Урок русского языка по теме "Обозначение мягкости согласных и звука [й']". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


УМК «Гармония» Урок № 9

Класс: 1

Тип урока: урок обобщения полученных знаний.

Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Задачи урока:

1. Предметные

  1. повторить способы обозначения мягкости согласных и звука [й'];
  2. тренировать в нахождении звука [й'], мягких согласных, в выборе способа их обозначения;
  3. учить обнаруживать и исправлять графические ошибки; 4) мотивировать необходимость правильного письма.

2. Метапредметные

Познавательные:

  • создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;
  • содействовать развитию умения наблюдать исследовать;
  • формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;
  • формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте,

Регулятивные:

  • обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
  • содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;
  • адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные

  • содействовать развитию у детей умению общаться;
  • обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

  • способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты:

  1. приобрели навык правильного обозначения буквами звука [й'] при письме;
  2. научились переносить слова с буквой й;
  3. началось формирование культуры грамотного письма с привлечением орфографического словаря;
  4. повышение активности и самостоятельности на уроке.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: компьютерная презентация, учебник, карточки.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД

Мотивационный момент.

 

Слайд 2

 

 

 

Слайд 3, 4

 

 

Повторение изученного

 Слайд 5-7

Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знанья пользу принесут.

– Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок? Как вы думаете, что для этого нужно?

– Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу

Правила посадки при письме

Оформление тетрадей (запись даты) 

Работа со словами из словаря.

  • Как называются слова, написание которых нужно запомнить? (словарные)
  • Отгадаем загадки и запишем словарные слова.

Загадки

 

 

 

 

Дают установку на важность учения

 

 

 

Отгадывают загадки. Записывают словарные слова

К-1

К-2

П-8

Введение в тему урока

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(На доске две собранные схемы, представляющие способы

обозначения мягкости согласных и способы обозначения звука [й'], - со с. 77 и 82 учебника. Но в них перепутаны карточки-заголовки: в первую вставлена карточка со звуком [й'], а во вторую карточка со значком мягкого согласного звука.)

– Посмотрите на эти хорошо знакомые вам таблицы. Они подскажут, о чём пойдёт разговор на уроке.

  • О чём? (О том, как правильно...)
  • Вы внимательно посмотрели на таблицы?!
  • В них всё верно? (Дети замечают ошибки, и карточки возвращаются на свои места.)

– Вот теперь в таблицах правильно сообщается о том, в чём вы сегодня потренируетесь, какие свои умения покажете. Но еще учебник предложит вам снова лечить больные слова.

  • Догадываетесь, что придётся делать? (Исправлять ошибки.) Хотите?

– Но лечить слова сможет лишь тот, кто знает, как это делать. Давайте вспомним всё необходимое.

– Посмотрите на таблицы и скажите, какие буквы в них повторяются, (е, ё, ю, я)

  • Какая их работа показана в первой таблице? (Они указывают на мягкость согласных.)
  • А ещё что они делаю? (Обозначают свои гласные звуки.)
  • Какая работа этих букв показана во второй таблице? (Обозначать звук [й'] и свои гласные звуки.)
  • Какие ещё буквы могут показывать мягкость согласных? (Буквы и, ь.)
  • Какая из них при этом обозначает свой звук, а у какой своего звука нет? (Нет у ь.)
  • Когда нужно писать в словах ь? (С опорой на схему повторяются позиции мягкого согласного.)
  • Какой в русском языке второй способ обозначения звука [й' |? Когда им пользуются? (Повторяются необходимые сведения.)
  • Ну, вот теперь вы готовы вылечить слова.

 

 

 

Исправляют ошибки в таблице

 

 

Определяют тему урока с опорой на таблицу. Ставят учебную задачу

 

Повторяют с опорой на таблицу

 

Определяют способы обозначения звука[й']

Повторяют о ь

К-2

К-3

Р-1

П-4

П-2

П-8

Обучение проверке написанного и исправлению ошибок

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

1) Работа по Тетради-задачнику. УПР. №145

– Таких слов много в записи над картинкой. Из-за ошибок эту запись трудно прочитать, но постарайтесь.

  • Догадались, какое первое слово? (Похвалялся.)
  • Как сказать по- другому? (Хвалился, хвастался.)
  • Нашли ошибку в третьем слоге? Какие звуки слышите? ([л'а])
  • Как их обозначить? (Буквами л, я.)
  • A написано так?
  • Какие буквы зачеркнёте, а какую надпишете?
  • Докажи что вы правы. (После мягкого согласного идёт звук [а], значит, нужна буква я.)

– Исправьте эту грубую ошибку, а потом проверьте. (Учитель открывает на доске верно записанное слово)

– Скажите правильно второе слово.

  • Какой третий звук?
  • Kaкая для него нужна буква? Почему именно она? (Звук [й'] стоит перед согласным.)
  • Какую букву зачеркнёте, а какую надпишете? (Для проверки учитель открывает и это слово.)

– Найдите встречающееся два раза слово боюсь.

  • Видите, что оно написано по-разному?
  • Где правильно? Докажите. (Слышим после гласного [й'у] - надо писать букву ю.)

– Исправьте ошибку.

  • Но всё ли верно в последнем слове?
  • Докажите, что нужна ещё одна буква. Добавьте её, а затем проверьте обе записи. (Дети сличают с записью на доске.)

– Вот и вылечили слова. Прочитайте их по своим исправлениям и ещё раз проверьте, нет ли ошибок.

– Чему вы учили того, кто оказался таким неграмотными?

ФИЗМИНУТКА

 

Чтение слов

Работают над исправлением ошибок

 

Отвечают на вопросы

 

Ученики читают хором

Находят ошибку

Записывают буквы в тетрадь

Работают на доске

 

 

 

 

 

Подводят итог работы

К-1

К-2

К-3

 

 

Р-1

 

К-3

П-4

 

Р-5

 

Р-2

 

 

П-6

Работа со зрительно воспринимаемым текстом. Упражнение в списывании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

1) Работа по учебнику. УПР., №143

– К выполнению следующего задания вы готовились дома.

  • Чей же разговор вы читали в рассказе над картинкой на странице 91? (Зайца и ёжика.)
  • А вы заметили, как показано, что приведён имен разговор? (Чёрточками в начале строк.)

– Выразительное чтение всего рассказа мы послушаем на уроке чтения, а сейчас хором прочитайте слова первой строки и вспомните, кто их произносит. (Заяц.)

  • Чьи слова во второй строке? (Ёжика) Читаем их.

– Ещё раз шёпотом произнесите эти слова и посчитайте, сколько раз в них встречается звук [й']. (4 раза.)

  • Одинаковым ли способом этот звук обозначен?
  • Почему так?
  • Какой способ встречается чаще? (Обозначение буквами гласных.)

– Теперь хитрый вопрос - не попадитесь в ловушку.

  • Сколько раз в словах этих предложений встретились мягкие согласные звуки кроме звука [й']?
  • Как это узнаете? (Скажем слова и послушаем)
  • Сколько же? (Один раз, в слове не.)
  • К какой группе слов оно относится? (К словам-помощникам.)

– Постарайтесь запомнить: слово - помощник не с названиями действий пишется отдельно.

  • По какому правилу в слове ёжик после буквы твёрдого согласного написана буква и?

2) Работа по списыванию. Памятка №1

– Самостоятельно подготовьтесь и спишите два предложения рассказа. В начале строки покажите, что приводите чьи-то слова.

– После записи отметьте не только «опасные места», но и подчеркните буквы, которыми обозначите звук [й'].

3) Творческая работа

– Давайте от себя добавим в ответ зайца ещё одно предложение.

– Посмотрите, какой он на картинке - разве испуганный? (Нет, он улыбается.)

– Вот и запишем: Я не боюсь.

– Поставьте в начале следующей строки чёрточку.

  • Что она будет обозначать?
  • Сколько слов запишете?

– Запишите предложение самостоятельно. Работайте внимательно: постарайтесь не допустить в слове боюсь таких же ошибок, как тот неграмотный ученик, чьи ошибки мы исправляли.

(Вызванный ребёнок пишет предложение на доске. Потом записи сверяются.)

Физминутка для глаз

 

Работают по упр. 143

 

 

Читают слова хором

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

Вспоминают правило жи - ши

 

Работают по памятке 1

 

 

 

Рассматривают картинку

 

 

 

 

Записывают предложение, находят опасные места

Самопроверка

 

Л-1

Л-2

Р-4

 

Упражнение в записи под диктовку

Слайд 12

– А сейчас вам предстоит показать, что вы можете написать без ошибок диктант.

Повторение технологии письма под диктовку.

– Я прочитаю, а вы определите, сколько предложений будете писать.

(Учитель читает два первых предложения)

Кот Мурзик и щенок Пушок дружили. Они часто ели из одной миски.

(Перед записью учитель напомнил о красоте и аккуратности письма, предупредил, что потом каждый должен будет оценить свои буквы.)

– Карандашом поставьте знак + над теми буквами, которые вам особенно нравятся, и поставьте - над теми, которыми вы совсем недовольны. Когда я буду проверять ваши диктанты, я сравню наши оценки.

 

Работа по памятке

 

 

 

Пишут под диктовку.

 

Самооценка

П-8

П-5

К-3

К-2

 Подведение итогов урока

 

– Надеюсь, что во всех ваших записях на уроке я не найду ошибок. Думаю, не напрасно мы учились их исправлять.

Но Антон снова задаёт нам вопрос. Прочитайте его. (Читаются слова на с.93.)

  • Вы можете ответить на этот вопрос? (Выслушиваются ответы.)

– Авторы учебника тоже дают свой ответ. Сравним: одинаково ли мы думаем.

(Учитель читает слова, данные в рамке на с.93)

  • Кто захочет, продолжите дома сражаться с ошибками.
  • Вылечите слова в предложениях, которые приведены около картинок в упр. 146. Для этого найдите и карандашом исправьте ошибки. Если увидите, что надо разделить что-то на слова, поставьте чёрточку (I). А если надо что-то, наоборот, соединить, покажите это наклонной чёрточкой (/). Вставку буквы показывайте галочкой, а лишнюю букву зачёркивайте.

На следующем уроке мы обсудим ваши исправления.

 

Читают вопрос Антона

 

Подводят итог урока

 

 

 

 

К-3

Л-4

Р-3

Рефлексия Слайд 13

Поставь себя на лесенку знаний.

Дают оценку своей работе

Р-3