"Корни искусства. Опыт творческой деятельности". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (598 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


“Кто в детстве в куклы не играл,
Тот счастья не видал”.
   (народная мудрость)

Кукла - одна из самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существуют и куклы, а потому, по дошедшим до наших дней образцам, можно проследить за историей всех цивилизаций. Куклы жили вместе с народом, были частью жизни, жили в праздниках, обрядах, помогали сохранить здоровье, были оберегом на счастье, в дорогу и многое-многое другое.

Отдаленное подобие современных кукол находили в гробницах времен Древнего Египта и Вавилона. В Британском музее хранится тряпичная кукла, принадлежавшая маленькому римлянину, жившему за 300 лет до нашей эры. Самая же древняя кукла найдена в египетской гробнице. Она сопровождала в последний путь своего маленького хозяина-фараона 4 тысячи лет назад.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Первые уроки добра и красоты, знакомства с  национальной культурой, национальными традициями  связанные с художественным творчеством, останутся в памяти ребенка на всю жизнь. Необходимо с самого раннего возраста воспитывать в детях патриотизм, нравственность и гражданскую позицию. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом - основное слагаемое успеха. Детей знакомят с изобразительным искусством, народным творчеством, его видами и жанрами, учат анализировать произведения прикладного искусства и высказывать оценочные суждения о них.

Тряпичная кукла в старину играла большую роль:

 - она была участницей многих праздников и обрядов;

- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;

- была оберегом;

- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа.

В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;

- самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.

В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:

- сам процесс изготовления приносит радость;

- работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;

- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук (развитие речи);

- изготовив игрушку ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает. т.е. осваивает различные социальные роли.

- застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом кукла выполняет коррекционную функцию.

По кукле судили о рукоделии, есть кукла на выхвалку ( хвалиться) которая служила своеобразным экзаменом для пропуска на посиделки, где можно было присмотреть пару. Пропуском служила работа – вышитый фартук. Были куколки, по которым смотрели, как будет обращаться муж с будущей женой, по тому, как берет куколку судили об этом, а если и было что-то не так, то помогали – правили, учили. Крестьянская община заботилась о мире внутри себя и помогала в этом виде.

Неоценима помощь кукол в переводе на них болезней, которых видели  духами или сущностями, терзающими человека, их называли Лихорадки и Лихоманки.

В народном мировоззрении основой было наблюдение за миром и явлениями природы,  это видение мира природы и законов мироздания помогало человеку выживать, а куклы были частью этого видения, помощниками человека в сохранении жизни, здоровья и достижения счастливой судьбы. Само создание и способы изготовления кукол несут в себе это знание и отражают видение действительного мира. Некоторые куклы после обрядов отдавались детям для игры, в традиционной игровой кукле сохранилась основа обрядовых и обережных кукол. Дети рисовали лица и одевали кукол. Делали кукол для игры сами и для младших детей. Игровые куклы были из природных материалов и старых лоскутов от ношеной одежды. В дело шла трава, цветы, солома с поля, ветки, щепки, лыко, все, что находилось рядом с домом или местом работы взрослых.

Тряпичная кукла была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях их кукол насчитывалось до сотни.

Из-за того, что создание ткани было очень трудоёмким, дети донашивали одежду взрослых, и на куклы оставалась изношенная ткань. Она легко рвалась руками, что важно в обережных куклах, так как считали, что при их изготовлении нельзя применять железные, колющие и режущие предметы. Считалось, что сама по себе ношеная одежда уже является обережной, так как хранит тепло души человека, который её носил.

Делали кукол также и из новой ткани - для свадеб и на подарки.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла без лица считалась неодушевлённой, недоступной для вселения в неё злых духов, недобрых сил. Если рисовали или вышивали лицо, что встречалось в более поздних куклах для любования, то рот куклы  рисовался или вышивался плотно закрытым.

Кукол делали из тканей одежды, поэтому кукольная одежда повторяла одежду человека, отражая костюм местности, в которой она бытовала.

Из поневы делали юбку, а вышивка шла на фартучки. Невесты делали себе кукол на свадьбу, в наряде кукол они показывали свои умения, они были богато украшены кружевом и вышивкой, ткани были новыми, такая кукла служила и оберегом самой невесты в день свадьбы.

Куколке можно было рассказать о горе и печали, пожаловаться, о чем-то попросить, как у матушкиной куколки из сказки, про Василису. На севере таких заместительных кукол умерших родственников садили за стол, кормили, у них были сундучки с любимыми при жизни вещами. Хоронили таких кукол через несколько лет.

К куолкам относились бережно, одевали их по погоде, если куклу делали летом, то одежда на ней была легкая, а зимой – теплая.

Традиционная народная кукла, дошла до нашего времени, почти не изменившись, точно так, как передавали её из поколения в поколение: от матери к дочери, от бабушки к  внучке, называется этот способ прямая передача, это передача из рук в руки в пространстве времени. Кукол, которые жили в доме, не разбрасывали, где придется, а аккуратно хранили в сундуках и корзинах, и передавали их по наследству.

В богатых домах были куклы, одежда которых повторяла одежду людей, из нарядных богатых тканей, с вышивкой и украшениями. Такие куклы были очень ценными, имели свои комнаты, и также передавались по наследству.

В наше время традиционная народная кукла   возрождается и возвращается в жизнь, людьми, увлеченными и радеющими за сохранение народных традиций.

Она не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей.

Игровые куклы

В куклы играло и играет все человечество, на протяжении многих веков. Похоже за этой игрой стоит что-то очень важное и можно попробовать разглядеть, что же такое игра в куклы, что она дает людям, если в нее играют все, невзирая на возраст и пол. Что за основа жизни или устроения мира стоит за этим привычным и обыденным действием, если куклы изменяясь соответствуя временам - не уходят из нашей жизни, а дети и взрослые все так же играют.

Рис.1. Игровые куклы

Кукла на счастье

Кукла найдена на раскопках древнего Ржева, называется на счастье, как она о себе рассказала, что она на счастье? Видимо, коса, которая является признаком женской силы, подсказала это. Ведь на свадьбах жених выкупал девичью косу - красоту, и получал ту, которую мог сделать счастливой.

Рис.2. Кукла на счастье

Рис.3. Маковский. Под венец. http://bibliotekar.ru

 Источник: Старинная русская свадьба. Сергиев Посад. 2000 – С.17-22.

Традиция покрывания головы замужней женщиной уходит в далекое прошлое и связана с представлениями о магической силе волос. Свитые, спутанные женские волосы - “колтун” - в народных представлениях воспринимались как связь с потусторонним миром... Когда женщина выходила замуж и становилась членом другой семьи, чтобы не принести несчастья мужу и его родне, она должна была покрывать голову. Выйти из дома на улицу непокрытой, простоволосой даже в начале ХХ века считалось недопустимым.

На венчании девушкам полагалось не закрывать полностью волосы или оставлять их совсем   распущенными.

Важнейшим элементом свадьбы был ритуал надевания на голову новобрачной женского головного убора - повивание, окручивание, принятие закона, снятие покрова (Архангельская, Вологодская, Вятская губ.). Девичья прическа менялась на женскую: две косы укладывались вокруг головы и убирались под кокошник, моршень, борушку, повойник, являвшиеся уже закрытыми уборами.

Неизменно имевший место в свадебных обрядах всей России, девичник, как правило, устраивался или накануне дня свадьбы или даже в утро этого дня. На девичнике пелось подругами невесты большое количество песен, в то время как она печалилась, плакала, причитала. Главное место на девичнике занимали обряды расплетания косы невесты.

Рис. 4,5. Кукла на счастье

 Кукла эта не оставляет никого равнодушным, образ, который она несет, содержит какую то основу, знание человека, если каждым что-то узнается.

Кто узнает в ней и что видит, вопрос, возможно, к ответу мы сможем прийти, изучая традиционную народную куклу.

Рис. 6. Куколки на счастье

 Куклаки

Куклаками называют кукол изображающих мужчин. Куклаки были игровыми куклами, предназначенными для игры в свадьбу. Куклаки были так же заместительными куклами тех мужчин, которые уходили из дома в армию, на войну, на заработки.

 

Рис. 7. Куклак

Рекрут - человек, принятый на службу по найму или рекрутской повинности.

С 1705 по 1874 г. русская армия комплектовалась на основе рекрутской повинности: податные сословия (крестьяне, мещане и др.) поставляли из своих общин определенное число рекрутов (солдат) в армию. В 1874 г. после начала военной реформы Александра II термин "рекрут" был заменен словом "новобранец".

 Берегиня дома

Берегиня дома бытовала в Калужской области, ее делали, как и всех кукол из остатков ткани от ношеной одежды, она несла частичку души хозяйки или хозяина и помогала защитить дом. К тому же она приносила в дом достаток, для чего в руки ей давали узелок.

Вешалась Берегиня над входом, выше головы, так, чтобы она могла видеть входящих в дом, народ считал, что она оберегает от плохого глаза и злых людей.

 Рис.8. Берегиня дома

 В южных областях русские и украинские хаты украшаются не только коньками (часто парными), но и резным изображением женской фигуры иногда в сопровождении птиц. Сюжеты очень близки к тем, которые преобладают в вышивках: женщина с воздетыми руками, по сторонам которой изображены две птицы и два коня (или всадника). В Словакии для украшения стрехи дома употребляется специальная композиция из обожженной глины, представляющая собой торс женщины с поднятыми к небу руками. На голове женщины помещен петух.(Slovenske 1'udove umenie. Bratislava, 1954, рис. 510.

Украшение датировано 1823 годом.

Рис. 9. Берегиня дома

Куколка Сударушка.

Передавала  Агаева И.В.

Бытовала в Тепло-Огаревском  р-не Тульской обл.

Не яркая, не красная, в сине-голубых тонах. Про нее существует легенда.

У одной женщины заболела дочка, и ничего не помогало, дочка таяла день ото дня. Женщина   отчаялась не знала, что может помочь,  она сделала для дочки куколку и положила ей в кровать. Попросила ее: “Матушка- Сударушка, помоги моей доченьке!” Через некоторое время она увидела девочку сидящей на постели и играющей с куколкой, на щеках девочки появился румянец. После этого девочка выздоровела.

Рис. 10 Куколка Сударушка

Что нужно для куколки:

1. Журнал или газета для основы.

2.Лоскут светлой ткани размер 40 х 20 на основу ткани

3. Лоскут белоземельный 30 х 35 на нижнюю юбку

4. Лоскут 30*35 на верхнюю юбку

5. Лоскут на фартук

6. Лоскут  30*30 на руки

7. Лоскут на платок – диагональ 25 см.

Размеры приблизительные.

1. Делаем Столбик высотой 35 см из газеты или журнала,  перевязываем в трех местах, обматываем светлой тканью и опять перевязываем в   тех местах, деля на равные части.

2.Делаем нижнюю юбку – способ – прикладываем, запах сзади

3. Грудь из двух квадратов, вкладываем ветошь (называются пампушки) привязываем  над нижней юбкой

4. Верхняя юбка, запах сзади

5. Фартук

6. Руки ( как конфетки) в два прямоугольника   вкладываем ветошь и завязываем с двух концов. Прикладываем – привязываем к шее по бокам.

7. На голове делаем рожки, на  длинном куске ткани завязываем два узла, так, чтобы они оказались на висках головы куклы, завязываем сзади.

8. Завязываем платок, концы назад, вокруг шеи.

10. Пояс, сложенная в несколько сложений нить с завязанными на концах узелками. 

Вам совсем не обязательно идти в магазин и приобретать дорогие игрушки. Вы можете сделать игрушку своими руками, а именно я могу предложить вам изготовить куклу вместе с ребёнком и потратить на это совсем немного времени и сил. А кроме этого ваш ребёнок получит огромное удовольствие от совместного творчества с близкими ему людьми. Кроме того самодельная кукла – самый лучший подарок. Тряпичные куклы очень хорошо положить в люльку новорождённому ребёнку, и ребенок, подрастая, играет ею с огромным удовольствием. В отличие от покупных игрушек самодельная кукла несёт в себе вашу любовь, и ребёнок это чувствует. Посмотрите насколько просто и быстро можно сделать куклу своими руками.

Приложение 1

Литература.

1) В.С. Горичева “Куклы”, Ярославль, “Академия, Ко”, 1999 г.

2) “Русские обряды и традиции. Народная кукла” Санкт-Петербург, “Паритет”, 2003 г.

3) В.В. Финягин “Изделия из бересты”, АСТ “Астрель”, Москва, 2001 г.

4) О.В. Фликова, М.В. Макарова, Е.Н. Чайковская и др. “Конспекты уроков по народной культуре” Гуманитарный издат. Центр “Владос”, Москва, 2003 г.

23.05.2014