Тренинговое занятие на формирование и развитие навыков группового взаимодействия «Дружная команда»

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели тренинга: формирование и развитие навыков группового взаимодействия.

Цели данного занятия:

- формирование групповой сплоченности;

- формирование умений общаться, освоение способов и приемов эффективной коммуникации;

- развитие творческого самовыражения участников группы.

Время, отведенное на все занятие: 1 час 30 мин (с перерывом 5 мин.).

Сценарий занятия

Этап занятия Время Задачи, решаемые на каждом этапе Методы
Орг.момент

I этап.
Подготовка.

15 мин. Разогрев участников, знакомство. Метод концентрации присутствия.

Метод групповой рефлексии.

II этап.
Задание “Варежки”
20 мин. Экспериментирование с различными стилями отношений среди равных партнеров. Метод операционализации.

Арт-терапевтическая технология.

III этап.
Придумывание сценки.
20 мин. Экспериментирование с различными стилями отношений среди равных партнеров. Метод операционализации.

Метод регрессии.

Метод групповой рефлексии.

Метод концентрации присутствия.

Метод имитации.

Арт-терапевтическая технология.

Перерыв 5 мин.  
IV этап.
Групповое рисование. “Образ группы”
25 мин. Выявление степени групповой сплоченности. Настрой участников на взаимодействие. Проявление творческого начала при рождении идей: метода символического самовыражения.

Метод групповой рефлексии.

Арт-терапевтическая технология.

V этап.
Подведение итогов. Рефлексия Ритуал прощания.
15 мин. Выявление степени групповой сплоченности. Метод групповой рефлексии.

I этап. Подготовка.

Вступительное слово. Ознакомление участников с целями тренинга, предварительное знакомство.

Ведущий: “Сплоченный дружный коллектив всегда приводит компанию к успеху. Только в слаженном коллективе возможно установление необходимой рабочей атмосферы, позволяющей эффективно взаимодействовать всем его членам и максимально использовать таланты и навыки каждого. Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы узнать друг друга. Давайте познакомимся. Для того, чтобы соблюдать очередность, у меня есть “волшебный апельсин” (заранее приготовлен апельсин). Сейчас тот из вас, у кого в руках окажется апельсин, будет рассказывать о себе. После того, как расскажете, передавайте апельсин следующему участнику. Остальные внимательно его слушают. Начну с себя.

Иногда ведущий задает вопросы (когда человек стесняется говорить или не знает, что сказать). На данном этапе используется метод концентрации присутствия. Он позволяет участникам тренинга сосредоточиться на событиях своего внутреннего мира. Иногда участники комментируют других участников, что приводит к осуществлению метода групповой рефлексии (получение обратной связи о себе каждого участника группы), что становится толчком для групповой динамики, для активного процесса развития группы. По окончании разминочной части участники тренинга более расслаблены и готовы к переходу на следующий этап работы.

II этап. Задание “Варежки”.

Задачи: экспериментирование с различными стилями отношений, повышение мотивации участников группы.

Участникам группы предлагается разделиться по парам и каждой паре нарисовать по две одинаковые варежки.

Разделение по парам происходит при помощи варианта “Стрельба глазами”. Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу ведущего все поднимают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Вскоре образовывается несколько пар.

Ведущий раскладывает на столе вырезанные из бумаги варежки, по парам и цветные карандаши или мелки. Каждая пара берет варежки и карандаши, и выбирает место, где будет рисовать.. Цель задания, кроме прочего, - выявить ведущего и ведомого в паре.

III этап. Придумывание сценки.

Задачи: развитие творческой активности, экспериментирование с различными стилями отношений.

Используется метод операционализации (поступочная игра) – метод работы с конструируемыми событиями. Метод регрессии на данном этапе подразумевает, что при разыгрывании некоторых сценок участникам приходится обратиться к своему прошлому опыту. Метод групповой рефлексии при обсуждении результатов.

1. Разбивка участников тренинга на отдельные подгруппы.

Участники группы разбредаются по тренинговой комнате под негромкую музыку.

Ведущий: “Каждый из вас – одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы совершаете броуновское движение, встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но иногда что-то происходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете совершать это по моей команде. Число атомов в молекулах я назову. При этом вы не должны выбирать в молекулу тех, с кем были в паре при рисовании рукавичек”.

Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается и он произносит: “Три”.

2. Придумывание и разыгрывание сценки.

Ведущий: “Теперь каждый атом должен придумать небольшую сценку на одну из предложенных тем. Даю вам всего 5 минут”.

Темы:

  1. Неуспевающие ученики просят отличника списать домашнее задание.
  2. Учитель вызывает одного ученика к доске, но ученик не знает ответа, зато ответ знает другой ученик.
  3. Дети отдыхают после уроков.

По результатам выполнения данного упражнения обозначаются как степень участия участников группы, так и степень дистанцированности некоторых отдельных членов группы. Каждое выступление должно заканчиваться аплодисментами. Далее ведущий предлагает обсудить сценки и выразить свое отношение к организации процесса создания сценок: насколько интересно и креативно удалось сработать каждой команде.

Ведущий: “Расскажите, какая сценка вам больше всего понравилась, и чем именно. Было ли интересно работать? Старайтесь говорить от своего имени, не оценивая участников, говорите, что вы почувствовали при просмотре сценок. Как бы вы разыграли эти сценки, какие бы предложили варианты”. (Метод концентрации присутствия).

IV этап. Групповое рисование. “Образ группы”.

Задачи: выявление степени групповой сплоченности. Настрой участников на взаимодействие; развитие творческой активности, экспериментирование с различными стилями отношений.

Участники группы становятся в круг.

Ведущий: “Предлагаю вам создать образ, который, как вы считаете, подходит вашей группе, олицетворяет ее, а, может быть, станет символом вашей группы. Сначала нужно его изобразить, используя всех участников группы, а потом нарисовать”.

Ведущий дает участникам группы лист ватмана и материалы для рисования: краски, кисти, пастельные мелки, карандаши. Участники рисуют все вместе.

V этап. Подведение итогов. Рефлексия. Ритуал прощания.

Ведущий: Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания. Какие чувства испытывали на разных этапах? Какие выводы сделали для себя? (Метод групповой рефлексии.)

Ритуал прощания.

Литература

1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. -3-е изд. стер. -М.: “Ось-89”, 2009. -224 с. - (Практическая психология).

2. Вачков И.В. Методы психологического тренинга в школе. Педагогический университет “Первое сентября”, 2013. -42 с.

3. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. А.И.Копытина.-М.: Когито-Центр, 2012. -286 с.

4. Программа “Основы анимационного творчества”, авторы Кузнецова М.В., Зайцев А.Я. ГБОУДО ЦДТ “Свиблово” 2009. -2014.

20.01.2015