Познавательно-речевое занятие с элементами экспериментирования на тему "В гости к Профессору Почемучкину"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Способствовать формированию у детей познавательного интереса.

Задачи:

Познакомить детей с атмосферным давлением, уточнить раннее полученные знания о свойствах воздуха.
Учить детей работать со схемами и устанавливать причинно-следственные связи. Закрепить умение работать в коллективе и во время опытов соблюдать правила безопасности.
Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.
Развивать логическое мышление, память, речь, творческое воображение, интерес к познавательной деятельности;
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Словарная работа: Атмосферное давление.

Предварительная работа: Беседа с детьми о воздухе; чтение энциклопедии; проведение опытов; чтение познавательной литературы, разучивание стихотворений о природных явлениях.

Материалы и оборудование:
материал для проведения экспериментов:
трубочки для коктейля,
емкости с водой,
открытка,
белый халат для детей взрослого,
стаканчики, вода,

Ход занятия

Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам.

Доброе утро, ребята!

Мы сегодня погрузимся с вами в такую науку, науку о здоровье. Для чего нужно здоровье? (ответы детей).

Ребята, вы хотели бы со мной пойти в лабораторию к профессору Почемучкину, чтобы он вам показал новые опыты?
Давайте с вами вспомним правила поведения в лаборатории.
Ребята, правила поведения еще называют техникой безопасности.

Пойдем все за мной в лабораторию. (ходьба друг за другом)

Здравствуйте профессор! (Никто не отвечает)
Почему его нет. Вот его халат, странно, и записка какая-то.
"Здравствуйте, ребята! Извините, что не могу с вами поиграть, очень занят, я все приготовил Вам для опытов, но меня срочно позвали в главную лабораторию. Я для вас приготовил вопросы и новые задания, а вы вместе с Екатериной Юрьевной позанимаетесь в лаборатории. Желаю Вам успешно ответить на все мои вопросы."
Ребята, отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь.
И обратный держит путь.
Он не видимый и все же.
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Как вы догадались, что это воздух? Кому нужен воздух? Где его можно увидеть? (Ответы детей)
Перед вами такая задача: постараться с помощью опытов обнаружить воздух, а затем - это доказать.
Дети проводят опыты с воздухом, используя приготовленное оборудование и материал.
Итак, что вы делали, и что у вас получилось?
(Мы проводили опыт с пустыми бутылочками и обнаружили, что они не пустые, а в них есть воздух).
Молодцы!
(Мы взяли губки и опустили их в воду, увидели, что в них тоже есть воздух).
(Мы взяли трубочки и подули в них, воздух выходил из нас в виде пузырьков.)

А почему во всех опытах воздух выходил в виде пузырьков? (Ответы детей)

Ребята, давайте посмотрим в умной книге, что оставил Профессор Почемучкин. Вот послушайте, что здесь написано: Воздух невидимый, но когда мы опускали предметы в воду, то вода, наполняла предметы и воздух выходил наружу в виде пузырьков. Пузырьки – это воздух.
Для чего человеку нужен воздух? Как воздух попадает к нам в организм?
Как еще можно узнать, что в нашем организме есть воздух? ( ответы детей).
Ребята, давайте подуем на ладошку. Что почувствовали?
А почему он теплый, ведь мы вдыхаем холодный воздух?
(ответы детей)

Физкультминутка: Игра «Подуем на предмет». (Перышки, снежинка, салфетка)
Молодцы, профессор будет доволен.

Сейчас я Вас познакомлю с новым свойством воздуха - воздушным давлением - атмосферным давлением. Воздух давит на все предметы, на все живое. Я покажу, как воздух давит на предметы.
Как вы думаете? Что произойдет, если накрыть стакан с водой открыткой и перевернуть его. (ответы детей)
ВЫВОД: Вода не выливается: воздух давит на открытку, это и есть атмосферное давление.

Ребята, давайте нарисуем схему проведения этого эксперимента.

Ребята, а оказывается воздух не такой уж и безобидный! Он может быть и полезным, и вредным. Мы сейчас поиграем в игру.
Игра "Хорошо - плохо".
Что нужно делать для того, чтобы мы дышали чистым воздухом? (Принимаются все высказанные детьми гипотезы, и делается общий вывод).

Вывод: Нужно не загрязнять атмосферу, лес, речки, землю.
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. А как же профессор узнает о наших результатах? (ответы детей)

Рефлексия:
Ребята, для профессора Почемучкина мы с вами напишем письмо с нашими результатами и нарисованной схемой опыта.

Ребята, когда придете домой расскажите своим близким, что чистый воздух полезен для здоровья.

Ребята, мы сегодня много воздушных пузырьков видели, когда проводили опыты, возьмите себе какой вам нравится воздушный пузырек. (цветные кружочки)

В группе на подносе стоят коктейли для детей.