Программа дополнительного образования детей "Пешком в прошлое"

Разделы: Общепедагогические технологии


Программа «Пешком в прошлое» является программой культурологической направленности. В ней отражен многолетний опыт работы музея по изучению познавательных потребностей обучающихся. Актуальность данной программы подтверждается тем, что тематика занятий, проводимых по данной программе, совпадает с различными разделами школьных общеобразовательных программы и может быть использована как дополнительный материал при изучении многих тем. Различные разделы программы «Пешком в прошлое» соответствуют стандарту дошкольного, начального общего образования.
Уникальность данной программы состоит в использовании музейных предметов как источников обучения. Форма и содержание занятий основано на содержании экспозиций и фондов музея.
Программа ориентирована на возрастную категорию с 6 до 12 лет. Дети занимаются группами постоянного состава 1-2 раз в неделю по 1-2 часу – 72 часа в год. В группе должно быть 12-15 человек. Перечень и последовательно тем могут меняться по выбору педагога.
Программа рассчитана на 2 года обучения, включает 6 разделов, распределенных на 144 часа.

Цель программы.

Данная программа направлена на формирование интереса и уважения к русской истории и национальной культуре, любви к своему народу и его прошлому.

Задачи программы:

  • развитие творческих способностей детей, образного и ассоциативного мышления, эмоционально-эстетического восприятия действительности,
  • разностороннее обучение ребенка средства музейной педагогики на основе творческой художественной и письменной деятельности,
  • освоение детьми знаний о русской культуре, истории, быте, о традициях нашей страны,
  • формирование художественного вкуса и познавательных интересов обучающихся.

Принципы и форма работы
В основе реализации данной программы лежат следующие принципы:

  • интерактивность, ибо человек запоминает только то, что делает, поэтому каждое занятие предполагает личную инициативу и активное участие детей,
  • комплексность, то есть включение всех каналов восприятия (чувственный,  логико-аналитический, психомоторный), потому что прочувствованный и пережитый опыт познания остается в сознании ребенка и становится частью его личности,
  • системность, обеспечивающая усвоение информации и приобретение знаний, умений, навыков  на основе музейно-образовательных занятий, которые оформлены в программу с едиными целями, задачами и требованиями.

Учебно-тематический план первого года обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

 

Вводное занятие

2

-

2

Раздел 1. «В гостях у сказки» (12 часов)

1.

«У лукоморья…»

2

2

4

2.

«Как рубашка в поле выросла»

2

2

4

3.

«К дедушке Корнею…»

2

2

4

Раздел 2. «Русские традиции» (32 часов)

4.

Русская народная игрушка

4

4

8

5.

Чудеса из глины

2

2

4

6.

Русские народные промыслы

4

4

8

7.

Русский самовар и чаепитие на Руси

2

2

4

8.

Праздники: Новый год и Рождество

2

2

4

9.

Русский пряник

2

2

4

Раздел 3. «Наша древняя столица» (24 часа)

10.

Старинная крепость

4

4

8

11.

Древняя Москва

2

2

4

12.

Прогулка по Москве

2

2

4

13.

История района Бибирево

2

2

4

14.

Англия в Москве

2

2

4

 

Итоговое занятие

2

-

2

 

Итого:

38

34

72

Учебно-тематический план второго года обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

 

Вводное занятие

2

-

2

Раздел 4. «В доме старом, в доме чудном…» (16 часов)

1.

В городской гостиной

2

2

4

2.

Мебель прошлых лет

2

2

4

3.

Рождение книжки

2

2

4

4.

Письмо с фронта

2

2

4

Раздел 5. «Мир русской деревни» (32 часа)

5.

Крестьянская изба

4

4

8

6.

Из бабушкиного сундучка

4

4

8

7.

О чем рассказала вощина

2

2

4

8.

Русский народный костюм

2

2

4

9.

Печеные кружева

2

2

4

10.

Праздники: Масленица и Пасха

2

2

4

Раздел 6. «По дороге к храму» (20 часов)

11.

Крещение Руси

2

2

4

12.

Православный храм

2

2

4

13.

Как устроен храм внутри

2

2

4

14.

Древнерусская икона

2

2

4

15.

Как учились раньше, до нас

2

2

4

 

Заключительное занятие

2

-

2

 

Итого:

38

34

72

Первый год обучения

Вводное занятие.
Экскурсия по музею. Виды музеев. Знакомство с программой первого года обучения. Инструктаж по технике безопасности.

Раздел 1. «В гостях у сказки»

1.«У лукоморья…»
Занятия по сказкам А.С. Пушкина. Изучение мира сказок А.С. Пушкина и его исторического и культурологического содержания.

Практические занятия.
Изготовление кота ученого из бумаги.

2.«Как рубашка в поле выросла»
Занятия по рассказу К.Д. Ушинского. Изучение  процесса рождения ткани в старину от зернышка до готового полотна.

Практические занятия.
Изготовление символа солнца из нитей.

3.«К дедушке Корнею…»
Занятия по сказкам К.И. Чуковского. Изучение многообразия сказок К.И. Чуковского и его исторического и культурологического содержания.

Практические занятия.
Изготовление бабочки из проволоки.

Раздел 2. «Русские традиции»
1.Русская народная игрушка
Занятия об истории и традициях русской народной игрушки. Знакомство с разнообразием и уникальностью традиционной деревянной, глиняной и тряпичной игрушки.

Практические занятия.
Изготовление куколки из нитей и лошадки из бумаги.

2. Чудеса из глины
Занятия об истории керамики и фарфора. Знакомство с историей появления керамической и фарфоровой посуды.

Практические занятия.
Лепка дымковской утицы из глины.

3.Русские народные промыслы
Занятия об истории русских народных промыслов. Знакомство с разнообразием русских промыслов, с их уникальностью и самобытностью.

Практические занятия.
Роспись гжельской тарелочки и дымковского петушка.

4.Праздники: Новый год и Рождество
Занятия о зимних праздниках, которые стали историей и культурой нашей страны. Знакомство с традициями проведения праздников: Новый год и Рождество.

Практические занятия.
Создание рождественского ангела из лыка и мешковины.

5.Самовар и чаепитие на Руси
Занятия об истории русского чаепития и угощения на Руси. Знакомство с историей русского самовара и традициями чаепития.

Практические занятия.
Чаепитие в традициях русского быта.

6.Русский пряник
Занятие о традициях русского пряничного дела. Изучение традиции изготовления пряников и их разнообразия.

Практические занятия.
Роспись пряника.

Раздел 3. «Наша древняя столица»
1.Старинная крепость
Занятия об истории русской крепости. Изучение истории создания и строительства крепостей, исторической судьбы древнерусских городов.

Практические занятия.
Строительство крепости и создание герба города.

2.Древняя Москва
Занятия об образе Москвы, запечатленном в акварелях художника А.М. Васнецова. Изучение истории формирования облика Москвы, ее уникальности и неповторимости.

Практические занятия.
Строительство старинных изб и роспись акварели.

3.Прогулка по Москве
Занятия о внешнем облике современной и исторической Москвы. Изучение основных достопримечательностей города.

Практические занятия.
Создание карты-схемы города с элементами аппликации.

4.История района Бибирево
Занятия об истории района Бибирево. Изучение формирования и развития этого района города Москвы.

Практические занятия.
Создание карты-схемы достопримечательностей района.

5. Англия в Москве
Занятия об истории зарождения торгово-дипломатических отношений Англии с Россией, о культурных традициях Англии в современной жизни нашей страны.

Практические занятия.
Изготовление имбирного печенья.

Итоговое занятие.
Проведение выставки готовых работ, созданных за первый год обучения. Подведение и обсуждение итогов года.

Второй год обучения

Вводное занятие.
Игра, посвященная изучению музея. Знакомство с программой второго года обучения. Инструктаж по технике безопасности.

Раздел 4.«В доме старом, в доме чудном…»
1.В городской гостиной

Занятия о быте горожан. Знакомство с жизнью городских жителей в старину.

Практические занятия.
Написание стихотворения перьевой ручкой.

2.Мебель прошлых лет
Занятия о старинной мебели. Знакомство с мебелью прошлых лет, с ее историей и назначением.

Практические занятия.

Создание шкатулки из бумаги.

3.Рождение книжки
Занятия об истории русской книги. Знакомство с историей формирования русской книги, с историей появления детской литературы.

Практические занятия.
Создание странички из старинной книги.

4.Письмо с фронта
Занятия посвящено Великой Отечественной войне. Знакомство с военной историей нашей страны через судьбы обычных людей.

Практические занятия.
Создание фронтового письма.

Раздел 5. «Мир русской деревни»
1.Крестьянская изба

Занятия о быте крестьян. Изучение жизни крестьянской семьи в старину.

Практические занятия.
Роспись деревянной ложки и участие в игре о крестьянском быте.

2.Из бабушкиного сундучка
Занятия о старинных рукоделиях. Изучение разнообразия русских рукотворных изделий, их уникальности и неповторимости, отличия от массовых типовых вещей.

Практические занятия.
Создание тряпичной куклы и тряпичного зайчика.

3.О чем рассказала вощина
Занятия об истории освещения. Изучение процесса появления освещения, места света в жизни человека.

Практические занятия.
Создание свечи из вощины.

4.Русский народный костюм
Занятия о русской костюме. Знакомство с разнообразием  русского костюма, его красотой и неповторимостью.

Практические занятия.
Плетение пояска из нитей.

5.Праздники: Масленица и Пасха
Занятия о весенних праздниках, которые стали историей и культурой нашей страны. Изучение традиций проведения праздников Масленица и Пасха.

Практические занятия.
Создание пасхального деревянного яйца.

6.Печеные кружева
Занятие о традициях русского пряничного дела. Изучение традиции изготовления пряников и их разнообразия.

Практические занятия.
Лепка пряника из ржаной муки.

Раздел 6. «По дороге к храму»

1.Крещение Руси
Занятия об истории Крещения Киевской Руси. Знакомство с историей Крещения Руси, со значением этого события в развитии русской культуры.

Практические занятия.
Создание мозаики.

2.Православный храм
Занятия о храмах и часовнях. Знакомство с историей храмов и часовен, их многообразием и отличием друг от друга.

Практические занятия.
Создание модели храма и роспись его изображения.

3.Как устроен храм внутри
Занятия о внутреннем устройстве храма. Знакомство с внутренним устройством храма, с традициями в его оформлении.

Практические занятия.
Создание фрески.

4. Древнерусская икона
Занятия о создании русской иконы. Знакомство с историей создания иконы и с ее символическим содержанием.

Практические занятия.
Роспись книжной миниатюры.

5. Как учились раньше, до нас
Занятия об истории русского образования. Знакомство традициями образования в старину.

Практические занятия.
Написание старинного алфавита гусиным пером.

Итоговое занятие.
Проведение выставки готовых работ за весь курс обучения. Подведение и обсуждение итогов.

Формы контроля

  • Проведение самостоятельных работ на занятиях в группе творческого, развивающего и аналитического характера.
  • Создание творческих работ, рукотворных поделок, самостоятельных изделий, как применение полученных знаний на практике и для формирования знаний через художественный и письменный труд.

Конечный результат

В результате изучения данной программы дети должны:
- знать основные этапы жизни и творчества А.С. Пушкина и К.И. Чуковского, даты и основные исторические событий из истории Москвы, наиболее значимые достопримечательности города, традиции нашей страны и особенности быта крестьян и горожан в старину,
- уметь различать промыслы России (Гжель, Хохлома, вологодское кружево, городецкая роспись), традиционные русские игрушки (Абашевская, Филимоновская, Богородская, Каргопольская, тряпичная кукла), виды пряников (архангельские тетерки, тульский, вяземский, городецкий), типы старинной мебели (бюро, комод, буфет, этажерка, стол, лавка, скамья),
- иметь представление об основных этапах развития нашего города, образе жизни различных социальных групп, о предметах быта и вооружения различных эпох, о развитии декоративно-прикладного и народного искусства, о внешнем и внутреннем устройстве православного храма,
- создавать поделки из бумаги, глины, ткани, теста, различать эти материалы по свойствам и фактуре, самостоятельно писать гусиным, стальным пером, перьевой ручкой, делать карты-схемы и находить основные достопримечательности на карте города и района.

Оценка результативности

Процедура оценки результатов обучения данной программе может включать в себя проведение музеем выставок детских работ и викторин по различным разделам программы.

Литература для педагога

  1. Алексеев С.В. Энциклопедия православной иконы. - Санкт-Петербург: Сатисъ, 1992
  2. Белов А. Лад. – Москва: Молодая гвардия, 1989.
  3. Басаргина А.А., К.Л.Лисова, Суворова Г.Ф. Народоведение. – Москва: Владос, 2005.
  4. Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство. – Ленинград: Искусство, 1981.
  5. Ванслова Е.Г. Дети и система ценностей. – Москва: Мегаполис, 2012.
  6. Ванслова Е.Г. Культура и дети. – Москва: Мегаполис, 2012.
  7. Громыко М.М. Мир русской деревни. – Москва: Молодая гвардия, 1991.
  8. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. - Хотьково, Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2010.
  9. Дайн Г.Л. Сергиев Посад – мастерская игрушки. - Хотьково, Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2011.
  10. Дайн Г.Л. Сергиев Посад – столица русской игрушки. - Хотьково, Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2011.
  11. Дайн Г.Л. Тряпичная кукла, Лоскутные мячики. - Хотьково: Весь Сергиев Посад, 2012.
  12. Драхлер А.Б., Морозова О.И., Фадеева Л.И. Северо-Восток родной столицы. - Москва: Брандес, 1996.
  13. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. – Москва: Ладога-100, 2007.
  14. Иваницкая З.Н. Писанка. – Москва: Мир, 2001.
  15. Кудрявцева Л.С. Собеседники поэзии и сказки. – Москва: Московские учебники, 2008.
  16. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа. - Санкт-Петербург: Паритет, 2004.
  17. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее. – Москва: Владос, 2001.
  18. Леонов Ю.Н. Чаепитие на Руси и в иных землях. – Москва: Монолит, 2004.
  19. Милова М.Ф., Резвин В.А. Прогулки по Москве. – Москва: Московский рабочий, 1988.
  20. Можаева Е.М. Русские игрушечные кони. – Москва: Советская Россия, 1976.
  21. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. – Москва: Коллекция М, 2003.
  22. Непомнящий В.С. «Поэзия и судьба». – Москва: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 1999.
  23. Пармон Ф.М. «Русский народный костюм». – Москва: Легпромбытиздат, 1994.
  24. Потапов А.А. Русский ратный обычай. - Москва: Ладога-100, 2006.
  25. Сборник «Москва в творчестве А.М. Васнецова». - Москва: Московский рабочий, 1986.
  26. Сборник «Самые знаменитые крепости России». – Москва: Вече, 2004.
  27. Семенова М.В. Мы славяне. - Санкт-Петербург: Азбука, 1999.
  28. Чижов В.Е. Бибирево 400 лет истории. – Москва: Мосиздатинвест, 2006.
  29. Чуковская Л.К. Памяти детства – мой отец Корней Чуковский. – Москва: Время, 2007.
  30. Шангина И.И. Русские праздники от святок до святок. - Санкт-Петербург: Азбука, 2004.

Литература для детей

  1. Алдонина Р.В. Московский Кремль. - Москва: Белый город, 2009.
  2. Андреев Н.И. Русская крепость. – Москва: Центр детской книги, 1995.
  3. Берстенева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. - Москва: Белый город, 2010.
  4. Григорьева Е.В. Русские иконописцы. - Москва: Белый город, 2009.
  5. Дацкевич А.А. Как делают книгу. - Москва: Московский рабочий, 1999.
  6. Ермильченко Н.В. История Москвы. - Москва: Белый город, 2008.
  7. Ермильченко Н.В. Прогулки по Москве. - Москва: Белый город, 2010.
  8. Клиентов А.Е. Народные промыслы. - Москва: Белый город, 2008.
  9. Колпакова О.В. Как учились на Руси. - Москва: Белый город, 2009.
  10. Короткова М.В. Город и горожане. – Москва: Издательский центр Москвоведение, 1999.
  11. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – Москва: Русское слово, 1998.
  12. Лаврова С.А. Русские игрушки, игры, забавы. - Москва: Белый город, 2009.
  13. Махотин С.А. Прогулки по Москве. - Москва: Белый город 2009.
  14. Межиева М.В. Праздники на Руси. - Москва: Белый город, 2008.
  15. Нерсесов Я.Н., Волков В.М. Война народная. - Москва: Белый город, 2009.
  16. Новицкая М.Ю. Родная земля. – Москва: Дрофа, 2005.
  17. Осипов Н.Ф. Золотые руки – храбрые сердца. - Москва: Малыш, 1974.
  18. Скоробогатько Н.В. Русская православная культура. - Москва: Белый город, 2007.
  19. Скоробогатько Н.В. Чудотворные иконы. - Москва: Белый город, 2010
  20. Тарановская Н.В. Маленькие чудеса. - Ленинград: Детская литература, 1981.
  21. Улыбышева М.А., Запецкий В.М. Русское застолье. - Москва: Белый город, 2009.

10.07.2014