Использование песка в работе психолога

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Все дети получают море радости и удовольствия, играя в песке. И это не случайно. Именно игры с песком позволяют маленькому человечку открыто выражать свои эмоции: радость, восторг, удивление. Используя песок как благоприятную среду, можно проводить различные развивающие, коррекционные, адаптационные игры и занятия педагога-психолога с детьми. (Приложение)

Цель и задачи:

  • Обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.
  • Снижение агрессивности, страхов, тревожности у детей.
  • Развитие воображения, фантазии.
  • Развитие способности выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне.
  • Помочь детям достичь взаимопонимания и сотворчества через совместную деятельность.
  • Способствовать становлению произвольной саморегуляции.
  • Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать к размышлению, самоисследованию.

Игры с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние детей в период адаптации к детскому саду. Такая созерцательная работа вызывает спокойствие и умиротворение у ребенка, умение слушать тишину, себя и окружающих (Какой песочек на ощупь? Погреем песок своими ладошками, отдадим ему частичку своего тепла; Закопаем ручки в песок и поищем пальчики друг друга; «Насыпаем – высыпаем»; «Найди игрушку»; Высыпаем сухой песочек тонкой струйкой; «Чей след?»)

Игры с песком развивают тактильную чувствительность, поэтому перенос развивающих занятий в песочницу дает дополнительный эффект.

«Ладошки солнца». Использование контурных изображений - одно из эффективных средств, обеспечивающих развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения. Чтобы песчаная буря не смогла разрушить наш рисунок, давайте выложим его из фасоли.

«Песок бывает разный – мокрый и сухой».

Цель: развивать через экспериментальную деятельность умение сравнивать, делать выводы. Исследуем свойства сухого и мокрого песка. Большое количество песчинок способно заставить вращаться колесо!

Объемные изображения из песка.

«Домашние животные».

Цель: развитие зрительно-моторной координации, произвольности, закрепление знаний по теме. Дети откапывают части игрушек и отгадывают, кого в этом месте засыпал песок. С помощью формы-трафарета получают объемное изображение фигуру из песка домашнего животного из песка по контуру.

Игры с песком.

Игра «Археологи: потерянные буквы».

Цель: формирование образа буквы, развитие произвольной саморегуляции, умение работать в паре. При помощи кисточки откапываем спрятанные в песке буквы. Выкладываем, ориентируясь на образец буквы из счетных палочек.

Игра «Хитрый квадрат».

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, умения работать в команде. Каждый ребенок получает комплект одинаковых по форме, но разных по цвету геометрических Разыгрываем фигуры. Достаем из мешочка, фигур. выбирая на ощупь. У меня круг! А у меня квадрат! Непродолжительное время рассматриваем. По памяти располагаем свои фигуры в карту и запоминаем, где расположены наши пустой таблице. фигуры.

Игры с тревожными детьми.

Игра с песком для ребенка - это естественная и доступная форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.

Игра «Пустыня».

Цель: развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику, произвольную саморегуляцию, закрепить и систематизировать знания детей о пустыне, помочь детям достичь взаимопонимания через совместную деятельность («Жители пустыни». «Песчаная буря». «Узнай следы на песке обитателей пустыни». «Букет цветов из камушков и ракушек в подарок».)

Рисуем на песке двумя руками.

Цель: развитие координации движений и графических навыков, межполушарного взаимодействия, умения работать по образцу. Провести пальчиками двух рук одновременно по контуру рисунка – образца для создания двигательного образа изображения - копирование рисунка-образца на песке.

Список литературы:

  1. Алексеенко В.В., Лощинина Я.И. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет. – М.: «ДОМ. XXI», 2008. – 218 С.
  2. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.
  3. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: конспект занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2010. – 80С.
  4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
  5. Скавитина А. Аналитическая игра в песок (сэндплэй) - дверь в королевство детства. – Москва, 2001.
  6. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. - СПб.: Питер, 2001.