Незаметное обучение в повседневной реальности

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (255,5 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Как-то давно, в одной известной книге, прочла историю о том, почему Софья Ковалевская стала великим математиком: ее семья была настолько бедна, что из-за отсутствия обоев стены были обклеены математическими формулами ее отца. Девочка разглядывала записи и “научилась”.

О том, что “формируют среда и нужда” в самом широком смысле слова еще почти век назад писал Л.С. Выготский, а современные медико-психологические исследования функциональных систем научно доказывают данный постулат.

Если проанализировать трудности, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями в начальной школе (да и в дальнейшем тоже), то большинство из них связано с полным или частичным отсутствием произвольности внимания – невозможностью концентрации и длительного его сохранения. Перед педагогом встает очень трудная задача мотивации: каждодневный поиск “новых и сильных раздражителей”. Найти какое-то универсальное средство для “разношерстного” класса не удается. Минутки складываются в часы, и вот, учащийся уже отстает окончательно. И, поначалу, это незаметно, а потом, к сожалению, уже поздно.

Как показывает практика, во многих случаях достигается более высокий образовательный результат, если удается работать в тесном сотрудничестве с матерью или другим, эмоционально значимым для ребенка, членом семьи. И если раньше такая работа требовала от родителей полной самоотдачи, то сегодня, в век компьютерных технологий, совместное решение матерью и ребенком образовательных задач легко превращается в увлекательное занятие.

Рассмотрим конкретные приемы организации семейного обучения. Все они опираются на следующие положения:

  1. Прочность усвоения знаний пропорциональна количеству анализаторов, участвующих в их получении.
  2. Усвоение какого-либо знания становится успешным лишь в том случае, когда оно сопровождается личностно-значимым мотивом.

Также, необходимо учитывать особенности восприятия детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (в большей степени, оно симультанно) и необходимость развития сукцессивного способа восприятия.

Помимо общеизвестных, наиболее эффективных форм логопедического взаимодействия (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, звуковые дорожки, вокализация, логоритмика), которыми, под руководством специалиста, вполне может овладеть любой любящий родитель, можно выделить:

  1. Формирование понятий через сериации с двигательным подкреплением (анализ свойств предметов)
  2. Послоговое чтение с обратным переходом от слова к наглядности (выкладывание картинок)
  3. Рисование или раскрашивание
  4. Комплексные задания на построение образов в координатной плоскости
  5. Обычные игры (комплексные задания)
  6. Создание ситуаций речевого взаимодействия (дневник с мамой, издание газеты, большие паззлы)
  7. Общественно-полезный труд (ключевые понятия “польза” и “забота”)

Остановимся более подробно на каждой из них.

Формирование понятий через сериации с двигательным подкреплением (анализ свойств предметов)

Опираясь на принцип доминанты А. А. Ухтомского, можно утверждать, что для прочности усвоения предлагаемое ребенку понятие сначала должно стать сильным раздражителем. В то же время необходимо учитывать возрастные физиологические и психологические особенности: с одной стороны, более сильную эмоциональную реакцию вызывает новый раздражитель, с другой стороны, дети данного возраста – “консерваторы”. Также, они отличаются способностью “очеловечивать”, верят в то, что “кукла живая”. Наиболее запоминающимися оказываются движущиеся объекты, что легко объяснимо строением и процессом формирования функциональной системы (ориентировка “понять, что за раздражитель, чем грозит?”). Если отталкиваться от онтогенеза, то схема формирования назывного понятия (усвоение имен существительных) получается следующая: свойства (цвет, размер и проч.) > назначение > манипуляции (“лежит, созерцает > анализ свойств” – “движется, манипулирует > усваивает назначение).

Исходя из всего выше сказанного, получаем следующую программу усвоения понятия:

  1. Обратить внимание ребенка на реальный предмет в реальной обстановке (если возможно), пощупать его.
  2. Предъявить сюжетную картинку.
  3. Предъявить предметную картинку (глаза ребенка открыты).
  4. Предъявить предметную картинку (глаза ребенка закрыты).
  5. Предъявить увеличенную предметную картинку.
  6. Предъявить предметную картинку, измененную по цвету.
  7. Добавить к изучаемому предмету один-два других (в соотношении).
  8. Добавить к изучаемому предмету “живой образ”.
  9. Дать определение, вычленив основные составные части предмета.
  10. Показать предмет, на котором отсутствует какая-либо составная часть.
  11. Показать предмет снова полностью.
  12. Чередовать картинки: полный предмет > неполный предмет > отсутствие предмета.
  13. Помещение предмета в несоответствующие условия.
  14. Возврат к исходной сюжетной картинке.

Все действия сопровождаются проговариванием и соответствующими по смыслу движениями (Презентация).

В данной последовательности изучаются все необходимые понятия темы, затем делается обобщение: предлагается фон исходной сюжетной картинки и карточки с предметами, которыми можно манипулировать. Разыгрывается сюжет.

На следующем “занятии” вся последовательность повторяется снова, возможно с буквенным подкреплением понятий. Для того чтобы интерес ребенка не ослабевал, вносятся небольшие изменения (например, меняется “живой образ”).

Усвоение глаголов и предлогов должно осуществляться в действии. Субъектом действий сначала выступает сам ребенок (с открытыми и закрытыми глазами), а затем предметы или предметные картинки.

Для организации такой работы используются возможности Интернета и приложение MS Power Point (во многих случаях совместно с ребенком).

Послоговое чтение с обратным переходом от слова к наглядности (выкладывание картинок)

Процесс обучения чтению и собственно чтение должны быть послоговыми, так как только таким образом осуществляется развитие аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга (тренируем оба способа восприятия, “позволяем делать открытия”). Распознавание предмета, установление связи между словом и объектом создают положительный эмоциональный настрой и поддерживают естественный интерес. Для обучения чтению идеально подходит “Логопедическая азбука” Е. В. Новиковой. Важно подобрать предметные картинки ко всему прочитываемому, чтобы у ребенка была возможность манипулировать ими, выкладывая в последовательности появления отдельных слов, слов в предложении, в тексте.

Также, предлагать ребенку разрезанные на части карточки с предметами и словами для сборки.

Работа над произносительной стороной речи осуществляется параллельно и с формированием понятий, и с обучением чтению. Важно идти от интересов конкретного ребенка, предлагая личностно-значимые для него понятия, постепенно расширяя кругозор. Например, если мальчику нравятся машинки или солдатики, то отправной точкой может стать формирование словаря именно по это теме.

Рисование или раскрашивание

Это универсальный метод работы над словарем. Например, нарисовать 5 слов, начинающихся с твердого звука С и т. п. Наибольший результат достигается в совместной деятельности со взрослым. Ребенку, которому трудно нарисовать придуманные слова, предлагается совместно найти картинки-раскраски в Интернете и раскрасить.

Комплексные задания на построение образов в координатной плоскости

Это универсальное занятие для развития мелкой моторики и пространственных представлений, усвоения чисел натурального ряда, опять же, формирования понятий. Ребенку предлагается числовой код и первая четверть координатной плоскости. Сначала под руководством взрослого, а затем и самостоятельно, ребенок выстраивает по точкам образ предмета. Получение образа вызывает неподдельный интерес, положительную эмоциональную реакцию. Задачи речевого развития успешно решаются в процессе совместной деятельности (Рисунок 1).

Данное задание взято из методических рекомендаций к урокам информатики Л. Л. Босовой для учащихся 5 класса. Но выполнение подобных заданий было организовано нами с воспитанниками средней и подготовительной групп (5-7 лет) детского сада. Достигнутые результаты оказались весьма успешны.

Процесс построения можно озвучивать слогами, словами. Многократные повторения, “так, между прочим”, незаметны и очень эффективны.

Обычные игры (комплексные задания)

Организация общеизвестных детских игр, как правило, с мячом (“съедобное – несъедобное”, “испорченный телефон” и т. п.), создает ситуации речевого взаимодействия, позволяет усваивать понятия в движении, обеспечивая положительный эмоциональный настрой и прочность усвоения знаний.

Создание ситуаций речевого взаимодействия (дневник с мамой, издание газеты, большие паззлы)

Данные формы работы являются общеизвестными и очень эффективными. Тематика совместных выпусков идет от конкретных практических задач: всегда интересно “научить мишку или куклу”. Совместная сборка картинок формата А1 всей семьей – наиболее действенная форма речевого взаимодействия, воспитания сотрудничества, эмпатии, толерантности. Тем, кто уже овладел чтением, вместо картинок можно предложить распределить буквы и собирать слова.

Общественно-полезный труд (ключевые понятия “польза” и “забота”)

В современном обществе это особенно актуально, так как сегодня в условиях семейного воспитания ребенок, в основном, оказывается объектом воспитательного воздействия и “потребителем” услуг. Взаимодействие, бескорыстная забота о другом, представление конкретных результатов своего труда позволяют развивать лучшие человеческие качества, нацеливают на полноценное общение и социализацию. “Трудный подросток”, которому нужно самоутвердиться, с большой неохотой будет выполнять домашнее задание по русскому языку или математике, но с большим энтузиазмом будет помогать, например, младшему брату или другу.

В заключение, скажем следующее: бесспорно, каждый должен заниматься своим делом – учитель учить, врач лечить... И учитель всеми силами будет стараться сформировать у ребенка произвольность психических процессов. Но только у родителя есть уникальная возможность “ловить моменты”, в которые эффект обучения становится максимальным.

“ - Хочешь машинку? Пожалуйста, только сначала давай вместе поищем в Интернете, какую, какого цвета, в каком магазине? Не знаешь букв? Не беда, я тебе помогу, давай наберем вместе...” Вот Вам, незаметно, и звукобуквенный анализ, и расширение кругозора, и формирование мыслительных операций.