Деление понятий

Разделы: Информатика, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (450,3 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Презентация к уроку «Деление понятий» разработана в соответствии с ФГОС по учебнику Н.В. Матвеевой, Е.Н. Челак и др. 4-й класс.

При составлении данной презентации использовались рубрикаторы электронного приложения к УМК по информатике 4-й класс (ФГОС), автор Матвеева Н.В. и др.

Творчески работающий учитель никогда не пользуется чужим готовым конспектом или презентацией уроку, как бы хорошо они не были составлены. Хочется поделиться своим представлением работы с мультимедийной презентацией на уроке информатики в начальной школе.

Мультимедийная презентация включается на разных этапах урока, при этом чередующиеся виды работ, элементы анимации поддерживают интерес к изучаемой теме, предупреждают утомление. Презентация работает не на всём протяжении урока. Лампа притушается, во время других форм работы.

В отдельных случаях, когда в кабинете экран и проектор, беспроводная мышь служит хорошей альтернативой интерактивной доске. Обучающиеся не вставая со своей парты, выполняют интерактивные задания с помощью беспроводной мыши, передавая её по «цепочке» друг другу. В начальной школе дети не всегда достают до верхней части интерактивной доски, чтобы выполнить перемещение объектов, поэтому такой вид работы наиболее удобен.

Работа с данной презентацией займёт на уроке не более 15 минут, что соответствует санитарным нормам работы при использовании мультимедийного оборудования на уроке в начальной школе.

При изучении данной темы, когда дети знакомятся со способом представления действия деления понятий, целесообразно обращать внимание на направление стрелок. При делении понятий стрелки направлены от родового понятия к видовым понятиям.

Класс: 4 (с делением на подгруппы).

Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме.

Цель урока: сформировать представление о возможности, структуре и правилах осуществления действий с понятием деления.

Задачи урока:

  1. Сформировать представление о возможности совершать различные действия с понятиями.
  2. Сформировать представление о делении понятий на родовые и видовые.
  3. Познакомить с правилами представления действия деления понятий в форме схемы.
  4. Развивать знания о способах мышления.
  5. Учить отбирать нужную информацию в имеющемся источнике.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока: знать правила использования в речи слов, обозначающих понятия;

  • знать содержание, структуру и правила осуществле­ния действия деления понятий;
  • владеть категориями видовое понятие и родовое понятие;
  • уметь делить хорошо знакомые поня­тия, отражающие предметы и явления окружающего мира, изученные понятия курса информатики;
  • уметь представлять содержание действия деления понятий в форме схемы, использовать для этого компьютерные технологии.

Ключевые понятия: деление понятия, родовые понятия, видовые понятия.

Вспомогательные понятия: мыш­ление, схема, отношения между понятиями.

Характеристика урока: системно-обобщающий.

Место проведения: кабинет информатики.

Оборудование: учебник, Р/Т № 1, карточки для групповой работы, демонстрационный ПК, презентация, беспроводная мышь, электронный тест «Понятие», бумажный вариант теста.

Ход урока

Содержание учебного материала Методы и приемы работы ФОУД Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Организационный момент. (1 мин.)
Цель: Организация обучающихся на работу.

Ф

Отмечает отсутствующих.

Проверяют готовность.

2. Актуализация знаний.
Цель: Сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку. Подготовить обучающихся к осуществлению самостоятельной учебной деятельности. (5 мин.)

1. Повторение.

  • В виде чего отражаются в сознании человека объекты окружающего мира?
  • К какому миру принадлежит понятие – к миру объектов реальной действительности или к миру мышления человека? Объясни.
  • Приведи пример термина из мира информатики. Объясни его смысл.
  • Подумай и скажи, является ли слово «небо» термином информатики? Почему?

2. Подведение итогов беседы и формирование правильного употребления терминов и понятий.

Слайды 2-6.

Беседа с опорой на презентацию.

Интерактивное упражнение (слайд 6) с беспроводной мышью.

Слайд 7.

Ф

Задаёт наводящие вопросы, фиксирует ответы детей.

Отвечают на вопросы:

  • в виде мысленных образов;
  • понятие принадлежит к миру мышления, потому, что все образы хранятся в памяти человека;
  • приводят примеры, объясняют;
  • нет, не является потому, что относится к миру природы
Цель: Контроль усвоения, коррекция допущенных ошибок. (5 мин.)

Проверка Д/З: электронное тестирование «Понятие» (бумажный вариант теста) Приложение 1 или Приложение 2.

Компьютерный практикум

И

Раздаёт по сети тест. Помогает открыть тест.

Оценки выставляет в дневники и журнал.

Самостоятельно выполняют тест в электронном или бумажном варианте. Автоматически получают оценку.

3. Формулирование темы и целей урока через мыслительное упражнение.
Цель: Формирование умений определять тему урока и ставить цели к уроку.

Беседа:

  • Любите ли вы собак?
  • Расскажите о своей собаке.
  • Какие породы собак вы знаете? (учитель щелчком раскрывает изображение породы)

Подумайте, какое мысленное действие с вашим понятием о собаках мы только что выполнили?

Вы не только разделили понятие «Собака на виды», но и назвали тему нашего урока.

Поставьте перед собой цель урока.
Давайте прочитаем, а как сказано об этом в учебнике.

Просмотр презентации.

Слайд 8.

Ф

Учитель задаёт наводящие вопросы

  • рассказывают о своих собаках;
  • называют разные породы;
  • понятие «Собака» разделили на несколько понятий, связанных с породами собак;

 

«Деление понятия»;

 

Ставят цели к уроку, затем читают учебник с.57 и сверяют со своими предполагаемыми целями

4. Изучение новой темы. (10 мин.)
Цель: Усвоение новых знаний и способов действий с информацией.

Просмотр презентации.

Вопрос: Какие видовые понятия входят в родовое понятие «вид информации по способу восприятия».

Слайды 9-11

Ф

Беседа с опорой на ранее изученный материал курса «Информатика и ИКТ» с позиций выполнения действия деления понятия «Знак». Обратить внимание на направление стрелок.

После ответов обучающихся анимированные ответы возникают по щелчку учителя.

5. Физкультминутка. (2 мин.)
6. Первичное закрепление. (7 мин.)
Цель: Закрепление полученных знаний.
  1. Интерактивное упражнение «Укажи видовое понятие»
  2. Решение информационных задач в рабочих тетрадях.
  3. Работа в группах.

Приложение 3.

Слайд 12 (13-14)

Ф

И

Г

Учитель раздаёт листы с кроссвордами каждой группе.

Ученики с помощью беспроводной мыши выбирает верные (или неверные ответы)

Выполняют задания в тетрадях, рекомендованные учителем, с последующей фронтальной проверкой.

Ученики в группах решают кроссворд. По окончанию работы проводится коллективная проверка.

7. Компьютерный практикум. (10 мин.)
Цель:
Закрепление полученных знаний.

Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. Упражнения и дидактический материал по теме «Понятие»

И

Оказывает индивидуальную помощь.

Ученики самостоятельно работают с электронным приложением в разделах ПОНЯТЬ и УМЕТЬ.

8. Рефлексия. (3 мин.)
Цель: Обобщение и подведение итогов.

Вопросы:

  • О чём новом удалось сегодня узнать?
  • Как вы думаете, зачем нужно знать то, что изучали сегодня на уроке?
  • Закончи высказывание (по слайду).
  • Сравни свои знания в начале и конце урока.

Слайды 15-16.

Ф

Анимированные ответы возникают по щелчку после ответов обучающихся.

Ученики выполняют устное упражнение, направленное на закрепление теоретической части темы.

9. Домашнее задание. (2-3 мин.)
  1. Прочитать §7.
  2. Дать ответы на вопросы в конце параграфа.
  3. Задания в РТ №1, рекомендованные учителем.

Задание записано на доске.

Ф

Комментарий учителя к домашнему заданию.

Записывают в дневник.

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

Ресурсы:

  1. Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак и др. –Информатика и ИКТ. Методическое пособие, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак и др. – Информатика, 4 класс, часть 1, учебник, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  3. Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак и др. – Информатика, 4 класс, Рабочая тетрадь, часть 1, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  4. Диск_Матвеева_4_ФГОС/4klass/7/7-pon-1.htm