В концертном зале. Симфоническая сказка С.Прокофьева "Петя и волк". 2-й класс

Разделы: Музыка, Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с симфоническим оркестром, музыкальными инструментами, входящими в его состав.
  • Развивать музыкальный слух, образное мышление, певческий голос.
  • Воспитывать музыкальный вкус, слушательскую и исполнительскую культуру; интерес к музыкальному искусству.

Понятия:

  • концертный зал
  • темп
  • тема (лейтмотив)
  • партитура
  • инструменты симфонического оркестра

Ход урока

1. Организационный момент.

(Дети входят в класс и становятся в круг, учитель и дети музыкально приветствуют друг-друга).

- Наш урок мы начнем с песни "Краски"(группа "Барбарики"), но сначала подготовим наш голосовой аппарат. Повторяйте все за мной.

Проводится пальчиковая гимнастика

Исполнение песни "Краски".

2. Проверка домашнего задания.

- Вы заканчиваете 2 класс, и уже неплохо разбираетесь в музыке. И вот задание для настоящих знатоков.

(Звучит фрагмент арии Снегурочки из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка").

- Ребята, кто узнал эту музыку?

- Молодцы, настоящим знатокам и награда! За каждый правильный ответ вы будете получать нотку (жетон).

- Назовите композитора оперы?

- Что такое ария? (Песня, характеризующая портрет героя).

- Какой образ Снегурочки вы представили себе? (Веселая, задорная, озорная).

- Какие музыкальные краски подобрал композитор, чтобы нарисовать этот образ? (Высокий регистр, звонкий высокий тембр, мажорный лад, быстрый темп, разный ритмический рисунок).

- Мы прослушали отрывок из оперы. А что такое опера? (Это музыкальный спектакль в котором все поют).

- В чем его особенность? (Пение вместо разговорной речи).

- А какой еще музыкальный спектакль вы знаете? (Балет)

- Чем отличается балет от оперы? (Балет-это музыкальный спектакль ,в котором характер героев передается через танец).

- Где можно увидеть и услышать оперу и балет? (В музыкальном театре).

- Назовите известные театры оперы и балета? (Ла Скала-в Италии, Большой театр оперы и балета в Москве, театр оперы и балета в Новосибирске).

3. Сообщение темы урока.

(Звучат 3 звонка - сигнал начала концерта, спектакля. Объявляют)

- Чешская народная песня "Кукушка"! Солист Лунгов Алексей, концертмейстер Лалетина Ирина.

(исполнение пьесы. Звучат аплодисменты).

- Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О концерте)

- Вы правы, сегодня мы с вами отправимся на концерт классической музыки в концертный зал, где познакомимся с симфонической сказкой С.С. Прокофьева "Петя и волк".

- А у нас в городе есть концертные залы? (Муз. драм. театр; филармония; ДНТ; КУИ). Но самый главный концертный зал нашей страны, где выступают великие музыканты всего мира - это Большой зал Московской консерватории.

4. Объяснение нового материала.

- Ребята, а существуют ли правила поведения в концертном зале? Назовите их.

  • Садимся на места согласно купленным билетам;
  • Первым в зал входит кавалер, за ним идет дама, т.к. кавалер должен найти место;
  • В зале нельзя шуметь, громко разговаривать, разговаривать по телефону, есть;
  • Есть можно только в буфете во время антракта.

- Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь в концертном зале.

На сцене - симфонический оркестр. Симфонический оркестр- это самый богатый оркестр по количеству инструментов. Свое название он получил от греческого слова "симфония", что означает длинное красивое музыкальное произведение, для которого нужно большое количество музыкальных инструментов и разнообразных тембров.

- Как вы думаете, инструменты в оркестре расположены согласно определенному порядку или каждый по себе?

- Если присмотреться, то можно увидеть, что в оркестре все инструменты расположены в строгом порядке.

(Рассматривание схемы симфонического оркестра)

-Впереди находится струнная группа оркестра. За ними, расположились деревянные духовые инструменты. Справа от них, семейство медных духовых инструментов. За ними - ударная группа.

(Просмотр видеоклипа об инструментах симфонического оркестра).

- С.С.Прокофьев специально написал музыку к сказке "Петя и волк", чтобы познакомить детей с инструментами симфонического оркестра. Давайте знакомство со сказкой начнем с либретто. А что такое либретто? (Краткое содержание спектакля)

- Откройте, пожалуйста либретто.

  • Назовите инструменты, исполняющие лейтмотив Пети.
  • Назовите инструменты, исполняющие тему птички.
  • Назовите инструменты, исполняющие тему утки.
  • Назовите инструменты, исполняющие тему кошки.
  • Назовите инструменты, исполняющие тему дедушки.
  • Назовите инструменты, исполняющие лейтмотив волка.
  • Назовите инструменты, изображающие выстрелы охотников.

5. Просмотр мультфильма "Петя и волк".

-А теперь мы с вами посмотрим симфоническую сказку С.С. Прокофьева "Петя и волк".

6. Анализ сказки.

- Понравилась вам сказка?

- Кто автор этого произведения? (С.С. Прокофьев)

- Зачем С.С. Прокофьев создал это произведение?(Чтобы познакомить детей с инструментами симфонического оркестра).

- Почему композитор выбрал для утки гобой? (Голос гнусавый, похож на кряканье)

- Какой инструмент помог создать образ дедушки? (Фагот- самый низкий по тембру)

- Почему композитор выбрал 3 валторны для образа волка?(Показать, что волк очень злой и кровожадный)

- Каким по характеру вы представляете себе Петю? (Веселым, задорным, решительным мальчиком).

- Какие инструменты раскрывают его характер? (Виолончель, альт, скрипки).

7. Оркестр.

- А сейчас я предлагаю вам организовать свой маленький оркестр. Возьмите инструменты .Посмотрите на экран. Здесь вы видите партитуру для каждого инструмента, где каждый инструмент вступает строго в свое время.

- А теперь давайте тренироваться играть в оркестре.

(Играют 2 раза)

8. Итог урока.

- Подошел к концу наш урок. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- С какими новыми словами вы познакомились.

(Оценки за урок)

9. Домашнее задание.

- Прослушать произведение .

- Нарисовать иллюстрации к симфонической сказке С.С. Прокофьева "Петя и волк".

14.07.2014