Урок математики на тему "Связь умножения и сложения". 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обеспечить усвоение детьми способа умножения на основе способа сложения;
  • способствовать формированию ключевых компетентностей: познавательной, информационной, коммуникативной, развивающей.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • повторить смысл действия умножения.
    • научиться заменять сложение умножением. Решать задачи на нахождение произведения и обратные задачи.
    • способствовать совершенствованию вычислительных навыков.
  • Развивающие:
    • способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации)
    • развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.
    • формирование основных компонентов УУД (умение ставить учебную задачу, обобщать, делать выводы)
  • Воспитательные:
    • формировать навыки самоанализа.

Планируемые результаты:

  • Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Метапредметные:
    • регулятивные УУД:
      • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
      • проговаривать последовательность действий на уроке
      • уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника
      • уметь работать по коллективно составленному плану
      • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
      • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
      • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
    • коммуникативные УУД:
      • уметь оформлять свои мысли в устной форме
      • слушать и понимать речь других
      • учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию.
    • познавательные УУД:
      • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
      • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Предметные:
    • уметь использовать в речи термины «действие умножения», «действие сложения».
    • уметь заменять сложение умножением
    • уметь составлять и решать обратные задачи

Тип урока: урок открытия нового знания.

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

Урок я хочу начать словами французского философа  Ж.Руссо: «Вы талантливы, дети!  Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете,  если будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи!
В добрый путь за знаниями!

2. Актуализация знаний

Устный счет.  Ответы ученики записывают в тетрадь.

– Найдите сумму чисел 36 и 57.  (93)
– Увеличьте 36 на 44.  (80)
– Уменьшите 40 на 12.  (28)
– Вычитаемое 27, разность 23. Чему равно уменьшаемое?    (50)
– К какому числу нужно прибавить 79, чтобы получилось 80?    (1)
– На сколько нужно уменьшить 90, чтобы получилось78?    (на 12)
– Первое слагаемое 76, сумма 94. Чему равно второе слагаемое?   (18)
– К какому числу нужно прибавить 33, чтобы получилось 61?  (28)
– Из 95 вычесть 66.  (29)

Работа с именованными числами.

– Сравните. Поставьте знаки <, > или =

6 см 6 мм  …  60 мм                     1 м … 99 см
3 дм 7 см … 40 см                        8 дм … 1 м
70 см … 7 дм                                4 см 8 мм … 48 см 

По окончании работы взаимопроверка. Ответы открываются на доске.

3. Самоопределение к деятельности

На доске примеры. Запишите примеры в тетрадь и вычислите.

28 + 26 +22               (76)
35 + 17 + 13 + 15      (80)
3 + 3 + 3 + 3 + 3        (15)

– Какая сумма лишняя и почему? (Последняя, так как  складываются одинаковые  числа)
– Каким действием можно заменить сложение одинаковых чисел? (Умножением)
– Замените. (3 * 5 = 15)
– Что показывает первое число? (Какое число является  слагаемым)
– Что показывает второе число? (Сколько раз повторяется слагаемое)
– О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О действии умножения и его взаимосвязи с действием сложения)
– Сформулируйте тему урока. (Тема урока: «Связь умножения и сложения»)

4. Работа по теме урока.   Открытие нового знания  

Посмотрите на доску. Что означает каждое число в записи двух чисел со знаком умножения 3 * 4,  6 * 5
– Что обозначает число 3? (3, 6 – это какое число повторяется)
– Что обозначает число 4? (4, 5 – сколько раз оно повторяется)
– Замените произведение суммой и вычислите (3 * 4 = 3 + 3 + 3 + 3 = 12, 6 * 5= 6 + 6 + 6 + 6 + 6 = 30)
Сделайте вывод. Что такое умножение? (Сложение одинаковых чисел)
– Всегда ли сложение можно заменить умножением? (Нет, только, когда все слагаемые одинаковые)

На доске примеры

5 + 5 + 4 + 6 =
12 + 12 + 12 + 12  =
31 + 30 + 32 =
3 + 3 + 3 + 3 + 3 =
24 + 42 =
20 + 20 + 20 =

Подумайте, на какие группы можно разделить данные суммы. (1 группа – однозначные  и двузначные числа  2 группа – одинаковые  слагаемые и разные слагаемые)  

– Найдите примеры с одинаковыми слагаемыми, замените сложение умножением.

(12 + 12 + 12 + 12 = 48,    3 + 3 + 3 + 3 = 12,   20 + 20 + 20 = 60)

Взаимопроверка.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись, вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

5. Работа по карточкам

В задании № 1 сравните выражения и поставьте знаки сравнения   <, > или =

4 + 4 + 4 …. 4 * 5                            16 + 16 + 16 …. 16 * 4
8 + 8 + 8 …. 8 * 2                            32 + 32 …. 32 * 2
9 + 9 + 9 …. 9 * 3                            48 + 48 + 48 …. 48 *2

– Чем интересны эти записи? (Слева записаны суммы, справа произведения)
– Что нужно сделать, чтобы сравнить выражения? (Заменить умножение сложением)

В задании № 2, используя правило перестановки множителей, восстановите равенства.

– Вспомните правила о перестановке множителей.  (От перестановки множителей значение    произведения не меняется)

4 * 2 = 2 *  …
6 * …  = 3 * 6
8 * … =  … * 8
… * 6 = … * …
… * … = … * …

6. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику. Задача № 4 стр.18

– Прочитайте условие задачи.  (Составь по рисунку задачу на умножение и две обратные данной.
– Какие задачи называются обратными?  ( Когда известное становится неизвестным, а то, что нужно было узнать, – известным.)
– На доске – таблица. В нее нужно записать данные прямой и двух обратных задач.

Птенцы (1 гн.) Гнезда Всего птенцов
     
     
     

– Составьте задачу, которая решается умножением. (Задача. В четырех гнездах по 2 птенца. Сколько всего птенцов?)
– Впишите данные задачи в таблицу.

Решение:     2 * 4 = 8  (п.)
Ответ: всего 8 птенцов.

А еще как можно записать решение этой задачи? (2 + 2 + 2 + 2 = 8 (п.)
– Какой способ рациональнее? (Первый)
– Составьте задачу, обратную данной   (№1)
– Что в этой задаче нужно узнать?   (Сколько было гнезд?)
Задача. Вывелись 8 птенцов, по 2 в каждом гнезде. В скольких гнездах вывелись птенцы?
Впишите данные задачи в таблицу.
– Каким действием решается задача? (Делением)
Решение:  8 : 2 = 4 (г.)
Ответ: птенцы вывелись в 4 гнездах.
– Составьте задачу, обратную данной  (№2)
– Что в этой задаче нужно узнать?  (Сколько птенцов было в каждом гнезде?)

Задача. В 4 гнездах вывелись 8 птенцов, причем в каждом гнезде птенцов было поровну. Сколько птенцов было в каждом гнезде?

Впишите данные задачи в таблицу.
– Каким действием решается задача? (Делением)

Решение:  8 : 4 = 2 (п.)
Ответ: в каждом гнезде было 2 птенца.

Птенцы (1 гн.)

Гнезда

Всего птенцов

2

4

?

2

?

8

?

4

8

Физкультминутка для глаз

7. Рефлексия

Самостоятельное выполнение задания в рабочей тетради  (№ 2 стр.8)

Поставить знаки сравнения   (>, <, =)  

4 * 31 … 13 * 4
28 * 2 … 28 * 3
14 – 2 … 14 : 2
16 * 4 … 16 + 4
32 * 2 … 2 * 32
12 * 2 … 12 : 2

Проверка по образцу.

– Ребята, оцените свою работу на уроке.
– Понравился ли вам урок?  Нарисуйте в тетради смайлик.

8. Подведение итогов урока

– Что нового вы сегодня узнали?
– Что такое умножение? (Сложение одинаковых чисел)
– Что показывает первое число в записи умножения? (Какое число является слагаемым)
– Что показывает второе число в записи Умножения? (Сколько раз повторяется слагаемое)
– Чем был полезен урок для вас?

– Ребята, очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость и вы открыли для себя новые  знания.

Оценки за урок.

9. Домашнее задание

Учебник: № 5, 7  стр. 18.

19.06.2014