Урок по теме "Сравнение обыкновенных дробей". 5-й класс

Разделы: Математика


Учебник:  Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов,  А. С. Чесноков, С. И. Шварбурд. Математика. 5-й класс для учащихся общеобразовательных учреждений. – 31-е издание., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 280 с. : ил.

Цель урока: научиться сравнивать дроби с помощью координатного луча, применять правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с использованием математической символики.

Задачи: 

  • Образовательные (формирование познавательных УУД):
    • сформировать навыки сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
  • Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
    • умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
  • Развивающие (формирование регулятивных УУД):
    • умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям, выбирать способы решения в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний.

Форма работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Организация деятельности учащихся на уроке:

– самостоятельно выходят на проблему и решают ее;
– самостоятельно определяют тему, цели урока;
– выводят правило сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;
– выводят правило сравнения обыкновенных дробей с помощью координатного луча;
– работают с текстом учебника;
– работают с раздаточным материалом;
– отвечают на вопросы;
– решают самостоятельно задачи;
– оценивают себя и друг друга;
– рефлектируют.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (карточки), электронная Презентация, выполненная в программе Power Point;

Структура и ход урока:

Этап урока

Название используемых
ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время в
минутах

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммукативные

Личностные

1 Организационный момент   Проверим готовность учебных принадлежностей
В начале урока
мы посчитаем устно, привлекая материал прошлого урока, затем изучим новую тему, закрепим ее, а в конце урока напишем самостоятельную работу и подведем итоги
Учащиеся настраиваются на учебную деятельность.

1

       
2 Устный счет:
Учебник №915, дополнительное задание: назвать числитель и знаменатель каждой дроби
  Направляет работу класса, добиваясь от учащихся объяснения ответа. Отвечает на вопросы, объясняя полученный ответ, называя при этом числитель и знаменатель дроби

3

уметь устанавливать
причинноследственные связи
умение обрабатывать информацию умение слушать и вступать в диалог Формирование навыков анализа
3 Актуализация знаний компьютер,
проектор,
слайд №1

 

Интерактивная доска

Вопрос:
Какой темой мы занимались на прошлом уроке?
Задача: слайд №1, читает задачу. Какой вопрос можно поставить к задаче?
Записать эти дроби в тетрадь и на доске, назвать числитель и знаменатель.
Вопрос: что Вы заметили у этих дробей?
 Отвечает на  вопрос  учителя

Слушают.
Составляют вопрос к задаче, называют дроби.
Записывают в тетради и на доске дроби.

 

Замечают, что у дробей одинаковые знаменатели

4

Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков Формировать постановку учебной задачи на основе известного и усвоенного учащимися материала Участие в коллективном обсуждении проблемы Формирование мотивации к познавательной деятельности
4 Изучение нового материла компьютер,
проектор,
слайд №2

 

Интерактивная доска

Мы выяснили, что липа составляет 4/7, береза 2/7, а сосны 1/7 всех саженцев.
Вопрос: Что можно написать вместо *? Сделайте вывод.
Показывается слайд 2.

Сформулируйте тему урока.

А какие цели мы должны поставить перед собой?
Отметим на координатном луче  дроби :
1/7, 2/7, 4/7.
Какой единичный отрезок удобнее выбрать?
Что Вы заметили, сделайте вывод.

 

 

 

Работа в парах.
Слайд №3.
(Примечание 3).

– Проверим выводы.

– Приведите примеры равных дробей
– Открыли учебник на странице 146, рисунок 117, прочитали вывод о двух равных дробях

Выходят к доске и ставят знак >, <;
объясняют постановку знака.
Учащиеся, обсуждая, формулируют правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.

Формулируют тему урока
(обсуждая)
Называют общие и конкретные цели
У доски и  в тетради отмечают данные дроби и делают записи.
7 клеток тетради.
Формулируют правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями с помощью координатного луча

Работают индивидуально и в парах, стараясь делать вывод.
Замечают, что равные дроби обозначают одно и то же дробное число.
Называют равные дроби.
В учебнике читают вывод.

12

Использовать поиск и выделение необходимой информации, анализ с целью выделения общих признаков, синтез, как составление целого из частей. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания.
5 Первичное осмысление и закрепление знаний   Предлагает выполнить устно №946 учебника

Правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.

– выполним устно №947 учебника

Коллективная работа с места

Отвечают

Коллективная работа с места

3

Осознанно владеть правилами. Формировать способность к мобилизации сил и энергии. Развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия совместных решений. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
6 Физпауза   Упражнение для глаз, для пальцев рук, для спины и ног. Выполняют упражнение.

2

    Управлять своим поведением, организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками.  
7 Закрепление изученного на уроке, решение задач   Предлагает №943а учебника у доски

Предлагает №942 учебника у доски

Один у доски, остальные в тетради

Один у доски, остальные в тетради

8

Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, уметь выделять существенную информацию из текстов. Корректировать деятельность с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устронения. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.  
8 Самостоятельная работа проектор,
слайд №4

 

Интерактивная доска

– выполним небольшую работу по вариантам, проверка работы с помощью интерактивной доски

– проверим работу и оценим себя

– проверив тетради, объявлю оценки на следующем уроке

Выполняют работу

Обмениваются  тетрадями с соседом по парте.

Ученики поднимают карточки (кружок – оценка пять, квадрат – оценка 4, треугольник – оценка 3)

7

Осознанно владеть правилами решения задач. Осознавать уровень и качество усвоения результата. Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном. Формирование навыков самоанализа, познавательного интереса.
9 Подведение итогов урока, оценивание знаний   – что нового узнали на уроке?

Говорит критерии оценки за урок

Вспоминают и проговаривают вслух

Себя оценивают (на листе бумаги и сдают учителю вместе с тетрадями)

3

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической  и диалогической формами речи. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля
10 Домашнее задание, №965, 966, 951 учебника     Записывают домашнее задание, обсуждают.

2

       

20.06.2014