Тренинг для педагогов ОУ по теме «Специфика школьных конфликтов»

Разделы: Школьная психологическая служба


Работа в школе связана с быстро меняющимися ситуациями, что, в свою очередь, может привести к возникновению конфликтов. Как только возникает конфликт, сразу "срабатывают" эмоции, люди испытываем напряжение, дискомфорт, что может нанести вред здоровью всех участников конфликта.

Одной из важнейших задач педагога является формирование у детей умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, привычки такими, какие они есть. Важно обучать детей навыкам общения и в случае необходимости корректировать их поведение, иначе у ребенка могут закрепиться такие формы поведения, которые станут помехой в его отношениях с окружающими и окажутся деструктивными для его собственного развития.

Для современной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли. Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что он может являться сигналом к изменению, возможностью сближения, разрядки напряжения, "оздоровления" отношений и источником развития, то есть конфликты - при правильном к ним подходе - могут стать эффективным фактором педагогического процесса, воспитательного воздействия на детей, но при этом необходимо обязательно создать доброжелательную атмосферу.

Цели семинара: обучение участников методам эффективного взаимодействия и навыкам урегулирования конфликтов в роли посредника.

Задачи:

  • уточнить понятие “конфликт”;
  • научить конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;
  • осознание ими собственного опыта и индивидуальных стереотипов поведения в конфликте;
  • формирование у участников системы демократических ценностей, основанной на принципах толерантности и мирного, ненасильственного урегулирования конфликтов;
  • расширение “репертуара” поведенческих реакций участников семинара на конфликтную ситуацию за счет включения в него навыков конструктивного взаимодействия и сотрудничества;

Участники: директора ОУ, заместители директоров ОУ, учителя (от 15 до 25 человек).

Время: примерно 1 ч.

Презентация.

Тематическое планирование

Тема этапа Задачи этапа Время
1. Организационный момент Встреча участников и рассаживание их в круг.  
Вступительное слово ведущего Приветствие участников, знакомство участников (по кругу ФИО, место работы) 5 мин.
2. Практическое задание 1:

Просмотр и обсуждение ролика “Конфликтная ситуация на мосту” (приложение 1)

Расширение “репертуара” поведенческих реакций участников семинара на конфликтную ситуацию за счет включения в него навыков конструктивного взаимодействия и сотрудничества. 15 мин
  Выход на тему семинара Добиться того, что бы участники семинара сами вышли на тему семинара. 2 мин
3. Практическое задание 2:

Упражнение "Яблоко и червячок"

После прослушивания ситуации, участники записывают на лист свой ответ. 5 мин
4. Теоретический аспект: Стратегии поведения в конфликтной ситуации по К. У. Томасу и Р. Х. Килменну. Проанализировать основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. 10 мин
5. Практическое задание 3:

"Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу)

к упражнению "Яблоко и червячок".

Раздать участникам семинара заранее распечатанные таблицы, где описаны способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы" этих стилей, после чего комментирует раздаточный материал.

Участники зачитывают свои ответы на упражнение “Яблоко и червячок”, а ведущий комментирует их.

Выявить наиболее предпочтительные формы социального поведения педагога в ситуации конфликта с учащимися, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.

10 мин
6. Практическое задание 4:

Тест “Ваши стратегии поведения в конфликте”

Выявить наиболее предпочтительные формы социального поведения педагога в ситуации конфликта с учащимися, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности. 5 мин
7. Практическое задание 5:

Анализ педагогических ситуаций

Разбившись на группы, проанализировать 3 пед.ситуации, ответить на предлагаемые вопросы. 15 мин
8. Рефлексия

Просмотр видео-ролика “Притча про самое ценное в жизни” (приложение 2)

  5 мин

Ход работы

Организационный момент

Ведущий 1: Здравствуйте! Мы рады вас приветствовать на нашем семинаре. Для начала давайте познакомимся. Каждый по кругу будет называть свое имя и отчество и место работы.

Вед. 2 Большое спасибо, а сейчас мы предлагаем вам посмотреть на экран.

Практическое задание 1:

Обсуждение видеоролика (приложение 1) “Конфликтная ситуация”.

Вед. 1 Теперь обсудим. 1) Можно ли считать данную ситуацию конфликтной?

Вед. 2 2)Что явилось поводом, а что является причиной?

Вед. 1 Как, по вашему мнению, должны были поступить звери в данной ситуации?

Вед. 2 Как вы считаете, какая тема нашего семинара?

Вед. 1. Действительно, тема нашего семинара “Специфика школьных конфликтов”.

Вед. 2. И первое, что мы сделаем с вами называется Упражнение "Яблоко и червячок" (заранее раздаются чистые листы и ручки)

Практическое задание 2:

Ведущий 1. (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!". Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ на листочек.

Вед. 2. И пока отложите этот лист в сторону.

Теоретический аспект: Конфликты и причины их возникновения.

Ведущий 1: Конфликты являются частью повседневной жизни. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт.

Вед. 2 Школьная жизнь буквально насыщена педагогическими конфликтами.

Вед. 1. Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современная школа.

Вед. 2. Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.

Вед 1. Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Разрешение конфликтов

5 стилей поведения в конфликтной ситуации

Вед 1. Как решить проблему противоречий во взаимоотношениях педагога с учащимися?

Вед. 2. Многое зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации.

Вед. 1. Ведь некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа.

Вед. 2 Сегодня мы вспомним стратегии выхода из конфликтных ситуаций, которые существуют в науке.

Практическое задание 3: "Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу)

Ведущий 1: К. У. Томасом и Р. Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция.

Вед. 2. Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Вед. 1 Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Вед. 2. Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Вед. 1. Компромисс — достижение "половинчатой" выгоды каждой стороны.

Вед. 2. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

(Ведущий раздает участникам семинара заранее распечатанные таблицы, где описаны способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы" этих стилей, после чего комментирует раздаточный материал.)

Стиль Сущность стратегии Условия применения Недостатки
Конкуренция Стремление добиться своего в ущерб другому Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью.

Необходимость срочного разрешения конфликта

Испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе.

Большая вероятность испортить отношения

Избегание Уход от ответственности за принятие решений Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму
Приспособление Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти Нерешенность конфликта
Компромисс Поиск решений за счет взаимных уступок Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов.

Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей

Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта
Сотрудничество Поиск решения, удовлетворяющего всех участников Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон.

Четкое понимание точки зрения противника.

Желание обеих сторон сохранить отношения

Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха

 

 

Вед. 1. А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения "Яблоко и червячок".

 

(Участники зачитывают свои ответы, а ведущий комментирует их).

Примеры ответов участников семинара:

Вед. 2. Конкуренция: "Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!"

 

Вед. 1. Избегание: "Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!"

 

Вед. 2. Компромисс: "Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!"

 

Вед. 1 Приспособление: "Такая, видимо, у меня доля тяжкая!"

 

Вед. 2 Сотрудничество: "Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!"

 

Вед. 1. Следующим нашим шагом будет практическое задание “Тест Стратегии поведения в конфликте”.

 

Практическое задание 4:

Тест “стратегии поведения в конфликте”

Вед. 2. С помощью методики можно выявить наиболее предпочтительные формы социального поведения педагога в ситуации конфликта с учащимися, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.

 

Вед. 1. Инструкция. Вам предлагается 15 утверждений. Каждый пункт оцените следующим образом:

совсем не согласен – 1 балл;

не согласен – 2 балла;

скорее согласен – 3 балла;

согласен – 4 балла;

полностью согласен – 5 баллов.

1. Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции.

2. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если я точно знаю, что прав.

3. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.

4. Для меня важнее сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.

5. Я отзываюсь на предложения других, но сам не склонен проявлять инициативу.

6. Из любого конфликта я выхожу победителем.

7. Я избегаю напряженных ситуаций, хотя дело от этого может пострадать.

8. Пересматриваю свою точку зрения, почувствовав в ходе обсуждения свою неправоту.

9. Много времени я уделяю проблемам других и часто забываю о себе.

10. Я легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает так же.

11. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не вынужден будет принять мою точку зрения.

12. Я добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера.

13. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.

14. Если это сделает счастливым другого, даю ему возможность настоять на своем.

15. Часто я соглашаюсь на первое же условие, которое ведет к урегулированию проблемы в отношениях.

 

Вед. 2. Обратите внимание на экран. Обработка теста представлена на презентации.

 

Обработка результатов. (На экран в презентацию). Рядом с цифрами, обозначающими номер утверждения, поставьте соответствующий балл и подсчитайте их сумму.

 

Таблица 1

 

Стратегия

поведения


утверждений
Сумма баллов
1 2 3
Соперничество 1, 6, 11  
Избегание 2, 7, 12  
Сотрудничество 3, 8, 13  
Приспособление 4, 9, 14  
Компромисс 5, 10, 15  

 

Вед. 1. Итак, мы определили вашу стратегию поведения в КС. Стратегия поведения в конфликтной ситуации считается выраженной, если сумма баллов превышает 10.

Каждый может видеть ту стратегию, которой он наиболее часто пользуется в повседневной жизни.

 

Вед. 2. И чтобы наглядно посмотреть, как это действует в разных ситуациях, мы предлагаем вам следующее.

 

Практическое задание 5: Анализ 5 педагогических ситуаций, используя стратегии поведения в конфликте.

Уважаемые участники, на листах вам даны примеры из повседневной жизни и конкретная стратегия, с помощью которой вы должны выйти из конфликтной ситуации. Всего 5 ситуаций. Ваша задача подумать, как вы это сделаете, кто какую роль будет играть. Подумать, что будете говорить в соответствии с той стратегией, которая вам досталась. На размышление вам 5 минут. Затем по очереди будете выходить и проигрывать ситуации. Задача остальных участников узнать, что же именно за стратегию демонстрируют выступающие.

Итак, кто готов? Просим вас выйти вперед. И не зачитывая ситуацию, сразу начинайте.

Наблюдатели, какой именно конфликт произошел между участниками? И какую стратегию вам удалось заметить?

1 ситуация. Соперничество. Ученик не хочет снимать верхнюю одежду.

2 ситуация. Избегание. Ученик считает, что ему должны поставить оценку за выполненное задание выше, чем оценивает учитель.

 

3 ситуация. Сотрудничество. Ученик не выполнил домашнее задание.

 

4 ситуация. Приспособление. Ученик забыл тетрадь с домашним заданием.

 

5 ситуация. Компромисс. Ученица отказывается выполнять задание на уроке. Например, решать задачу у доски, писать сочинение.

 

Рефлексия: вед . 2. Как вы считаете, какие стратегии наиболее эффективны? Стоит ли пользоваться другими? В каких ситуациях это возможно?

 

Ведущий 1: В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

 

Общая рефлексия.

Вед. 2. Конечно, без конфликтов не может существовать ни один коллектив, но все же лучше проводить время с близкими и родными, чем тратить его на разрешение различных ситуаций.

 

Вед. 1. И чтобы конфликтная ситуация не заходила в тупик, необходимо, учитывая ее особенности, правильно выбирать стратегию, не забывая, что наиболее эффективными являются компромисс и сотрудничество.

 

Видеоролик. Притча о ценности времени. (приложение 2)

Спасибо за внимание!

24.11.2014