Сценарий литературно-музыкального праздника для детей старшего дошкольного возраста "Мой Пушкин"

Разделы: Работа с дошкольниками


«Имя Пушкина входит в наше сознание в самом раннем детстве.
Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить
чистое, простое, прелесть русского слова и
пушкинского стиха, их нравственное содержание».

С.Я. Маршак

Сценарий литературно-музыкального праздника «Мой Пушкин» разработан для воспитанников 6-7 лет Комплекса раннего эстетического развития и рассчитан на участие всех воспитанников группы.

Сценарий разработан в соавторстве с педагогом дополнительного образования по художественному слову Бышко Маргаритой Николаевной.

В процессе создания сценария были определены следующие задачи:

  • Образовательные: знакомить воспитанников с литературным и музыкальным материалом, посвященным  творчеству А.С. Пушкина, с особенностями эпохи 19 века (дети посещают музей-панорама «Бородинская битва»); знакомить с культурными объектами г. Москвы и Московской области, связанными с жизнью и творчеством поэта (музей-усадьба Захарово, литературный музей А.С. Пушкина); рекомендовать родителям создать дома библиотеку произведений поэта; обогащать речь дошкольников словарным запасом.
  • Развивающие: развивать образное и логическое мышление, фантазию, воображение, память, внимание (слуховое, зрительное), наблюдательность, раскрывать творческие способности, художественный вкус, эстетические способности, коммуникативные, социальные и культурные навыки; развивать мотивацию и стартовые возможности к обучению в школе.
  • Воспитательные: развитие умения взаимодействовать в группе, самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность, развивать нравственные понятия, социальные качества детей.

Проведению праздника предшествовала длительная подготовка.

Выбирая вид деятельности для реализации поставленных задач, мы обратились к возможностям театральной игры. Театральная игра – одна из наиболее совершенных и эффективных форм реализации потенциальных возможностей ребенка. Она формирует речевую активность, помогает бороться с речевыми штампами, развивает фантазию и воображение, музыкально-творческие способности, воспитывает интерес к народному творчеству, развивает зрительно-пространственную ориентацию. Закладывается понятие о необходимости осознания трудовых навыков, преодоления трудностей в процессе подготовки театрального представления.

Погружение в атмосферу сказок А.С. Пушкина мы начинаем с чтения книги «Детство Баяна».  Сюжетно-художественное описание природы раскрывает мир звуков и музыки. Гармоничное слияние всего живого воплощается в речи и стихах юного Баяна, зарождается источник образа русского слова.

Работая с текстами произведений А.С. Пушкина, мы акцентируем внимание детей на музыкально-слуховом восприятии художественного слова.

Играя на воображаемых гуслях, мы вместе с детьми пытаемся уловить мелодику слова, что присуще всем древнерусским славянам в былинных рассказах.

Осенью, в любимое время года поэта, мы посещаем музей – усадьбу Захарово, где дети знакомятся не только с содержанием этого музея, но и учатся слушать экскурсовода, общаться с ним, задавая свои вопросы и беседуя с ним в процессе экскурсии. У памятника юному Пушкину дети торжественно возлагают цветы, здесь же проводится конкурс на лучшего чтеца стихотворения Пушкина «Осень».

Посещая литературный музей Пушкина,  дети попадают в волшебную комнату сказок, где вместе с экскурсоводом они читают отрывки из уже подготовленных и отработанных ими сказок поэта.

Одним из этапов работы над праздником является репетиционный период. Педагог, знакомящий детей с текстами сказок Пушкина, должен сам чувствовать прелесть русского слова пушкинского стиха. Слова в процессе речи превращаются в действия. Станиславский писал: «Говорить, значит действовать». Тембр голоса, эмоциональная подача педагогом характера каждого героя настраивает ребенка на желание самому участвовать в действии.

Распределение ролей также происходит под контролем педагога, который знает и учитывает возможности каждого ребенка, его индивидуальность. 

Работать над образом героя ребенку помогают педагоги по разным предметам.  Педагог по литературе помогает ребенку раскрыть смысл характера персонажа и развивает у него наглядно-образное мышление.  Педагог по предмету «Фантазия» с помощью природных материалов пытается обогатить образы героев сказок художественными средствами.

Педагог по хореографии помогает ребенку через пластику приблизиться к воплощению образа. С педагогом по ИЗО дети рисуют портреты любимых персонажей. На музыкальных занятиях дети разучивают свой музыкальный репертуар.

Объединение музыки, поэзии, ИЗО и танца глубже раскрывает эмоциональный мир ребенка, развивает его ассоциативную память, помогает ему поверить в свои силы, раскрывает его большие потенциальные возможности, у ребенка появляется желание творить и радость от процесса творчества.

В итоге получается замечательный литературно-музыкальный праздник, подготовка и проведение которого объединяет  всех педагогов, воспитанников и родителей Комплекса.
В зрительном зале – родители воспитанников Комплекса.

Оформление сцены.На сцене – шатер Шамаханской царицы, звездное небо, солнце, месяц; перед сценой имитация моря, трон царя.

Ведущий праздника, исполнитель роли Бабы-Яги – педагоги Комплекса.

Сцена I

Дети входят в зал под музыку П.И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин», затем садятся на стулья.
Стихотворение «Осень» А.С. Пушкина читает победитель  конкурса чтецов в Захарово.
Песня на стихотворение «Буря мглою небо кроет…» (Автор музыки  М. Яковлев).  Поют все дети.
Исполняется отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья».
После слов «Там ступа с Бабою-Ягой идет бредет сама собой…» под музыку М.П. Мусоргского появляется Баба-Яга.

Баба-Яга: Ай, ай, ай, куда это я попала? Леший… Водяной… Где вы? Ой, что-то духом человеческим пахнет… не на обед ли к Кощею я попала?

Ребенок: Да нет, Бабка-Ёжка, ты попала праздник, посвященный нашему любимому сказочнику Александру Сергеевичу Пушкину.

Баба-Яга: О, праздники я очень люблю! И Пушкина люблю за то, что он меня в своих сказках никогда не забывал! Да я все его сказочки перечитала. Помните сказку о Мертвой царевне? Да там, где рыбка золотая к деду приплыла. Да там еще бабка яблочко съела и уснула…

Дети: Нет, нет! Там все не так было!

Баба-Яга: А вы что, все помните что ли? А ну-ка проверим! Назовите все сказки, которые Пушкин сочинил.

Дети по-очереди называют сказки А.С. Пушкина.

Баба-Яга: Да, вспомнила я. Значит так: зеркальце у рыбки было. Корыто у попа. Яблочко, помню, Руслан съел. А звезда у Белоснежки во лбу горела.

Ребенок: Опять ты все перепутала.

Баба-Яга: Молодцы! Вижу, что любите вы Александра Сергеевича… Есть у меня еще для вас задание. В моем альбоме есть рисунки по сказкам Пушкина.  Угадайте, герои каких сказок на них изображены.

Баба-Яга показывает детям иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, дети должны определить к какой сказке каждая из них.

Баба-Яга: Ох, еще одну картинку забыла. Угадайте, из какой она сказки. Показывается иллюстрация к сказке «О рыбаке и рыбке».  После ответа детей начинается действие.

Сцена II

На сцену выходит ребенок в роли Старика из сказки «О рыбаке и рыбке».

Старик: Жил старик со своею старухой у самого синего моря; они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод (бросает сеть) – пришел невод с одной тиной, он в другой раз закинул невод (бросает сеть) – пришел невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод (бросает сеть)– пришел невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой – золотою.

На сцене под музыку появляется Золотая рыбка и исчезает.
Дети исполняют танец «Море» с синими лентами. Во время танца Золотая рыбка появляется второй раз. Исполняется песня «Рыбка, рыбка золотая» (автор музыки и слов педагог дополнительного образования Курлаева А.Б.).
Старик набрасывает на рыбку сеть. Исполнители танца и песни уходят.

Рыбка: Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя отдам откуп: откуплюсь – чем только пожелаешь.

Старик: Удивился старик, испугался: он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово (снимает сеть):
«Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе!».
Рыбка уплывает.
Выходят старухи (под музыку «Барыня»).

Старик: Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо.

Выходят три действующих лица в образах Старухи, Дворянки, Царицы.

Старик: «Я сегодня поймал, было рыбку, золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка, домой в море синее просилась, дорогою ценой откупалась: откупалась, чем только пожелаю. Не посмел я взять с нее выкуп; так пустил ее в синее море».

Первая старуха: «Дурачина, ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто. Наше-то совсем раскололось».

Вторая старуха: Воротись, поклонись рыбке. Не хочу быть столбовой дворянкой, а хочу быть вольной царицей».

Старик: Что ты, баба, белены объелась! Ни ступить, ни молвить не умеешь. Насмешишь ты целое царство!

Вторая старуха: Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, со мною, дворянкой столбовою. Ступай к морю, говорят тебе честью, не пойдешь, поведут поневоле.

Третья старуха: Воротись, поклонись рыбке. Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою. Чтобы жить мне в Океяне-море, чтоб служила мне рыбка золотая и была у меня на посылках.

Старухи уходят.

Старик: Что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет быть она царицей. Хочет быть владычицей морскою. Чтобы жить ей в Океяне-море, чтобы рыбка сама ей служила и была у нее на посылках.
Долго  у моря ждал я ответа. Не дождался, к старухе воротился (появляется Старуха). Глядь, опять все та же землянка, на пороге сидит моя старуха, а перед ней разбитое корыто.

Сцена III.

Баба-Яга: А я тоже хочу, как старик желания загадывать, но только чтоб они исполнились. Я хочу…. Что же я хочу?

Баба-Яга обращается к детям и предлагает им нарисовать свои желания.
Расстилается рулон бумаги, дети берут карандаши и рисуют свои желания.

Баба-Яга (сворачивает рулон бумаги с рисунками детей): Ребята, ваши желания мы отправим золотой рыбке, но исполнятся они тогда, когда вы научитесь быть добрыми, честными, трудолюбивыми, внимательными.
А я вот пожелала, чтоб меня моделью сделали, я же красивая! Да я вот у зеркальца своего спрошу, оно мне точно скажет, какая я красавица. Зеркальце, говори, ну что ты молчишь. Скажи, красавица я, красавица??

Ребенок: Надо заклинание сказать.

Баба-Яга: А, вспомнила! Произносит свои заклинания.
На сцене появляется Царица из сказки «О Мертвой царевне и семи богатырях».

Царица: Не то заклинание ты говоришь, вот какое надо.
На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним: «Я ль, скажи мне, всех милее, всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна, спору нет; но царевна всех милее, всех румяней и белее!»
Как Царица отпрыгнет, да как ручку замахнет,  да по зеркальцу как хлопнет, каблучком-то как притопнет!
«Ах, ты мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло! Как тягаться ей со мною, я в ней дурь-то успокою. Ну, скажи: как можно ей быть во всем меня милей? Признавайся, всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир; мне равной нет! Так ли?»
Зеркальце в ответ: А, царевна все ж милее, все ж румяней и белее!»
Делать нечего. Она, черной зависти полна, бросив зеркальце под лавку, позвала к себе Чернавку, и наказывает ей, сенной девушке своей: «Весть царевну в глушь лесную и, связав ее живую под сосной оставить там, на съедение волкам» (уходит со сцены).

Баба-Яга: Не хочу я такой ответ услышать от зеркальца. А я вот умею разговаривать с природой, я знаю ее язык. Вот, например,  если солнце садится красного цвета – тепло будет, а если цветы закрываются – к дождю. А какие примета вы знаете?

Дети называют приметы, которые знают.
На сцене в танце появляются Солнце, Месяц, Ветер.
На сцену выходит королевич Елисей.

Елисей (обращаясь к Солнцу): За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, и кого ни спросит он, всем вопрос его мудрён. Кто в глаза ему смеется, кто скорее отвернется… К красну солнцу, наконец, обратился молодец: Свет наш солнышко! Ты ходишь круглый год по небу, сводишь зиму с тёплою весной, всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете ты царевны молодой? Я жених ей…»

Солнце: Свет ты мой, я царевны не видало. Знать, её в живых уж нет. Разве месяц, мой сосед, где-нибудь ее да встретил или след ее заметил…».

Елисей: (обращаясь к Месяцу): Тёмной ночки Елисей дождался в тоске своей. Только месяц показался, он за ним с мольбой погнался. «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок! Ты встаёшь во тьме глубокой, круглолицый, светлоокий, и обычай твой любя, звезды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете ты царевны молодой? Я жених ей…».

Месяц: Братец мой, не видал я девы красной. На стороже я стою. Только в очередь мою без меня царевна, видно, пробежала. Погоди, об ней, быть может, Ветер знает. Он поможет. Ты к нему теперь ступай, не печалься же, прощай…

Елисей: (обращаясь к Ветру): Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе, не боишься никого, кроме Бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете ты царевны молодой? Я жених её.

Ветер: Постой. Там за речкой тихоструйной есть высокая гора, в ней глубокая нора; в той норе, во тьме печальной, гроб качается хрустальный на цепях между столбов. Не видать ничьих следов вкруг того пустого места; в том гробу твоя невеста….

Елисей уходит, Солнце, Месяц и Ветер еще раз танцуют и исчезают.

Баба-Яга: Ребята, а вы знаете, как закончилась эта сказка?

Дети отвечают, что Елисей нашел Царевну.

Баба-Яга: Ой, молодцы! Просто чудеса, сколько вы всего знаете! Вот в сказках Пушкина тоже много чудес было. Помните, Черномора и 33 богатыря, а Царевну-лебедь из «Сказки о царе Салтане»? Помните? А какое еще чудо было в этой сказке, что-то я забыла?

Ребенок: А мы тебе, бабулечка, сейчас напомним.

Дети выходят на сцену с музыкальными инструментами и исполняют русскую народную песню «Во саду ли, во огороде» (в обработке Римского-Корсакова), а один ребенок исполняет танец  Белки из «Сказки о царе Салтане».

Баба-Яга: Ах, вспомнила! Конечно, Белка!

Сцена IV.

На сцене – дети в русских костюмах с лотками, на которых лежат фрукты и сладости, изображают базар (зазывают народ покупать товары).
Исполняется Русская народная песня «Поторгуем, ребята».

Дети вместе: Жил-был Поп, толоконный лоб.

Ребенок: Пошел Поп по базару посмотреть кой-какого товару.

Все выстраиваются в две линии друг напротив друга, выходит Поп, торгуется, рассматривает товары, которые ему наперебой предлагают купить.

Поп: Нужен мне работник: повар, конюх и плотник. А где мне найти такого – служителя не слишком дорогого?

Ребенок: Навстречу ему Балда.

Все хором: Идет, сам не зная куда.

Выходит Балда.

Балда: Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?

Поп: Нужен мне работник: повар, конюх и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого?

Балда: Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно, в год за три щелка тебе по лбу. Есть же мне давай вареную полбу!

Дети все: Призадумался поп, стал себе почесывать лоб.

Поп: Щелк щелку ведь розь…

Дети все: Да понадеялся он на русский авось!

Поп: Ладно. Не будет нам обоим накладно. Поживи-ка на моем подворье, окажи свое усердие и проворье.

Поп уводит Балду.

Дети вслед кричат: Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!

Складывают лотки и исполняют «Русский танец».

Баба-Яга: Ой, ребятушки, какие молодцы вы сегодня! Столько сказок вспомнили, своим мастерством нас покорили. Я вам желаю, чтобы вы продолжали произведения Александра Сергеевича Пушкина  и в школе читать, любить его и почитать!

В конце праздника детям вручаются сувениры, аудиодиски и книги с произведениями А.С. Пушкина.

Использованная литература:

  1. Сказки А.С. Пушкина
  2. В. Бахревский «Детство Баяна», изд. «Белый город», М.,2010.
  3. С.Я. Маршак.  Собрание сочинений в 8 томах. Т. 6.  – М.: Художественная литература, 1971.
  4. Е.А. Василевская. Лексика сказок А. С. Пушкина. «Ученые записки Московского педагогического института», Кафедра русского языка, вып. 2, 1938.
  5. С. Соловейчик «Пушкинские проповеди», изд. «Первое сентября», М., 2009.
  6. Периодический журнал «Дошкольное воспитание»