Открытый урок по теме "Мир друзей в лирике В.Берестова"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • создать условия для мотивированного и осознанного чтения произведения;
  • развивать умение характеризовать лирического героя.

Предметные задачи:

Создать условия для развития у учащихся умения:

  • выразительного чтения на примере стихотворений В. Берестова; – совершенствование всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения;
  • анализировать: видеть в поэтических текстах выражение подлинных чувств, детских переживаний и впечатлений поэта.

Метапредметные задачи:

Создать условия для развития у учащихся

  • представлений о дружбе, чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывать интерес к предмету, культуру общения;
  • умения согласовывать совместную деятельность учащихся друг с другом, работать самостоятельно;
  • умения планировать свою деятельность, проводить рефлексию.

Оборудование: учебник “Литературное чтение”, 4 кл. (авт. В.Ю.Свиридова) 2011 г., карточки с заданиями для групп, презентация “В. Берестов”.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап. Создание эмоционального настроя

Cейчас мы поиграем в игру “вспомни и назови”. Я прочитаю вам строки из стихотворения, а вы назовите автора стихотворения.

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти6
“Прочти, пожалуйста, прочти”!
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу”!
– Кто автор этого стихотворения?

– Назовите тему урока.

Ученики вспоминают автора стихотворения – В. Берестов. Перечисляют названия стихотворений

Дети называют тему урока

II этап. Сообщение темы и постановка учебных задач урока

Ребята! Сегодня наш урок посвящён творчеству поэта В.Берестова.
Тема урока: “ Мир друзей в лирике В. Берестова”
Сегодня мы с вами проведём исследование и увидим, что ценит в друзьях поэт?
– Почему нам интересны стихи поэта?
 

III этап. Изучение нового материала

– О жизни и творчестве В.Берестова расскажет ученик…

Выступает подготовленный ученик
(Приложение 1)
– А теперь давайте послушаем стихотворение “Драконил” Один ученик читает наизусть стихотворение “Драконил”
– Кто же такой Драконил? – Мальчик, которому доставляло удовольствие подставлять приятеля, поиздеваться над ним, а вся фантазия уходила на очередную пакость.
Прочитайте стихотворение самостоятельно Дети читают стихотворение самостоятельно
– Как ещё его называет лирический герой? Почему? – “Он”. Не хочет называть его по имени, потому что с “ним” связаны самые неприятные воспоминания детства.
– Подтвердите своё мнение чтением отрывков. – “Негодяй” (эпизод с теплицей, с любимыми журналами, поход в кино)
– Почему же лирический герой продолжал с ним дружить? – Дружил, значит, его привлекала изобретательность и неуёмная фантазия этого мальчика.

– Мы вместе анализировали стихотворение, где поэт делился своими детскими переживаниями.
– Сейчас вам предлагается работа в группах. – Слушайте внимательно задание:
В группах ответить на вопросы по стихотворению “Девочка” стр. 81 чтобы увидеть, какие чувства переживал лирический герой.

 
– Какие правила работы в группах вы используете? Правила работы в группах:
– внимательно выслушать задание учителя
– обдумать самому
– обсудить в группе (сохраняя тактичность и спокойствие).
– прийти к окончательному ответу

Выбрать одного отвечающего

– Сегодня будем делиться на 4 группы  

Работа в группах (приложение 2, см. в конце статьи)

Вопросы: – Что можете сказать о героине этого стихотворения? – Она командирша, заводила, любит играть с мальчишками, не боится опасностей, отчаянная и смелая
Как относится к девочке лирический герой – Он восхищается ею, ведь она обладает не только храбростью, но и фантазией.

После работы в группах ученики, выбранные в каждой группе, представляют свою работу.

– Давайте послушаем ещё два стихотворения В. Берестова “Разлука” и “Фантики” Чтение стихотворений наизусть
– Какие чувства вы испытали, слушая это стихотворение? Грусть, обида…
– Почему же друзья расстались? – Они разъехались в разные города, это жизненные обстоятельства. Изменить которые дети не в силах.
– Какой вывод делает лирический герой? – А без игры и дружбы нет, когда друзьям по десять лет.
– Основой детской дружбы является игра. Вы согласитесь с выводами лирического героя? – Игра – это основной способ общения ребёнка со сверстниками. А значит основа детской дружбы.
– Послушаем стихотворение “Фантики”
– Поделитесь своими впечатлениями.
Дети делятся своими впечатлениями.
– Что же оказалось самым важным?
– Что привлекает маленького ребёнка в конфете?
Повторное чтение стихотворения.
Сначала её вкус. Потом обёртка. Наконец – игра, дружба, что является самым важным
– Кто из вас сейчас попробует выразительно прочитать стихотворения. Ученики по желанию читают стихи

IV этап. Рефлексия

– Кто из вас узнал себя в героях стихотворений?
– От чьёго имени ведётся повествование?
Лирического героя
– Кто он? Сам автор
– Какие у него ценности? Общение, дружба, игра, чтение, мир фантазии, храбрость
– Что такое дружба в вашем понимании?

1 Дружба

  1. Какой должна быть дружба (два прилагательных).
  2. Что нужно делать для того, чтобы дружба не умирала (Три глагола).
  3. Ваше отношение к дружбе. (Предложение из четырёх слов).
  4. Суть дружбы (одно слово).

Вы составили синквейн

Прочитайте свои синквейны

V этап. Домашнее задание

– Научиться выразительно читать понравившееся стихотворение.
– Учиться выражать свои чувства, используя изобразительные средства

Приложение 2

  1. Прочитайте внимательно стихотворение.
  2. Какой увидели девочку?
  3. Как относится к девочке лирический герой?