10 человек с большими бумажными карманами на груди. Ведущий. Все они в масках. Давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается за каждой из них.

1-я маска.

Вечно думая над смыслом,Изогнулся коромыслом.
Дети. Вопросительный знак.

Маска открывает лицо, достает из кармана вопросительный знак. Вопросительный знак. Разные вопросы задаю я вам:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Что? Кому? Который? Чья? Каким?
Вот какой я мастак, Вопросительный знак!

Ведущий. Прошу вторую маску загадать загадку.

2-я маска.

Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца.

Дети. Восклицательный знак!

2-я маска достает из кармана восклицательный знак.

Восклицательный знак.

Правильно, ребята!
Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество...
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!

Ведущий. Следующая маска, ваша загадка.

3-я маска.

Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.

Дети. Точка!

3-я маска открывает лицо.

Ведущий. Точка пришла к нам, чтобы рассказать одну забавную историю.

Точка.

(Достает из кармана шапочку с изображением божьей коровки, надевает ее на голову)

Брошенный кем-то
Тетрадный листок
Божьей коровки
Внимание привлек.
Что здесь написано?
Каждую строчку
Лапками щупала
Долго она.
И, наконец, обнаружила...
Точку.

Божья коровка удивлена:
Кто умудрился и, главное, как
Снять со спины у меня
Этот знак?

Ведущий. А теперь прошу представиться остальных. Ведь эти знаки препинания встречались нам не так часто.

Маски называют себя и вынимают из кармана знаки препинания.

Многоточие.

Я — многоточие.
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далекими,
Туманными намеками...

Двоеточие.

Я — двоеточие.
Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастое
Ходит, знаниями хвастая.
Так и хочется ему
Разъяснить нам, что к чему.

Тире.

Я — тире.
Лягу палочкой на строчку –
Проходите по мосточку.

Скобки.

Мы — скобки.
Словам раскрываем объятья...
Ждем в гости вас,
Милые братья!

Кавычки.

Мы — кавычки.
О нас есть такие стихи:
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят.

Ведущий.

Вот и все наши гости.
Прошу садиться.

Ученик (шумно выбегает к доске).

Что же это такое?
Еще один знак препинания забыли, не пригласили.
А он на нас обижается.
Вот так всегда.
Многие ребята о нем забывают в своих сочинениях.

Ведущий.

Кого ж мы забыли?
Кого не пригласили?

Девочка со спутанными волосами в фиолетовом платье с табличкой на груди “Клякса” заглядывает в дверь.

Клякса.

А, это вы не пригласили ту,
О которой говорят:
Выйдет на дорожку,
Всем подставит ножку.

Ученик.

Нет, нет! Так говорят ее враги.
Она, наоборот, помогает людям читать.
Там, где она стоит, нужно сделать небольшую паузу.
Ребята, вы догадались, о ком идет речь?

Дети.

О запятой!

Ученик.

Да, да! О запятой.

Многие вежливые слова любят зять с ней рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания. А меня как она выручила однажды! Вот послушайте. Ученик отводит ведущего в сторону и начинает тихо что-то рассказывать. На сцене в это время выстраиваются ребята с карточками в руках (пять карточек: “казнить”, “нельзя”, “помиловать”, “,”, “.”).

Ученик (продолжает громко). ...И тогда царь сказал, что жизнь моя зависит от правильной постановки запятой. Ведущий. Казнить, нельзя помиловать. Ученик. Да, так получилось, но я был дружен с запятой, и она помогла мне. (Ученик переносит запятую и продолжает.) И получилось:

КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ.

Ведущий.

Каких только историй не бывает на свете! (В зале появляется Буратино, пробирается между рядами на сцену.)

Буратино. Телеграмма! Телеграмма! Срочная телеграмма! Вот принес вам телеграмму от Незнайки. Только не разберу, что здесь написано.

Ведущий.

Действительно, телеграмма. Но в ней перепутаны слоги и даже знаки препинания. Кто же поможет прочитать текст?

Знаки препинания (хором). Мы!

(Знаки препинания отходят в сторону, шепчутся.)

Ведущий. Знаки нужно уважать, Правильно употреблять...

Знаки препинания (хором). Никогда не забывать!

Буратино. Я, ребята, тоже учусь. Послушайте, какое стихотворение я выучил в школе:

Шьет иглой портниха в строчку.
Взял коньки точильщик в точку.
Я заканчиваю строчку,
Ставлю маленькую точку.

Ведущий.

Этой маленькой точкой мы и завершаем наш праздник.

Звучит песня “Чему учат в школе”, сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского.