Смысложизненные позиции Э.Хемингуэя

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (299 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


ВВЕДЕНИЕ

Повесть “Старик и море” - о смысле жизни. Литературоведы называют это произведение философской притчей. Почему?

Притча - иносказательный рассказ с нравоучительным выводом. Идеал, мудрость всегда содержатся в притче.

Что такое смысл жизни?

Это то, ради чего человек живет, во что он верит, к чему стремится. Хочется вспомнить слова А.П.Чехова. Именно этим писателем Хемингуэй восхищался и старательно учился у него краткости и содержательности, мастерству подтекста. У Чехова есть рассказ “На пути”, один из героев которого говорит: “Если русский человек не верит в Бога, то это значит, что он верит во что-нибудь другое”.

В драме “Три сестры” одна из сестер - Маша размышляет: “Мне кажется, что человек должен быть верующим или искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста”.

Вера человеку необходима. Но во что ему верить? Ответ - решение Хемингуэя содержится в повести “ Старик и море”.

В произведении есть все, чего не хватает современному миру, а особенно молодежи. Не случайно ведь в телеинтервью после вручения Нобелевской премии Хемингуэй назвал свое произведение “посланием молодому поколению”.

Цель работы – доказать многогранность и многомерность повести “Старик и море”.

Задачи, направленные на выявление идейного и художественного своеобразия произведения:

  • понять, почему повесть называется притчей?
  • прийти к ответу через аналитическое чтение эпизодов, связанных с образом-символом, и сочинения учащихся 7 класс;
  • осознать, что слово или образ не рождаются символами, но становятся ими в соответствующем контексте;
  • подумать над тем, какие важные “вечные” вопросы поднимаются в повести, и как их решает для себя главный герой;
  • поразмышлять над проблемой, возможна ли полная гармония человека с природой.

По содержанию и структуре текст работы – логическое умозаключение: на основе анализа, синтеза, абстрагирования, сопоставления, оценки информации первоисточников получены обобщения (аналитическая часть), которые образуют “посылки”, позволившие сделать нравственный вывод: “Жить и верить в свои силы, в человека”.

ГЛАВА 1

Для достижения поставленной цели, а именно: доказать многомерность и многогранность произведения, необходимо решить в работе ряд задач, направленных на выявление идейного и художественного своеобразия произведения:

  1. понять, почему повесть называется притчей?
  2. какие значимые образы-символы есть в повести и как их можно истолковать?
  3. почему Хемингуэй редко пользуется собственными именами героев: Сантьяго, Манолин?
  4. подумать над тем, какие важные “вечные” вопросы поднимаются в повести и как их решает для себя главный герой;
  5. рассмотреть произведение с точки зрения религиозной и христианской, определить его религиозные мотивы и их значение для раскрытия идейного содержания произведения;
  6. сосредоточить свое внимание на описании моря и его обитателей;
  7. проанализировать взаимоотношения старика с природой;
  8. поразмышлять над проблемой, возможна ли полная гармония человека с природой;
  9. установить, какая связь существует между стариком и мальчиком, чему хочет научиться мальчик у старика и чему он уже у него научился.

Биография

Великий американский писатель. Вырос в семье врача. Литературное дарование проявилось ещё в школьные годы. Во время Первой Мировой войны служил шофером скорой помощи. Был ранен на австро-итальянском фронте. После войны целиком посвятил себя литературе. Много путешествовал, увлекался горными лыжами, охотой, рыбалкой.

Военная тема была одной из любимых в творчестве Хемингуэя. С началом Второй Мировой войны он возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон. Писатель всегда оказывался в самых горячих точках, был свидетелем событий, которые позже стали хрестоматийным материалом. Его записи имеют не только литературную, но и историческую ценность.

После окончания войны Хемингуэй уехал на Кубу и возобновил свою творческую деятельность. Он продолжал путешествовать и в 1953 году в Африке попал в авиакатастрофу.

Стал лауреатом Пулитцеровской и Нобелевской премий по литературе.

Был четырежды женат. После прихода к власти на Кубе Фиделя Кастро вернулся в США, в Айдахо.

Последние годы жизни страдал тяжелыми депрессиями, а позже - серьезным заболеванием печени. 2 июля 1961 г. покончил с собой.

В 1950 - 1951 гг. Эрнест Хемингуэй написал небольшое произведение - повесть-притчу “Старик и море”, посвященную жизни кубинского рыбака. В 1952 году она была опубликована в журнале “Лайф” и тогда же вышла отдельной книгой.

Известный американский прозаик Уильям Фолкнер назвал её лучшим творением писателя.

Но...(звучит музыка)

...Прошли столетия. Цивилизация на Земле достигла пика своего развития. Опыт человечества, заключенный в научных трудах, трактатах, художественных произведениях, мемуарах, письмах, сконцентрирован в компьютерных программах и дайджестах, библиотеки превратились в книжные заповедники.

Читая дайджесты, общаясь с машинами больше, чем с себе подобными, человек перестает думать, он лишь потребляет информацию и выбрасывает её тут же, как только она становится ему ненужной - зачем загружать и напрягать мозг?

Переставая думать, перелагая эту функцию на машины, человек оказывается у последней черты. Исчезают животные и птицы, пересыхают реки, труднее становится дышать, потому что Земля из живого организма превращается, скорее, в прибор для получения материальных благ или в объект для нескончаемых экспериментов.

Человек больше занят потреблением и развлечением. Еще немного и... мир на пороге гибели.

Как спасти его? Может быть, надо вернуться к тем самым первоисточникам, в которых заключена жизненная мудрость, может, там найдется рецепт спасения? Может, надо обратиться к книге, например, к повести “Старик и море”.

Уже 85 дней старый рыбак безрезультатно пытается поймать большую рыбу. Удача отвернулась от него, тем более что рыбачить приходится одному, без мальчика, который раньше помогал ему. Но старик не сдается и продолжает свое дело. Упорство вознаграждено: гигантский марлин взял его приманку. Три дня продолжается поединок старика с долгожданной большой рыбой. Он одерживает победу: рыба загарпунена и убита. Теперь предстоит доставить её домой. Во время обратного пути на лодку с привязанным к ней марлином нападают акулы. Старик мужественно сражается с ними, но что он может сделать со стаей стервятников?! Акулы оставляют от прекрасной рыбы лишь огромный скелет. Старик, обессиленный борьбой, но не сломленный, возвращается домой. Мальчик утешает его и говорит, что они снова будут рыбачить вместе.

ГЛАВА 2

Автор не ставил перед собой задачи создать притчу или параболу.

Парабола - иносказательный образ, тяготеющий к символу. Символ не просто допускает бесчисленное множество толкований, он провоцирует на поиск всё новых значений, скрытых за одним вроде бы конкретным образом.

Безусловно, сегодня наивно-философских разговоров не избежать. Поэтому вопросный ряд выстраивался таким образом, чтобы от самых приземленных и гипотетических положений мы пришли к стройной концепции более высшего порядка.

Старик-это символ старости, мудрости, жизненного опыта и в то же время приближающейся смерти.

Мальчик – образ юности, начала жизни.

Рыба неразделима с морем, а море (вода) всегда было источником жизни и впоследствии стало ассоциироваться с морем(рекой) жизни.

Греческое слово рыба символизировало Христа.

В Евангелии от Луки рассказывается:

“Увидел Он две лодки, стоявшие на озере, а рыболовы, вышедшие из них, вымывали сети.

Вошед в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть от берега, и, сев, учил народ из лодки.

Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова.

Симон сказал ему в ответ: Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали. Но по слову Твоему закину сеть Сделавши это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них порвалась” (Лк 5:2-7).

Поймать рыбу – в христианстве значить обратить веру, принять крещение, а скрещением приходит и воскресенье, и бессмертие души.

Старику каждую ночь снятся львы. Лев в христианстве тоже один из символов воскресения, восстановления жизненных сил.

Жизнь старого рыбака - ежедневная драма гармонии и разрушения, оба эти начала в одном человеке.

В чем смысл жизни? Герой Хемингуэя чётко определяет свою миссию на земле. “Ты родился затем, чтобы рыбаком стать”, - убеждает он себя. Хотя иногда и его, как любого человека, одолевают сомнения: “Может, зря я стал рыбаком... Но ведь на то я родился”. Он должен ловить больших рыб и кормить ими людей.

И хотя он и жалеет этих рыб, все же думает и о своей добыче: “Сколько людей можно ею накормить!” Но тут же в душу его снова закрадывается сомнение: “Вот только заслужили ли они право есть её?” “Никогда прежде не видел он такой рыбы, не слышал даже, что такие бывают. Но все равно мне придется её убить. Хорошо ещё, что нам нет нужды звёзды убивать”.

Только старик для мальчика – учитель, наставник, старший товарищ; мальчик для старика – помощник и собеседник, ученик, которому он хочет передать свой богатый опыт, мудрость жизни, которая заключается в том, чтобы принять мир в его данности, научиться жить в нем так, чтобы не причинять лишней боли окружающим.

Спасти мир и остаться достойным звания человека можно любовью к этому миру, мудрым отношением к нему, основанном на доброте и разуме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Писательскую задачу Э. Хемингуэй видит не в том, чтобы навязать свой взгляд на жизнь, а в том, чтобы как можно чаще заставлять читателя думать.

В самые тяжелые, напряженные моменты старик вспоминает о Боге.

Почему старик, не веруя, молится? Каждая душа имеет потребность в Боге, каждая тянется к Нему, особенно когда тяжело. Даже неверующая душа. Когда-то средневековый мыслитель сказал, что каждая душа по природе христианка.

Измученный старик возвращается. Он мечтал: “Сколько людей накормлю!” - но привозит всего лишь остов рыбы...

Так кто же старик? Победитель или побежденный?

Читаем самые последние строки повести – сны о львах: “Снятся львы. Старик, как и в юности, вновь молод и непобедим”.

Вот она, разгадка жизни для Хемингуэя и гипотеза нашего исследования: “Жить и верить в свои силы, в человека. Это и есть нравственный вывод писателя. Ради него и была написана притча “Старик и море”.

За эту повесть в 1954 году Хемингуэю была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой: “За повествовательное мастерство, в очередной раз показанное в “Старике и море”, а также за влияние на современную прозу”.

“Человека, верящего в себя, нельзя победить” - вот правда о жизни в повести.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хемингуэй Э. Стари и море: повесть / Э.Хемингуэй. – Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1982.

2. Грибанов Б. Хемингуэй / Б.Грибанов – М.: Худ.лит., 1970.

3. Энциклопедия литературных героев / сост. А.И.Лебедев. – М.: Педагогика, 1997.

4. Пас О. Диалектика одиночества / О.Пас; пер. В.Резник. – М.: Дрофа, 2001.

5. Нартов К.М. Зарубежная литература в школе / К.М.Нартов. – М.: Просвещение, 1976

6. Смирнова О.В. Литературные направления // Лит. В шк. – 2011. – №7. – Стр.11-12

7. Хемингуэй, Эрнест [Электронный ресурс]: Материал из Википедии – свободной энциклопедии. – 2012. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/