Внеклассное мероприятие по теме "Устное народное творчество" (кубанские загадки, сказки, пословицы и поговорки, казачьи песни)

Разделы: Литература


Цели: показать самобытность русского народа, проявляющуюся в устном народном творчестве; ориентация учебного процесса на самообразование;

Задачи:

  • формирование национального самосознания, воспитание патриотизма, уважительного отношения к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать как бесценную сокровищницу;
  • познание нашего края через произведения фольклора, использование возможностей литературы родного края для приобщения к самообразованию;

Вряд ли есть на нашей земле другой край, где на таком сравнительно небольшом пространстве сложилось бы столь богатое созвездие этноса, языков, где веками пересекались и скрещивались бы столь многие народные исторические пути и судьбы. К концу прошлого века Кубань подошла к большому духовному расцвету – количество, подробность и всесторонность издаваемых фольклорных материалов поражает и теперь.

В первые годы заселения Кубани черноморские и линейные казаки отличались друг от друга, так как были представителями разных культур и языков. Но с самого начала шел процесс взаимопроникновения между представителями украинской и русской этнических групп. Главным фактором, говорящим в пользу того, что кубанский говор есть вполне сложившийся, является то, что в равной мере, как русские, так и украинские слова приобретают в нем новое значение. Там, где казалось вполне могла быть чисто русская лексика, приняты слова с причудливой инверсией: жэнци – жнецы, копуавть – покупать, суворый – суровый. Украинские слова приспосабливались к говору в основном изменением своих окончаний: балакаты – балакать.

Кубань входит в состав России . Но при этом здесь сохраняется все своеобразие, неповторимость и неподражаемость этой части России.
Сегодня я хотела бы поговорить с вами о народном фольклоре:
– Что такое устное народное творчество?
– Какие его виды вам известны?
– Кто является творцом устнопоэтических произведений?
Богато устное народное творчество и у казаков: кроме поговорок, песен, пословиц, загадок, оно включает в себя много сказок, небылиц. В различных жанрах народного слова отразились представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к своей родине.

 Нам предстоит заняться выпуском  журнала "Устное народное творчество Кубани". Группы готовили свои странички, разрабатывали содержание и форму подачи.

1 страница – "Сказочная"

Знаете ли вы, что казаки, расселившиеся по всей России, в 1916 году делились на 11 казачьих войск, в разных территориях казачьи сказки имеют свои особенности , свои оттенки. В фольклоре казаков известны все жанры сказки: волшебная и авантюрная, бытовая дидактическая, сказки – анекдоты, небылицы, сказки о животных, и каждый жанр представлен прекрасными образцами.
– Ребята, какие сказки вам знакомы?
– Сейчас вы услышите сказку "Тройная благодарность".
Шел казак в дозор на бекет. На самую границу тропками пробирался. Вдруг видит: в луже муравей барахтается – тонет. Пожал его казак – соломинку подал. Ухватился за нее муравей, на сушу выбрался.
– Спасибо тебе, казак, за помощь!
– Не стоит благодарности! – казак отвечает. – Велика ли помощь : соломинку подать.
– Для тебя соломинка, а для меня – жизнь! – говорит муравей. Настанет время, я тебя трижды отблагодарю.
Посмеялся казак: какая может быть помощь от такого маленького муравья? Да и дальше пошел. А на  бекете  его дала беда. Ночью арбеки казаков перерезали, в бурки их завернулись да смену поджидали. Казак, ничего не ведая, подошел: думал к своим. Тут его скрутили веревками, посадили на коня и повезли  в полон. А казак от бессилия зубами скрепит, да ничего поделать не может – руки за спиною туго связаны. Вдруг чувствует – веревка лопнула. И слышит голос муравья:
Не показывай виду, казак, что ты развязался. Это я веревку перегрыз. Как доедем до поворота – прыгай с коня и плыви на ту сторону, абреки тебя не догонят – плавать не умеют, их кони воды боятся. Так и сделал казак. Ударил одного абрека по бритому затылку, другому в лоб, да прямо с кручи в волны.
Третий вытащил ружье и поймал на мушку уплывающего казака. Муравей опять выручил: укусил стрелка за щеку, тот дернулся, завизжал от злости, ружье кинул. Ушел казак и на другом берегу в лесу скрылся.
Идет казак по звездам, аулов сторонится, дорог бережется. Совсем ослабел.
Лег казак на землю – помирать собрался.
Вдруг слышит голос муравья:
– Рано тебе умирать. У тебя еще срок не выслужен, и дети не подросли.
Откуда ни возьмись, наползли муравьишки, натаскали зернышек пшеничных.

Казак баланды наварил, поел, поспал – будто заново родился.
– Ну, спасибо, муравей, за помощь!
– Не стоит благодарности, муравей отвечает.
– Для тебя зернышко, а для меня – жизнь! – говорит казак.
– Ну что, – смеется муравей, – понял теперь, что и от малого добра большая польза бывает.
Показали муравьи казаку тайную тропку, по ней он на казачьи посты к своим и вышел.

1. Как казак оценил помощь муравья?
2. В каких словах выражена основная мысль сказки?
3. Ваше личное отношение к героям?
4. Что взяли для себя?

Следующая страничка нашего журнала "Частушки"

Что удалось узнать  об особенностях этого жанра?
Термин "частушка" литературного происхождения. В народе произведения частушечного жанра именовались припевками и страданиями. В Краснодарском крае этот жанр получил распространение в конце XIX века. Военизированный быт казачества определил жанровое и тематическое развитие фольклора Кубани, в котором много было обрядовых и плясовых произведений. Но предпочтение отдавалось историческим, военно-бытовым и строевым, а также шуточным и плясовым песням.
Припевки всегда исполнялись на людях, во время гуляний и в плясках, на "вечерках", "посиделках", " лавочках" и даже тогда, когда парни и девушки прогуливались по станице или хутору. Для всех, кто интересуется духовной культурой Кубани, любящих музыку и песенное слово исполняем частушки.

1. Кукарекает петух,
Ссорятся индюшки.
Мы сейчас вам пропоем
Новые частушки.

2. Я частушку запеваю
Первую, начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную.

"Пословицы и поговорки" – так называется следующая рубрика.

Пословицы – это своеобразные, краткие наставления из народного опыта, они играют роль неписаных законов, выражают нравственные нормы.
Поговорка же – образное выражение, дающее яркую, меткую характеристику: на седьмом небе – то есть очень рад, как банный лист – очень навязчивый человек. У пословиц и поговорок, бытующих на Кубани, есть свои особенности, так как народное творчество Кубани питается духовными соками двух великих народов – русского и украинского. Они произносятся на свой лад на кубанском диалекте. Появились своеобразные пары пословиц и поговорок, одинаковых по смыслу, но разных по звучанию.

  • Собака лает, витэр носэ. – Собака лает, ветер носит.
  • Свэняка люжу найде. – Свинья грязь найдет.
  • Очи бояться, а руки роблять. Глаза бояться, а руки делают.
  • Бидномужэныться – день малый.

Доскажите пословицы

  • Кто рано встает: (тому бог подает).
  • В гостях хорошо: (а дома лучше).
  • Лучше с миром: (чем с войной).
  • Мудрое слово:  (делу основа).
  • Без муки:  (нет науки).
  • Сначала подумай: (потом говори).

Страничка нашего журнала "Песенная".

Кубанские народные песни издавна и традиционно являются наиболее популярными, считаются наиболее оригинальными в песенной культуре России. Народная песня одновременно и памятник глубочайшей старины и генератор ритмов нашей сегодняшней жизни.
Кубанские песни отличаются необычайным богатством и разнообразием (исторические, военно-бытовые, походные, лирические, обрядовые, свадебные, хороводные, плясовые)
Военно-бытовые песни показывают воинов в боевых походах, прославляют мужество, отражают суровый военный быт. В  дальних походах казаки пели о родной земле, милой Кубани, о  одном доме, о матери, о любви:
Лирическая песня живет в народе во множестве жанровых разновидностей:  календарные. Обрядовые, свадебные, семейные, плачи, величальные. Народная лирика отличается богатством поэтического строя.

Завершает наш устный журнал страничка под названием "Загадки".

В давние – давние времена думали люди, что дерево, и рыба , и птица – все понимают человеческий язык.
И люди, собираясь на охоту, на рыбную ловлю, старались вслух не произносить тех слов, которые связаны с успехом предстоящего дела. А для того чтобы зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали особую "загадочную" речь.
Вот загадка-то из той тайной речи родилась. И сначала для того служила, чтобы помочь молодым "тайный" язык выучить.
Бывало, зимним вечером, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались и стар, и мал в какой-нибудь избе. И начинали старики молодым мудреные вопросы задавать.
Попробуйте отгадать и вы.

1. Сидит Пахом
На коне верхом,
Книги читает,
А грамоты – не знает. (Очки)

2. Бьют Ермилку
Что есть сил по затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет. (Гвоздь)

3. Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном,
На столбе золотом. (Колос)

– Богата земля кубанская. И богата она не только хлебами, полезными ископаемыми. Главное её богатство – люди. Наш край славится богатым устным народным творчеством не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Много у нас песельников, частушечников, сказителей и знатоков старинной кубанской обрядности. Они – хранители истинно  народной мудрости.