Урок географии по теме "Западно-Сибирская равнина. Природные условия и ресурсы"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: урок новых знаний.

Цель урока: Создание условий, для формирования умений обучающихся устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы, образом жизни и хозяйственной деятельностью людей.

Задачи:

  1. Показать взаимосвязь природных условий, влияющих на формирование облика Западно-Сибирской равнины.
  2. Решить проблемные задания, используя различные виды географической информации.
  3. Установить причинно-следственные связи между природными условиями и жизнью человека.

Методы и приемы: Решение проблемных ситуаций, работа с географическими источниками информации, заполнение схем и контурных карт.

Оборудование:

  1. Учебник. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Под редакцией А.И. Алексеева. – М. Дрофа, 2012.
  2. Атлас «География. Природа и население. 8 класс». - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012.
  3. Атлас «География. Хозяйство и географические районы. 9 класс». - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012.
  4. Листы самостоятельной деятельности учеников.
  5. Знаки успешности.
  6. Мультимедийная презентация.
  7. Компьютер, мультимедиа, интерактивная доска.

Ход урока

В ходе оргмомента учитель проводит инструктаж с особенностями деятельности. На всех этапах урока ученики работают в группах, выполняют задания предложенные учителем, записывают краткие выводы в листы самостоятельной деятельности (Приложение 1) и оценивают свою работу в соответствие с критериями:

  • «5», если мы выполнили задание самостоятельно;
  • «4», если нам помогли учитель или одноклассники;
  • «3», если вписали готовый ответ.

Кроме этого, каждый может заработать дополнительные баллы – «знаки успешности» (Приложение 4). Для этого нужно активно участвовать в работе групп, отвечать на вопросы учителя, предлагать оригинальные варианты и пути решения заданий.

I. Мотивационный этап.

Учитель демонстрирует слайды, иллюстрирующие особенности природы Западно-Сибирской равнины. (слайд 2).

Сегодня на уроке мы будем изучать огромный богатейший край нашего государства, величайшую равнину земного шара, протянувшуюся от берегов Карского моря на севере, и, до Казахского мелкосопочника и Алтайских гор на юге, от Урала на западе, до р. Енисей на востоке. Русские проникли в этот район в конце XV века. Особенно много сведений сохранилось о походе в эти края казака Ермака Тимофеевича. В настоящее время главная хозяйственная функция района – поставка нефти и природного газа в европейскую часть страны. Как называется этот природный район? Чем отличается природа Западной Сибири? Что можно назвать символом Западно-Сибирской равнины?

Ученики перечисляют особенности равнины: запасы нефти и природного газа, река Обь, тайга, болота. Обсуждают и приходят к выводу, что ключевым отличием Западно-Сибирской равнины является наличие обширных болот.

II. Планирование.

(слайды 3-5).

Учитель просит учащихся сформулировать оригинальную тему урока, цель и задачи, используя инструкции в листах самостоятельной деятельности. Одна из тем записывается на доске.

Вопросы для формулирования темы.

  • Что меня больше всего интересует в данной проблеме?
  • Что хотелось бы изучить более глубоко?
  • За что я могу получить лучшую оценку?
  • Как мне удивить одноклассников?

Приём постановки целей. Я хочу…

  • Узнать
  • Выявить
  • Уточнить
  • Понять
  • Раскрыть
  • Описать
  • Объяснить
  • Составить
  • Изобразить
  • Выяснить
  • Найти
  • Научиться

Пути постановки задач. Я могу…

  • подумать самостоятельно …
  • изучить доступные источники информации …
  • узнать, что думают об этом …
  • обратиться за помощью …
  • выполнить …
  • другое …

III. Выдвижение гипотезы.

(слайд 6) 

Учитель просит учащихся обсудить в группах и выдвинуть гипотезы, объясняющие возникновение на Западно-Сибирской равнине высокой степени заболоченности территории. В ходе работы могут быть высказаны предположения, кторые записываются на доске и ранжируются.

  1. Геологическая история развития, способствующая формированию плоского рельефа территории.
  2. Влияние современных факторов рельефообразования: деятельность четвертичных ледников, рек и неотектонических движений.
  3. Климатические особенности территории.
  4. Влияние вечной мерзлоты.
  5. Половодья и паводки на реках.
  6. Зарастание озер.
  7. Наличие водоупорных пород.
  8. Близкое залегание грунтовых вод.
  9. Наступление болот.
  10. Другие причины: леса.

IV. Выбор методов исследования.

(слайд 7). 

Используя инструкцию в листах самостоятельной деятельности, учащиеся выбирают методы исследования.

  1. Изучение специальной литературы.
  2. Интервьюирование или опрос.
  3. Наблюдения.
  4. Картографический метод.

V. Исследование.

(слайды 8–21). 

На этапе исследования учащиеся анализируют выдвинутые ими гипотезы, доказывая или опровергая их. Учитель, на этом этапе координирует их деятельность в группах, направляет, помогает в поиске необходимой информации.

Таблица 1

Гипотеза Источник информации Возможные выводы
Геологическая история. Карта «Тектоническое строение». Приложение 2, рис. 1 «Геологическая история развития территории». В ходе геологической истории сформировался плоский рельеф, препятствующий стоку воды с Западно-Сибирской равнины.
Современные факторы рельефообразования. Физическая карта Западно-Сибирской равнины. Приложение 2: рис. 2 «Современные неотектонические движения земной коры». Текст параграфа 48. Четвертичное оледенение с центрами формирования на Северном Урале, плато Путорана и г. Бырранга препятствовали стоку рек и способствовали возникновению подпрудных водоемов на равнине. Реки выносят массу обломочного материала, песков и суглинков, продолжая выравнивать территорию. Неотектонические движения приводят к опусканию центральной части равнины и образованию ее чашеобразной формы. Совокупность данных условий усиливает процесс заболачивания.
Климатические особенности территории. Климатическая карта России. Приложение 2: рис. 3 «Зоны увлажнения». Анализ климатических особенностей Западно-Сибирской равнины показывает, что в условиях нежаркого лета на большей территории, холодной зимы формируется зона избыточного увлажнения.
Влияние вечной мерзлоты. Приложение 2: рис. 4 «Температура воздуха. Январь», рис. 5 «Вечная мерзлота». Холодная продолжительная зима с низкими температурами, нежаркое лето, способствуют сохранению вечной мерзлоты, которая создает условия для накопления поверхностных вод и заболачиванию.
Половодья и паводки на реках. Физическая карта Западно-Сибирской равнины. Текст параграфа 48. Реки текут медленно. Они неглубокие, но зато имеют чрезвычайно широкие долины с многочисленными протоками и озерами-старицами. Весной реки разливаются на многие километры вокруг.
Зарастание озер. Физическая карта Западно-Сибирской равнины. Собственные знания и наблюдения. Многочисленные озера в поймах рек зарастают, превращаясь в болота.
Наличие водоупорных пород. Физическая карта Западно-Сибирской равнины. Собственные знания и наблюдения. Слои водоупорных пород – глин, слагающих равнину препятствуют просачиванию вод.
Близкое залегание подземных вод. Физическая карта Западно-Сибирской равнины. Собственные знания и наблюдения. Близкое залегание подземных вод Западно-Сибирского бассейна, их выходы, способствует заболачиванию территории.
Наступление болот. Физическая карта Западно-Сибирской равнины. Приложение 2: рис. 6 «Распространение болот», текст 1. Болота способны сами создавать условия для своего распространения. Мхи накапливают влагу, торфяники растут со скоростью литр на каждое тысячелетие, постепенно заполняя углубления и сливаясь между собой.
Другие причины: леса. Карта «Растительность России». Текст параграфа 48. Леса способствуют сохранению и накоплению влаги. Площадь болот постоянно увеличивается за счет заболачивания лесов.

 В середине урока проводится интеллектуальная разминка. Учитель читает утверждения, а ученики хлопают в ладоши, если согласны с ним, или встают, если не согласны. (Приложение 3).

По окончании работы над гипотезами учащиеся оформляют краткий вывод в листе самостоятельной деятельности. (слайд 22.Приложение 1).

Подводя итоги работы, учитель задает заключительный вопрос: «Можно ли считать болота Западной Сибири «гиблыми» местами России?» (слайд 23).

VI. Рефлексия и самооценка.

Учащиеся заполняют листы самостоятельной деятельности, выбирают домашнее задание и оценивают свое самочувствие на уроке. (слайды 24, 25. Приложение 1).

Приложения.

27.04.2014