Проблемы экологии

Разделы: География, ОБЖ, Экономика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (12,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (869,6 кБ)

Загрузить презентацию (2,7 МБ)


Цель: дать учащимся представление об экологической ситуации в мире, стране, крае; подвести учащихся к мысли о том ,что мир стоит у критической черты, иллюстрируя это утверждение конкретными примерами; продолжить формирование у учащихся критического мышления, умение нестандартно решать поставленные проблемы, аргументировать свою позицию; формировать активную экологическую позицию по охране окружающей среды.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: лекция с элементами дискуссии и беседы.

Эпиграф: Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить потребности какого-либо человека, однако слишком мал, чтобы удовлетворить человеческую жадность. М.Ганди

Ход урока

  1. Организационный момент урока
  2. Мотивация учебной деятельности
  3. Работа с эпиграфом урока.
  4. На экране - слайды компьютерной презентации о губительном влиянии человека на природу.
  5. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “природа”?
  6. Изучение нового материала.
  7. Работа в группах.

1-я группа

На основе текста учебника и дополнительной литературы, формулируется определение понятия “ЭКОЛОГИЯ”, ознакомление с историей возникновения науки - экологии.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ 1-Й ГРУППЫ

Уровень влияния человека на окружающую среду зависит, в первую очередь, от технической оснащенности общества.XXI в. – век научно технического прогресса, которая существенно увеличивает возможные и реальные масштабы влияния общества на природу, ставит перед человечеством ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь, - экологическую.

Что такое экология? Это термин в первые употребил в 1866 г. немецкий биолог Э.Геккель (1834-1919). Это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый считал, что новая наука будет исследовать отношения животных и растений, среду их обитания. Термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX в. Однако сегодня мы фактически говорим о социальной экологии- науке, которая изучает проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

2-я группа.

На основе текста учебника и доп. информации выделяет основные экологические проблемы современности.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ 2-Й ГРУППЫ

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем следует назвать следующие:

Продолжается уничтожение тысячи видов растений и животных.

В значительной мере уничтожен лесной покров.

Cтремительно сокращается имеющийся запас ископаемых.

Мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов.

Атмосфера во многих местах загрязнена до погранично допустимых масштабов, а чистый воздух становится дефицитом;

Частично нарушен озоновый слой, который защищал от пагубного для всего живого космического излучения.

Загрязнена поверхность Земли, изменены природные ландшафты: на Земле невозможно найти ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находились искусственно созданные человеком объекты

Стала целиком очевидна пагубность потребительского отношения человека к природе только как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым смена самой философии отношения к природе.

3-я группа на основе текста учебника и дополнительного материала выделяет плюсы и минусы влияния человека на природу.

Дополнительный материал для 3-й группы

Между понятиями “природное” и “общественное” нет пропасти – общество остается частью большого целого- природы. Но каждое при этом имеет свою специфику. Человек живет на Земле в границах ее тонкой оболочки – географической среды. Она является зоной пребывания человека и сферой применения его сил. Со времени своего возникновения человеческое общество подчинило окружающую среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь передало ее в наследство будущим поколениям. Человек не только переместил в другие климатические условия различные виды растений и животных, но и изменил их. Влияние общества на природу обусловлено развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей ,а так же характером общественных отношений. Если лишить современную географическую среду ее особенностей, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать, потому что, человек геохимически преобразил мир и этот процесс уже необратим.

В свою очередь географическая среда оказывает значительное влияние на развитие общества. Человеческая история наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или наоборот препятствовали развитию человечества. Если на Крайнем Севере человек вырывает у негостеприимной суровой природы средства существования ценой значительных усилий, то в тропиках нетронутая пышность природы создаёт благоприятные условия для человека. Географическая среда, как условия хозяйственной деятельности общества, в определенной мере влияет на хозяйственную специализацию стран и регионов.

Природная жизнь общества не ограничивается только географической средой. Качественно другой средой его жизни является сфера всего живого – биосфера, которая включает населенную микроорганизмами поверхность земли, воды, рек, морей и океанов, а так же нижнюю часть атмосферы. История жизни на нашей планете свидетельствует, что существенные преобразования уже происходили неоднократно и качественная перестройка биосферы приводила к исчезновению определенных видов животных и растений и появлению новых. Процесс эволюции биосферы имеет необратимый характер, к составу биосферы, кроме растений и животных, включено и человечество, которое в последние время оказывает интенсивное влияние на нее, в результате невиданного ранее развития науки и техники.

Подведение итогов урока.

Выполнение задания.

1. Можно ли преодолеть экологический кризис?

  • 1-я группа – альтернатива №1 – Да, я уверен...
  • 2-я группа – альтернатива №2 – Нет, потому что...
  • 3- группа – альтернатива №3 – Возможно, но для этого необходимо...

2. Завершить мысль:

Природа стоит у фатальной границы, потому что...

Домашнее задание.

  • Обработать соответствующий материал учебника.
  • Составить сенкан к слову экология.