Классный час по профилактике правонарушений. 2-й класс

Разделы: Внеклассная работа


Цели: Учить детей правильно себя вести в школе и на улице.

Задачи:

  • образовательные: приобретение учащимися знаний о правилах поведения в школе и на улице (дороге);
  • развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности;
  • воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности учащихся за правонарушения; воспитание грамотности;
  • социальные: формирование навыка сотрудничества;
  • наглядно-образный: презентация, плакаты, иллюстрации, отрывки из литературных произведений.

Форма проведения: классный час с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Оборудование: ПК, плакаты, иллюстрации, отрывки из литературных произведений,

Подготовительная работа: учащиеся подбирают литературные произведения, в которых задета тема «права», рисуют иллюстрации по правилам поведения учащихся в школе и на улице, заучивают отрывки стихотворений о правилах поведения, пишут сочинение на тему: «Я на перемене».

Ход классного часа

Учитель: Этот классный час мы посвятим одной очень важной теме: «Правилам поведения в школе и на улице».

Сегодня пойдёт речь о правах и обязанностях которое есть у каждого ученика, у людей которые окружают нас.

Каждый из вас в разные моменты жизни бывает то учеником, то сыном или дочерью, то другом, то зрителем, то пешеходом...

– Как себя вести в различных ситуациях?

– Как сделать так, чтоб не навредить себе и окружающим?

– Что надо делать, чтобы тебя не считали правонарушителем?

Вот на эти вопросы и предстоит нам ответить на этом классном часе.

Мы живём в свободной стране, и каждый гражданин нашей страны имеет много прав, свобод, но они не должны нарушать, права и свободы других людей.

Вы думает, что мы ещё дети, какие у нас могут быть права и обязанности? Но так думать нельзя.

Во многих странах и в нашей стране принята «Конвенция о правах ребёнка».

Слайд: Конвенция.

В ней прописаны все права детей, которые нельзя нарушать никому на свете.

О том, что каждый человек имеет, не только права, но и обязанности говорит и статья 29 Всеобщей декларации прав человека.

– Вы теперь ученики и у вас тоже есть определённые обязанности.

В. – Какие обязанности у вас как у учеников?

(Ребята говорят о том, что должен делать школьник в школе).

В. – Какие правонарушения не должен совершать ученик в школе?

(Ответы учащихся).

Слайд.

Школьник не имеет права:

  • опаздывать на урок без уважительной причины,
  • не выполнять домашнее задание,
  • плохо учиться,
  • пропускать уроки без уважительной причины,
  • врать старшим,
  • драться,
  • разговаривать и отвлекаться на уроке,
  • приходить в школу в неаккуратном виде.

В.– Где перечислены ваши обязанности как учеников?

(В Уставе школы).

Слайд.

Сейчас я вам предлагаю вспомнить некоторые правила поведения на уроке заключённые в стихах.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным).

Всё пиши, не отставая,
Слушай не …(перебивая).

Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё …(понятно).

Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).

На математике считают,
На перемене … (отдыхают)

Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (сорока).

Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).

Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).

Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).

Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).

Учитель: Сейчас поговорим ещё об одном приятном явлении в школе – это перемене.

Часто на перемене мы можем наблюдать следующие ситуации:

Слайд.

Уч-ся:

Перемена?
Перемена!
Лезет 2 «Г» на стену,
Очень дружно 2«Б»
Весь стоит на голове.
Ну а 2 «А» и «В»
Восседают на трубе.

Мокрые волосы,
Встрёпанный вид,
Капелька пота по шее бежит.
Может быть, Рома и Митя, и Гена
Всю перемену ныряли в бассейне?
Или на них, на несчастных, пахали?
Или их в пасть крокодила пихали?
Все: Не-ет!
В перемену они…
Все: Отдыхали!

Учитель: Ребята, скажите какие, правонарушения совершили школьники на этой перемене?

(Ответы учащихся).

Учитель: К моему сожалению, случаются и такие ситуации. Вот послушайте.

«Перемена, перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним – бо-о-ольшая перемена!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи -
Словом, сделал всё, что мог!
Не угонишься за Вовой!
Ну а тут – опять звонок.

Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём.
Он, гляди, какой бедовый!
– Ничего, – вздыхает Вова,
– На уроке отдохнём.

В. – Какие ошибки в поведении допустил Вова?

(Ответы учащихся)

В. –Чем учащиеся могут заняться на перемене?

(Ответы учащихся)

Учитель: Готовясь к этому классному часу, вы получили задание написать сочинение на тему:

«Я на перемене». Некоторые сочинения я попрошу прочитать.

(Дети читают свои сочинения).

Учитель: Спасибо. Молодцы, ребята!

Думаю и нам пора немного отдохнуть.

Слайд.

Оздоровительная минутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

Учитель: Иногда дети совершают необдуманные поступки, которые могут привести к печальным последствиям.

– Вы должны знать, что ваш возраст не освобождает вас от обязанности отвечать за свои поступки.

Послушайте реальную историю, которая произошла с мальчиком вашего возраста.

Слайд.

Уч-ся.

Витя любил поохотиться на воробьёв. Для этого у него была отличная рогатка. Много раз Витя ловил на себе неодобрительные взгляды прохожих, но он спокойно воспринимал любые замечания.

Однажды камень, пущенный из рогатки, пролетел мимо воробья и попал в лицо проходящего мимо человека. Срочная операция не помогла – глаз пришлось удалить.

Учитель:

Состоялся суд. Виктор не достиг возраста уголовной ответственности. Иначе он был бы осуждён к лишению, свободы, за нанесение тяжкого телесного повреждения.

Мальчика отправили в спецшколу для несовершеннолетних правонарушителей, а родители Виктора выплачивали пострадавшему значительную сумму за нанесённый вред. Когда Виктор выйдет из спецшколы и начнёт работать, то платить пострадавшему он будет сам, причём на протяжении всей жизни этого человека.

В. Учитель: Какая шалость привела мальчика к такой беде?

(Ответы учащихся).

Слайд. Помните, что шалости, которые казались вам незначительными, могут привести к серьёзным последствиям!

Учитель: С раннего детства вас воспитывают родители, воспитатели в детском садике, учителя в школе, умные книги, в которых говориться, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Послушайте стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Слайд.

Уч-ся:

Крошка-сын к отцу пришёл,
И спросила кроха:
– Что такое хорошо и что такое плохо?

У меня секретов нет, -
Слушайте, детишки,-
Папы этого ответ помещаю в книжке.

– Если ветер крыши рвёт,
Если град загрохал,-
Каждый знает – это вот
Для прогулок плохо.

Дождь покапал и прошёл.
Солнце в целом свете.
Это – очень хорошо
И большим и детям.

Если сын чернее ночи,
Грязь лежит на рожице, -
Ясно это плохо очень
Для ребячьей рожицы.

Если мальчик любит мыло
И зубной порошок,
Этот мальчик очень милый,
Поступает хорошо.

Если бьёт дрянной драчун
Слабого мальчишку,
Я такого не хочу даже
вставить в книжку.

Этот вот кричит:
– Не трожь тех, кто меньше ростом!
Этот мальчик так хорош.
Загляденье просто!

Если ты порвал подряд
Книжицу и мячик,
Октябрята говорят:
Плоховатый мальчик.

Если мальчик любит труд,
Тычет в книжку пальчик,
Про такого пишут тут:
Он хороший мальчик.

От вороны карапуз
Убежал, заохав.
Мальчик этот просто трус.
Это очень плохо.

Этот, хоть и сам с вершок,
Спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик, хорошо,
В жизни пригодится.

Этот в грязь и рад,
Что грязна рубаха.
Про такого говорят:
Он плохой неряха.

Этот чистит валенки,
Моет сам калоши.
Он хотя и маленький,
Но вполне хороший.


Помни это каждый сын,
Знай любой ребёнок:
Вырастет из сына свин,
Если сын – свинёнок.

Мальчик радостный пошёл,
И решила кроха:
«Буду делать хорошо
И не буду – плохо».

В. Учитель: От каких плохих поступках предупреждает вас это стихотворение?

(Ответа учащихся).

Назовите строки этого стихотворения, где заключена главная мысль?

«Буду делать хорошо
И не буду – плохо».

Игра: «Хорошо – плохо».

  • опаздывать на уроки без уважительной причины,
  • помочь товарищу в учёбе,
  • врать старшим,
  • обижать малышей,
  • каждый день учить уроки,
  • быть аккуратным,
  • драться,
  • соблюдать правила дорожного движения.

Учитель: По дороге в школу и обратно, чтобы с вами не случилось беды, вы должны соблюдать правила дорожного движения.

О них мы много раз говорили, проводили классные часы по правилам дорожного движения.

И сегодня я хочу продолжить этот разговор одной историей, которую написал ваш любимый писатель Николай Носов. Называется она «Автомобиль».

Слайд.

Читает ученик. Николай Николаевич Носов «Автомобиль» – в сокращении.

Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы не просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим – на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда-то ушёл. Мы подбежали. Мишка потрогал бампер руками и предложил сесть. «Проедем немного и спрыгнем». Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мы прицепились. Машина тронулась и как помчится! Мишка испугался и говорит: – Я спрыгну! И уже начал опускать одну ногу. А за нами другая машина мчится. Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрёстке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Автомобиль остановился. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофёр из кабины вылез – все на него набросились: – Не видишь, что у тебя сзади делается? А про нас забыли. Отошли мы в сторонку и бегом в переулок…

В. – Какие правонарушения совершили мальчики?

– Какие выводы вы сделали для себя?

Выводы учащихся:

Мы считаем, что герои рассказа совершили правонарушение. Они подвергали не только свою жизнь опасности, но и жизни других людей. И подвели водителя.

Ни в коем случае нельзя цепляться сзади к автомобилю – это опасно для жизни!

Учитель:

Попробуйте сделать вывод: Для чего нужно соблюдать правила поведения в школе и на улице?

Ответы учащихся: для того чтобы меньше было нарушений нужно соблюдать правила поведения в школе; прислушиваться к советам родителей и учителей; учить и соблюдать правила дорожного движения;

Слайд.

Вывод: Соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережём своё здоровье и здоровье окружающих. Помните об этом.

Учитель: Сегодня мы попытались ответить на вопрос «Для чего нужно соблюдать правила поведения в школе и на улице».

Думаю, что все вы со мною согласитесь, что нужно соблюдать правила и не нарушать закон. Надеюсь, что каждый из вас уйдёт с частичкой знаний по этой теме. Сделает правильный вывод и выберет в жизни верный путь.

Немецкий поэт М. Клаудиус говорил так: «Свобода заключается в праве делать всё, что не вредит другим людям».

Я желаю всем мира и добра. Спасибо всем.

24.07.2014