Урок информатики по теме "Таблицы". Практическая работа "Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными". 9-й класс

Разделы: Информатика


Учебник: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Цели урока:

  1. Познакомить с возможностями текстового редактора при оформлении документа.
  2. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, информационной компетентности.
  3. Проконтролировать уровень усвоения учениками программного материала.
  4. Завершение проекта “Календарь”, оценивание.

Задачи урока:

Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, осознание своей значимости в образовательном процессе.

Образовательная – познакомить учащихся с различными возможностями оформления текстового документа в текстовом редакторе, умению редактировать и форматировать таблицы, преобразовывать текстовую информацию в табличную форму

Развивающая – развитие умения и навыков работы с текстовым редактором MSWord.

Оборудование:

  • Компьютерный класс, оснащенный лицензированной техникой и лицензированным оборудованием.
  • Мультимедийный проектор.
  • Презентация к уроку (Приложение 1).
  • Проверочные тесты (Приложение 2).
  • Дополнительное задание (Приложение 3).
  • Критерии оценивания (Приложение 4).
  • Листы самооценки работы в группе (Приложение 5).

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Актуализация знаний – 5 мин.
  3. Мотивация и целеполагание – 5 мин.
  4. Изучение нового материала – 10 мин.
  5. Практическая работа – 10 мин.
  6. Подведение итогов, оценивание проекта – 6 мин.
  7. Рефлексия – 2 мин.
  8. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент Приветствие учителя, проверка готовности к уроку Приветствие
Актуализация знаний Какую тему изучаем на последних уроках? Текстовую информацию, текстовый процессор
Что мы умеем делать в текстовом редакторе? Создавать текстовый документ, редактировать, форматировать, вставлять объекты, сохранять
Давайте выполним проверочный тест. Время выполнения 3 мин. Ответы заносите в шаблон ответов. Учащиеся выполняют тест.
Слайд 1. Взаимопроверка теста. За каждый правильный ответ – 1 балл. Поставьте полученные баллы. Учащиеся меняются ответами и проводят проверку и подсчет баллов.
Мотивация и целеполагание Слайд 2. Рассмотрите следующий набор фактов.

Попробуйте, пользуясь этим набором, ответить на следующие вопросы:

  1. Кто передвигается на двух ногах?
  2. У кого глаза не горят?
  3. Кто ловит мышей и ведет ночной образ жизни?

Поиск ответов займет достаточно много времени.

Учащиеся читают факты и ищут ответы на вопросы. Отвечают.
Слайд 3. А теперь посмотрите на таблицу, в которой представлена та же самая информация. Скажите, что в ней обозначают знаки “+” и “-”? Знак “+” свойство присутствует, знак “-” – отсутствует.
Найдите ответы, используя таблицу на следующие вопросы:
  1. Кто ловит мышей?
  2. Кто ведет ночной образ жизни?
  3. Кто длинное и имеет горящие глаза?
Учащиеся отвечают.
Сколько времени вы потратили на поиски ответов в таблице по сравнению с текстом? Намного меньше
Сделайте вывод. Таблица – наиболее удобная форма для представления однотипной информации.
А где вы еще встречались с текстовой информацией, представленной в виде таблицы? Учащиеся отвечают: в магазине – список товаров и цен, меню в столовой, оценки в журнале, таблица умножения, таблица Менделеева и т.д.
Какой вывод можно сделать? В жизни очень часто встречается информация в виде таблиц.
Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать? Таблицы.
Слайд 4. Откройте свои тетради, запишите число и тему урока. Записывают число и тему урока
Какую цель можно поставить при изучении данной темы? Узнать, как создавать таблицы, как их редактировать, форматировать, какие таблицы существуют и т.д.
Изучение нового материала Над чем мы работаем на уроках информатики при изучении данной темы? Создаем проект “Календарь”
Что вы уже сделали в проекте? Создали страницы, подобрали фон, рамку, вставили изображение и стихотворение. Разработали критерии оценивания.
Что нам осталось сделать? Вставить числа и дни недели в каждом месяце
Как лучше и удобнее это реализовать? С помощью таблицы.
Давайте познакомимся, как работать с таблицами в текстовом редакторе.

Слайд 5. Чтобы вставить таблицу, необходимо выбрать команду Вставка – Таблица. Существует 3 способа создания таблицы:

  • С помощью шаблона
  • Команда “Вставка таблицы
  • Команда “Нарисовать таблицу
Учащиеся слушают и по мере необходимости, делают записи в тетради
Чем редактирование отличается от форматирования? Редактирование – исправление ошибок, форматирование – изменение внешнего вида
Что можно редактировать в таблице?
Слайд 6. Редактирование осуществляется по команде Работа с таблицами – Макет и включает в себя следующие команды: удаление строк и столбцов, вставка строк и столбцов, объединение ячеек и разбиение.
Слайд 7. Форматирование осуществляется по команде Работа с таблицами – Конструктор и включает в себя такие команды, как стиль таблицы, заливка ячейки или всей таблицы, толщина и цвет пера, а также выравнивание и направление текста (команда Работа с таблицами – Макет)
Число строк, столбцов, ячеек
Слайд 8. Существуют два вида таблиц: простые и сложные. Посмотрите внимательно и скажите в чем отличие?
Рассказать о видах простых таблиц: объекты – свойства и объекты – объекты; сложных: объекты – объекты – много, объекты – свойства – объекты.
В сложных таблицах объединены или строки или столбцы
Как вы думаете, какую таблицу удобнее использовать в календаре? Простую, нам описывать дни недели и числа.
Практическая работа Сегодня вы доделаете свой календарь и оцените его по критериям. Давайте повторим технику безопасности при работе за компьютером. Учащиеся отвечают
Вы поделились на группы и распределили, кто из вас какой месяц делает. Пока один работает за компьютером, другой выполняет дополнительное задание. В задании необходимо преобразовать текстовую информацию в табличную форму. Вам предложено два уровня: базовый – 2 балла, повышенный – 4 балла. Уровень выбирайте сами. Баллы мы добавим к общей сумме за календарь и за тест. Пройдите за свои рабочие места. Одна группа учащихся проходят за рабочие места и начинает выполнять задание
Вторая группа работает за партами.
Потом группы меняются местами
Подведение итогов урока, оценивание проекта Время вышло, садимся все за парты, берем лист с критериями оценивания и выставляем баллы.
Слайд 9. На прошлых занятиях вы договорились, что за каждый критерий – 1 балл, а за последний (общее впечатление) – 5 баллов. Посмотрите еще раз на критерии и на перевод своих баллов в оценку.
Учащиеся садятся на места, берут лист с критериями оценивания.
Учитель демонстрирует через проектор страницы календаря (по сети) Учащиеся смотрят страницы календаря и оценивают каждый месяц.
Все ли выполнили дополнительное задание? Были ли затруднения? Учащиеся отвечают
Напоминаю, что общая оценка будет состоять из суммы баллов за тест, дополнительное задание и баллы за календарь  
Рефлексия Слайд 10.

Скажите, что получилось, что не получилось, почему?

Назовите умения, которые вы приобрели, изучив эту тему. Пригодятся ли они вам в жизни?

Что для вас было сложным при выполнении мини-проекта?

Учащиеся отвечают, высказывают свое мнение
На столах у вас лежат листы самооценки работы в группе. Заполните их. Учащиеся заполняют листы самооценки
Домашнее задание Слайд 11.

Творческое задание: составить таблицу расписания своего класса на неделю:
В виде простой таблицы + оформление

ИЛИ

В виде сложной таблицы + оформление

Учащиеся записывают домашнее задание
Спасибо за сотрудничество, урок окончен, до свидания! Прощаются с учителем, собирают вещи и сдают листы с оцениванием

 

21.04.2014