Педагогические подходы к формированию творческой личности

Разделы: Администрирование школы


Школы для одаренных детей в нашей стране появились с середины 50-х годов. Одной из таких школ была физико-математическая школа при Новосибирском государственном университете. В нашем городе такой школой стала школа №52 в 1963 году. Школа, в которой появились классы с физико-математическим уклоном и учителем математики был известный в городе учитель Дедов Николай Филиппович. Потянулись в эти классы ученики не только с разных концов города, но и пригорода. Способные к математики ученики стремились обладать знаниями, выходящими за рамки школьного учебника. Успех работы этих классов был ошеломляющим. Ребята хорошо учились, активно и успешно участвовали в различных конкурсах, предметных олимпиадах вплоть до Российского уровня. Поступаемость в высшие учебные заведения была практически 100 %-ная. В будущем из этих ребят получились хорошие специалисты, многие из них стали учеными. Со временем стали появляться и другие школы с профильными классами. Это школа №11 с физико-математическими классами, школа №72 с углубленным изучением английского языка, № 91 с классами журналистики и т.д. В школах стали понимать, что дети стремятся развивать с себя в интересующим их направлениям., т.е. важность создания профильных классов очевидна. Сегодня на старшей степени обучения детей в школе существуют только профильные классы. Однако после 9-го класса далеко не все обучающиеся продолжают свое обучение в школе. По разным причинам. Сами школы стали более строго подходить к приему обучающихся в 10 класс, ведь как результат обучения – ЕГЭ, а любой школе нужны не только положительные результаты, но и высокие результаты. Идет борьба за место с рейтинге образовательных учреждений. Место школы в таком рейтинге потенциально влечет за собой массу последствий. Это и приток в школу обучающихся, и как следствие приток в образовательное учреждение денежных средств, которые и идут не только на функционирование учреждения, но и укрепление материально-технической базы, и на увеличение заработной платы всему коллективу .И почему же ребята после 9-го класса далеко не все идут в 10-й? А учителя “выдавливают” так называемых слабых учеников из школы, так как они не уверены, что те успешно сдадут ЕГЭ. Все опять упирается в результаты пресловутого ЕГЭ. И здесь в основном психологический фактор.

Вернемся к школам, которые не только на 3-ей ступени обучения озабочены о профилизации обучения. Во-первых это статусные школы: лицеи, гимназии. Сам статус определяет обучение детей в этих учреждениях ориентированных на свое развитие в том или ином направлении. Можно смело сказать, что обучаются в этих учреждениях в основном одаренные дети. А что же в остальных учреждениях? Там обучаются дети бездарные? И разве не могут одаренные дети учиться в обычной общеобразовательной школе? Поразмышляем над этим.

Отечественная и зарубежная научная литература изобилует определениями одаренности, что свидетельствует о его многогранности и многоаспектности. Общество же судит об одаренности ребенка исключительно по внешним признакам. К ним относятся конкретные достижения ребенка в каком-либо виде деятельности, превосходящие достижения большинства его сверстников. Но часто наши гипотезы о том, что признаки одаренности, обнаруженные у ребенка в раннем детстве, будут наблюдаться у него и впоследствии, не выдерживают испытания временем. Более того, нередко более успешными в послешкольной жизни становятся выпускники массовых школ, не отличавшиеся высокими результатами в учебной деятельности.

Ученые, психологи, считают, что все дети обладают если не талантом, то способностями в той или иной области. Согласна с этим. И задача любого образовательного учреждения развивать способности детей. Работать с детьми на выявление их способностей. Это и индивидуальные задания, и решение задач развивающего характера, и решение задач повышенного уровня сложности, и привлечение ребят к работе по предмету, выходящей за рамки школьной программы.

А чаще всего бывает так, что учитель, выделив группу смышленых детей в результате урочной деятельности, остальных детей “оставляет в покое”, т.е. не пытается и остальных “раскачивать”, не успокаиваться на определившихся группах: сильные, средние и слабые ученики. Практика показывает, что ребенок легко внушаем. Если его подбадривать, внушать ему, что ситуация успеха для него реальна, то он будет более уверен в себе, не замкнется, а и возможно в скором будущем проявит свои способности в той или иной области. Ведь все дети разные по типу развития и потому нужно очень осторожно оценивать их способности, и тем более не торопиться на некоторых “ставить клеймо” неуспешного ребенка. Все люди увереннее чувствуют себя в статусе успешного человека. Дети в первую очередь. Хороший учитель обязательно будет искать варианты взаимодействий с ребенком, чтобы “раскрыть” его, вселить в него уверенность, желание быть успешным. И как результат такой работы учителя с учениками - это дети, которые с радостью идут в школу, ориентированы на приобретение прочных знаний, интересующихся многим, желающих принимать участие в различных конкурсах, соревнованиях. Из таких детей вырастают полноценные люди, с высокой самооценкой, способные легко адаптироваться в обществе и найти свое место в нем. Счастливые люди. А это дорогого стоит. Современные требования к учителю как раз и направлены, на то, чтобы учитель искал различные подходы к формированию творческой личности, использовал для этого передовые технологии, дифференцировал работу с учениками, повышал качество обученности детей, привлекал их к участию в различных видах внеклассной работы. Чем чаще ребенок начнет себя испытывать в различных видах деятельности, чем шире спектр конкурсных мероприятий, где его привлекают к участию, тем скорее обнаружатся его способности. Современная система оплаты труда учителя напрямую связана с его результатами учебной и внеурочной деятельности. То есть появились рычаги, будирующие учителя к творческой работе, а значит, есть возможность у администрации школы отслеживать работу учителя в направлении его работы по развитию творческих способностей учеников.

Литература

  1. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х томах /сост. О.С. Богданова В.З. Смаль. -М.: Педагогика, 1979. -560 с.
  2. С. Гилядов, Одаренность: испытание или благо //Журнал Директор школы. -2012. -№2.