Тема урока: "Корень слова, родственные слова"

Разделы: Начальная школа


Задачи собрания :

  • Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения.
  • Предложить практические советы организации общения с первоклассником.

Вопросы для обсуждения .

  • Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
  • Психологические трудности адаптации первоклассников к школе. Система взаимоотношений с ребенком в семье.
  • Родительский практикум.

План организации собрания:

Собрание начинается с обсуждения с родителями первого школьного дня ребенка. Родители делятся друг с другом и учителями, какие впечатления оставил первый школьный день в душе ребенка, как его поздравляли члены семьи, какие подарки получил ребенок.

Затем проводится родительский практикум-игра “Корзина чувств”. Это может выглядеть примерно так: “Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите “чувство”, которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его”.

Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.

Обсуждение вопроса “Физиологических условий адаптации ребенка к школе”.

Ознакомление педагога и врача школы с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом. Необходимость смены игр учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий (предупреждение близорукости, искривления позвоночника). Организация правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

Обсуждение вопроса “Психологические условия адаптации ребенка к школе”.

Создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи. Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе). Первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителей. Формирование интереса к школе, прожитому школьному дню. Обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Элементы системы взаимоотношений с ребенком в семье.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к жизни среди одноклассников в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  • Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
  • Не дерись без причины.
  • Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  • Играй честно, не подводи своих товарищей.
  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать во время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  • Старайся быть аккуратным.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видимом месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнять, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.

Использованная литература.

  1. Безруких М.М. Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ребенка. М.: Просвещение, 1991.
  2. Ефимова С.П. Как помочь первокласснику хорошо учиться. – М.: “АСТ”, 2003.
  3. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. – Ростов-на-Дону: “ФЕНИКС”, 2004.
  4. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.: “Просвещение”,1990.
  5. Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе.– Волгоград: Учитель, 2003.

7.04.2014