«Журавлиная родина» у М.М. Пришвина. Урок внеклассного чтения в 6-м классе

Разделы: Литература


Цель урока: познакомить учащихся с материалами края в творчестве Пришвина; помочь увидеть авторское отношение к природе, мастерство писателя в ее изображении; вызвать интерес к личности М. М. Пришвина; способствовать формированию чувства любви и гордости за свой край.

Оборудование:

  • пк, проектор
  • выставка рисунков учащихся к “Кладовой солнца”,
  • выставка книг М. М. Пришвина, на съемном диске для проекции
  • карта России и карта Кимрского района. портрет писателя с записями:

1873-1954; агроном, писатель-путешественник, этнограф.

Здесь же словарная статья: “Этнограф - специалист, изучающий быт, культуру какого-нибудь народа”

Можно все это разместить на доске с эпиграфом урока: “Это, конечно, поэзия, но и еще что-то”. А.А. Блок.

Ход урока

1. Беседа с учащимися. Слово учителя о пребывании Пришвина в наших краях:

А) Что показалось вам очень знакомым в сказке – были “Кладовая солнца”?

Ребята отвечают, что лес и болото, о которых пишет автор, как наши места. Ягоды эти также растут в наших местах.

Б) Слово учителя о том, что с 1921 года по 1928 год М. Пришвин жил в Талдоме, теперь Московской области .Он приехал, чтобы изучить жизнь кустарей- сапожников. Потом стал исследовать запасы торфа на болотах между Дубной и Нерлью.

М. М. Пришвин наблюдал животный т растительный мир нашего края, создал “Рассказы егеря Михал Михалыча” (1923г.) и очерки о природе и людях нашего края. “Чрезвычайно интересный край для исследования”,- писал он в этнографических заметках.

В) Кто такой этнограф? Прочитайте словарную статью на доске.

Г) Учитель рассказывает, что исследовал М.М. Пришвин наш край пешком, с ружьем и фотоаппаратом за спиной. В этих походах рядом с ним были собаки. Клички их о многом нам говорят. Назвал своих друзей-помощников писатель Нерль и Хотча.

О чем говорят вам клички собак?

Посмотрите, ребята, на карту России и нашего района, найдите эти притоки Волги. Кто из вас был на этих реках?

2. Знакомство с отрывками этнографических очерков.

А) Прочитайте начало рассказа “Башмаки” вслух. Покажите на карте нашего района это место. Кто из вас был в этих местах?

Б) Учитель читает отрывок из рассказа “Мои тетрадки”: “Что это значит, талант?... всякий артист, кто делает свое дело под пение птички”

Вопросы классу:

А) Почему башмачник Цыганок вспомнился автору во время пения птички?

Б) Как пишет автор о певчей птичке? Прочитайте вслух.

В) Какие изобразительные средства языка он использует?

Г) Посмотрите на доску и прочитайте вслух эпиграф к уроку. Что, кроме поэзии,вы находите в этом рассказе?

3. Работа в группах с очерками из цикла “Рассказы егеря”.

Ребятам предлагается собраться в группы по четыре человека. Каждая группа получает по очерку: “Журавли”, “Утки”, Лось”, “Потыкушки”, “Клаудорфора”. Через пять минут предлагается ответить на вопросы и задания учителя:

  • Приведите примеры “очеловечивания” животного мира автором.
  • Есть ли примеры сравнений в очерках?
  • Что такое клаудорфора? Расскажите. Видели ли вы эту водоросль? Почему она исчезла? Предупреждал ли об этом М. М. Пришвин?
  • Писатель назвал наши края “Журавлиной родиной . Почему? Отвечает ли она сейчас своему названию?
  • Как еще называет Пришвин местность между Дубной и Нерлью?
  • Какой вывод должен сделать человек нашего времени с очерками о Пойме?
  • Прав ли Александр Блок в своём высказывании о творчестве Михаила Пришвина?

В тетрадь запишите вопрос: “Что я узнал о своем крае благодаря М. М. Пришвину?”

4. Итоги урока. Оценки учителя.

5. Домашнее задание: письменно ответит на вопрос в тетради, запросить в Интернете сведения о заповеднике “Журавлиная родина” и включит эти сведения в письменный ответ.

На уроке были использованы ксерокопии очерков М. Пришвина из собрания сочинений 1983 г. “Худ. лит-ра”, М., т 3, т 5.