Урок-утренник "Праздник скороговорок"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: повторение и обобщение

Форма урока: урок-утренник

Цель урока: в занимательной форме продолжить работу над скороговорками

Задачи урока:

Образовательные:

  • продолжить работу над малыми формами фольклора – скороговорками;
  • продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, осознанностью и выразительностью.

Развивающие:

  • развивать артикуляционный аппарат, умение чётко произносить слова и сочетания слов с повторяющимися в различном порядке одними и теми же звуками или целыми группами звуков;
  • развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление;
  • развивать умение анализировать и обобщать; развивать сценические способности детей.

Воспитательные:

  • воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, умение работать в группе дружно, согласованно с одноклассниками;
  • воспитывать взаимоуважение и взаимовыручку.

Оборудование:

1) Литературное чтение: Учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – Ч. 2./ Авт.-сост. Л.А. Ефросинина. 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 160 с.: ил. – (Начальная школа XXI века). ISBN 5-88717-372-6

2) Карточки со скороговорками

Ход урока

I. Организационный момент

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Итак, мы начинаем...

II. Праздник скороговорок

(Дети-ведущие):

Только сегодня,
Только сейчас,
Только у нас,
Только для вас...

Праздник скороговорок!

Слушайте, слушайте
И не говорите, что не слышали!
Смотрите, смотрите
И не говорите, что не видели!
Начинаем весёлое соревнование –
Представление говорунов со всего света!

- Но сначала давайте вспомним, что такое скороговорка?

Скороговорка – это шутка, забава, игра. В скороговорке много похожих по звучанию слов. Эти слова путаются, когда их произносят быстро, и получается смешно. С давних пор люди играют в скороговорки.

- Как надо читать скороговорки?

Скороговорки нужно говорить быстро, чётко и понятно.

- Как правильно разучивать скороговорку?

Сначала скороговорку нужно произнести медленно и отчётливо, особенно те места, на которых язык “спотыкается”; потом быстрее; и, наконец, очень быстро 3 раза подряд.

А теперь и мы сыграем в скороговорки.

Конкурс “Разминка”

Цель: отработка дикции, скорости чтения и правильного дыхания.

Как у горки на пригорке
Жили 33 Егорки:
Раз Егорка, два Егорка...

Прочитав 3 раза быстро, на вдохе начинаем отсчёт: “Раз Егорка, два Егорка...”. Необходимо считать, пока есть воздух в лёгких.

Конкурс “Телефонисты”

Скороговорки в старину назывались загадками, частоговорками или языковёртками. Действительно, некоторые русские языковёртки просто выговорить нелегко, а уж быстро произнести несколько раз подряд – язык сломать можно. Вся прелесть скороговорок заключается в том, что с первого раза их сложно проговорить точно. В старину скороговорки не читали, а повторяли со слуха, что значительно труднее.

(Ведущий “по секрету” говорит скороговорку одному из игроков, тот передаёт другому. И так по цепочке – все члены команды. Последний должен встать и громко произнести скороговорку.)

  • Саше дали кашу, а Клаше – простоквашу.
  • У Сени и Сани в сетях сом с усами.
  • Три сороки-тараторки тараторили на горке.
  • Колотил Клим в один блин клин.
  • Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Конкурс “Далеко – близко”

Как в учебнике вам предлагают попробовать читать скороговорку?

(Подсказка на стр. 15): Читай скороговорку сначала медленно, затем быстрее и совсем быстро. Попробуй прочитать тихо, громко и очень громко.

Сначала читаем скороговорку только губами, затем шёпотом, потом с голосом, далее в полный голос, затем потише, опять шёпотом и в конце только губами.

Но прежде вам нужно будет собрать “свою” скороговорку из слов, которые написаны на отдельных карточках.

  • Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
  • Ёж жевал в своём жилье ежевичное желе.
  • Дед Данила делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.
  • Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.

Конкурс “Вопрос – ответ”

Цель: упражнение в выразительном чтении, постановке логического ударения.

- В чём польза скороговорок?

Иногда упражнения со скороговорками – не игра, а серьёзное занятие. С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка.

- Расшифруйте скороговорку:

  • Купила бабуся бусы Марусе.

(Ведущий задаёт вопрос с ударением поочерёдно на каждом слове скороговорки, а команды отвечают также с ударением на нужном слове:

Купила бабуся бусы Марусе? – Купила бабуся бусы Марусе!

Купила бабуся бусы Марусе? – Купила бабуся бусы Марусе!...)

Конкурс “В театре”

Сначала вам нужно будет расшифровать скороговорку, а потом прочитать её так, как будто вы

  • очень обрадовались;
  • опечалились;
  • разозлились;
  • испугались.
  • Арвнопоолри нораво ровёкнона. (Проворонила ворона воронёнка.)
  • Тещани у ишучк, еячшу у куищч. (Щетина у чушки, чешуя у щучки.)
  • Тетля итр ужипчик зрече рит ибкишуз. (Летят три пичужки через три избушки.)
  • То опатто поткы ылпь оп оюлп еттли. (От топота копыт пыль по полю летит.)
  • Оршхо крожипо нитвур ковжорто. (Хорош пирожок внутри творожок.)

Песня-скороговорка

У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются. В этом их секрет. Недаром в народе говорится: “Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь”.

Наш урок-праздник подходит к концу. Много интересных заданий мы выполнили со скороговорками. Но, думаю, наши гости не подозревают, что скороговорку можно ещё и спеть. Поэтому предлагаю исполнить такую песню-скороговорку “Летели две птички”...

III. Итог урока (рефлексия)

- Какие открытия сделали на уроке? Что вас удивило?

- О чём хотите узнать больше?

- Что понравилось больше всего? Какое задание было интересно выполнять?

- Какое задание оказалось сложным? Почему?

IV. Домашнее задание (по выбору):

  • Придумать интересное задание со скороговоркой.
  • Придумать скороговорку и проиллюстрировать её.