Закрепление понятий "буква", "звук", "слово", "предложение". Жизнь насекомых. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Внеклассная работа


Цели:

  • Формировать понятие гласный и согласный звуки, закрепить графические образы букв, умение четко артикулировать гласные и согласные звуки, продолжать определять место положения звука в слове, закрепить деление слов на слоги, развивать фонематический слух и речевое дыхание.
  • Расширить представления детей о насекомых в процессе познавательной деятельности.
  • Расширить активный словарь детей по теме природа.
  • Учить рассказывать об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.
  • Совершенствовать умение использовать различные части речи точно по смыслу; диалогическую и монологическую речь.
  • Развивать память, воображение, внимание и логическое мышление;
  • Воспитывать усидчивость; чувства любви к природе.

Ход урока

1. ОРГ. МОМЕНТ.

2. Беседа по картинкам. (слайд 2)

Презентация.

  • Чем отличаются картинки?
  • Кого можно встретить в летнем лесу?
  • Какое сейчас время года? Какая погода бывает осенью? Сейчас какая осень? (ранняя)
  • А можно увидеть насекомых в осеннем лесу?
  • Куда исчезают насекомые с наступлением холодов?

3. Сообщение темы и целей занятия.

Сегодня на занятии мы будем с вами повторять буквы, работать над словом и предложением, читать и наблюдать за насекомыми.

4. Читаем вместе с бабочкой. (слайд 3)

Назовите буквы, определите, какой звук они обозначают?

Покажите квадратик нужного цвета. (синий или красный)

5. Составление слогов, слов с разрезными буквами – а, о, у, с, м. (слайд 4)

  • ма, мо, му, са, со, су.
  • ау, уа
  • мус, сом, сам
  • оса

6. Игра-тренажёр “Узнай звук” (слайд 5 – 20)

1. Загадка про бабочку.

2. Определение количества слогов в слове –бабочка-

3. Определение первого звука по тренажёру.

1. Загадка про стрекозу.

2. Определение количества слогов в слове –стрекоза-

3. Определение первого звука по тренажёру.

1. Загадка про пчелу.

2. Определение количества слогов в слове –пчела-

3. Определение первого звука по тренажёру.

(От пчел человек получает мед, воск и другие продукты. Пчела имеет полосатый черно-желтый окрас. На брюшке у пчелы выделяется воск, пчелы строят из него соты. На ногах имеются щетинки, при их помощи пчелы собирают пыльцу с цветков растений, которую помещают в соты. Питаются пчелы нектаром, живут семьями.)

1. Загадка про комара.

2. Определение количества слогов в слове –комар-

3. Определение первого звука по тренажёру.

(Кровососущее насекомое. Живет везде, но особенно высокая численность этих насекомых бывает вблизи болот, озер и прудов, потому, что развитие их происходит в воде. Зимуют в погребах, подвалах, в дуплах деревьев. Дышат комары атмосферным воздухом.)

1. Загадка про муху.

2. Определение количества слогов в слове –муха-

3. Определение первого звука по тренажёру.

7. Чтение о пользе и вреде насекомых. (Приложение)

(Хорошо читающие дети получают карточки с текстами и знакомят всех о пользе и вреде насекомых)

Польза насекомых?

  • Они опыляют растения, пчелы собирают нектар и производят мед, муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют своей красотой и являются кормом для птиц и некоторых животных; мошки являются кормом для стрекоз. Пчёлы дают мед, воск. Питаю-ся пчёлы нектаром.

Чем вредны?

  • Гусеницы поедают листья, и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций. Комар - кровососущее насекомое. Живет вблизи болот, озёр и прудов. Зимуют в погребах, подвалах, в дуплах деревьев.

8. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (слайд 21-27)

Игра с мячом “Закончи предложение”

Майский жук большой, божья коровка ...
У мухи крылья короткие, у стрекозы...
У жука усы толстые, у бабочки...
У шмеля спина широкая, у комара...

Червяк ползает, а стрекоза ....(летает)
Кузнечик прыгает, а комар ....(летает)
Паук ползает, а пчела ....(летает)
Муха летает, а гусеница .....(ползает)
Сороконожка ползает, а муравей ....(ползает)

9. Упражнение “Нелепицы”.

Послушайте предложения, расскажите, чего не бывает, а как должно быть на самом деле.(слайд 28-31) Определить количество слов в предложении.

Муравей живет в улье. Муравей живет в муравейнике. (4 слова)
Жук собирает нектар. Пчела собирает нектар. (3 слова)

10. Работа с иллюстрацией и предложениями. (слайд 32)

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Что вы видите? Прочтите предложения.

- Сколько слов в каждом предложении?

- Какие предложения по цели высказывания?

- Как надо читать такие восклицательные предложения?

11. “4-й лишний” (слайд 33-35)

  • Божья коровка, кузнечик, муравей, мышка.
  • Ласточка, воробей, бабочка, ворона.
  • Таракан, комар, воробей, жук.

12. Употребление предлогов в речи. (слайд 36)

На картинке, изображающей луг, укажите, кто, где находится, составляя небольшой текст. Не забывайте предлоги! (НА, ЗА, ПОД, К, НАД, В и так далее)

13. Итог.

  • Чем мы занимались на занятии?
  • Каких героев нашего занятия запомнили?
  • Какую пользу приносят насекомые? Как люди должны относиться к ним?

Потрудились все на славу! Спасибо за хорошую работу.

26.11.2014